В последнее время отмечается рост числа детей с различными речевыми проблемами, особенно часто задержка речевого развития (ЗРР). Одной из причин задержки речевого развития может быть результат нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации.
Сенсорное воспитание активно начинает проходить у детей уже в раннем возрасте, который является сензитивным периодом в жизни ребенка, в этот период он учится говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами.
Люблинская А.А., Логинова В.И. отмечают необходимость сенсорного воспитания, направленного на формирование у ребенка процессов ощущения, как предпосылку формирования сложных мыслительных процессов у ребенка. Они делают акцент на том, что для развития познавательной деятельности ребенка особое значение имеет оречевления процессов ощущения и восприятия. В свою очередь, успешность речевого, умственного и физического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир [1, с. 74].
Запорожец А.В. определяет сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) как формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности [2, с. 59].
Козлова С.А., Куликова Т.А. рассматривают сенсорное воспитание как целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия [3].
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Выготским Л.С., Ананьевым Б.Г., Рубинштейном С.Л., Леонтьевым А.Н., Запорожцем А.В., Венгером Л.А. и др. Развитие сенсорного восприятия в разные периоды имеет свои особенности. В раннем детстве оно остается очень несовершенным; так как устойчивой связи между словами – названиями цвета (формы, величины и пр.) и конкретным цветом (формой, величиной и пр.) еще не образовалось. Сенсорное восприятие ребенка раннего возраста носит предметный характер. Восприятие признаков объекта возникает при выполнении ребенком предметной деятельности. У ребенка раннего возраста обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям; зрительное восприятие становится одним из ведущих и т.д. [4, с. 259].
Сенсорное развитие у детей с задержкой речевого развития (ЗРР) отличается качественным своеобразием. У таких детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен: снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета, допуская ошибки, в силу имеющихся нарушений в речевом развитии [5].
Мы провели опытно-экспериментальную работу по выявлению особенностей сенсорного воспитания детей раннего возраста с ЗРР на базе ГБОУ ДО РС (Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» и МДОУ ЦРР №104 «Ладушка», в эксперименте чествовало 20 детей 2-3 лет с ЗРР.
При составлении схемы обследования детей раннего возраста с ЗРР мы руководствовались работами: «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л., (1983), Методика Николаевой Т.В. (2004), тесты Нижегородцевой Н.В. и Шадриковой В.Д. (2001).
Приемы и методы обследования указанных авторов были адаптированы с учетом целей исследования и особенностей контингента обследуемых детей с ЗРР. Традиционные методики подверглись модификации в связи с низким уровнем развития речи, а в большинстве случаев – отсутствием речевой коммуникации испытуемых.
Схема обследования состояла из трех блоков:
Первый блок включал в себя сбор анамнестических данных и сведений об особенностях раннего психомоторного развития ребенка, анкетирование родителей, наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях.
Второй блок предполагал исследование сенсорного восприятия по методике Николаевой Т.В.
Третий блок предполагал исследование моторной сферы (общей и мелкой моторики) по методике Нижегородцевой Н.В., Шадрикова В.Д.
Изучение анамнестических данных детей раннего возраста с задержкой речевого развития показало, что у всех 20 испытуемых (100 %) обнаружилось влияние различных неблагоприятных факторов в пренатальный, натальный и постнатальный периоды. В пренатальном периоде матери отмечали частые заболевания (ОРВИ, ОРЗ, в одном случае инфекционное заболевание), токсикозы на ранних и поздних сроках беременности, в 40 % случаях отметилась внутреутробная гипоксия. В натальном периоде в срок родили только 50 %, в 30 % – недоношенность (преждевременные роды) и в 20 % – переношенность. Также было часто отмечена асфиксия, маленький вес, травмы при родах и либо тихий, слабый либо беззвучный крик, либо крик был не сразу.
В постнатальном периоде часто отмечаются перенесенные заболевания до и после года. Дети часто и по долгу болели, в инфекционной больнице лежали трое обследуемых, много случаев осложнений после вакцинации (высокая температура, отсутствие сна, судороги). Единично можно отметить ушибы или травмы головы.
Для получения дополнительных сведений о раннем речевом и сенсорном развитии детей родителям было предложено заполнить анкету-опросник. Проанализировав ответы родителей пункта «Раннее речевое развитие» заметили, что время появления гуления, лепета и первых слов отстает от нормы развития от 2 до 6 месяцев. Крик ребенка характеризуют по разному: тихим, визгливым, захлебывающимся и нормальным. Не у всех детей на момент обследования была сформирована фразовая речь (в 75 % случаях фразовая речь отсутствует), в остальных случаях фраза состоит из 2-3 слов.
На время первого обследования родители отмечали у детей сопровождение речи активной жестикуляцией, не понятности высказываний «Каша во рту», «Спешить, говорит что-то на своем» и т.п., излишне активной речи или полного отсутствия речевой деятельности.
Анализ описанных родителями слов, произносимых ребенком слов за один день, показал, что в большинстве случаев в лексиконе детей преобладают облегченные варианты слов, обозначающих бытовые просьбы, типа «дя» – дай, «пи» – пить, «дём» – идем, «ава» – собака, «мику» – кошка, «пать» – спать и т.п.
В активном словаре детей было также отмечено изобилие звукоподражательных возгласов и облегчённых слов, преимущественно относящихся к названиям животных, называнию режимных моментов, приветствий и прощаний, многие глаголы наблюдались в виде звукоподражаний, прилагательные в речи детей практически отсутствовали.
Проанализировав ответы родителей по первой части анкеты (количественному показателю), мы разделили детей по количеству произносимых слов на 3 группы: от 1 до 20 слов – 15 детей (75 %), от 20 до 40 слов – 4 детей (20 %), от 40 и более – 1 ребенок (5 %) (рис. 1).
Рис. 1
Рис. 2
По сенсорному развитию можно отметить: 15 детей не знают основные цвета (красный, синий, зеленый), оставшиеся 5 детей цвета путают; только 2 ребенка различают «большой-маленький», в остальных случаях родители отмечают либо не знание ребенком величин, либо ребенок путает их; 3 родителя отметили, что их ребенок путает геометричские фигуры, остальные 17 отметили что их ребенок не знает фигуры, либо этот пункт был пропущен.
На вопрос «Выделяет ли нужный предмет из группы по форме, цвету, величине» 73 % ответили «нет», 27 % – «редко, после показа, находит с помощью проб».
По образцу находят нужный предмет 50 % детей, остальные выполняю только с подсказкой или вообще не делают этого. Сортировкой с детьми занимаются всего 5 родителей, остальные 15 воздержались от ответа или поставили прочерк. В 100 % случаях дети не определяют объект по силуэту.
В игры на сенсорное развитие играют только 5 семей, еще 7 иногда объясняют ребенку сенсорные эталоны в быту, оставшиеся 8 не уделяют сенсорному развитию никакого внимания.
Для получения данных об уровне и особенностях развития сенсорного восприятия провели диагностику по методике Николаевой Т.В. Результаты показали, что 11 детей (55 %) отстают от возрастной нормы, 7 (35 %) – соответствуют возрастной норме и 2 (10 %) значительно отстают от возрастной нормы (рис. 2).
Анализ моторной сферы по методике Нижегородцевой Н.В., Шадрикова В.Д детей с задержкой речевого развития показал, что все дети имеют нарушения общей и мелкой моторики, проявляющиеся в моторной неловкости, дети испытывали затруднения работы с мелкими и по размеру предметами, испытывали трудности при одевании, при беге или повторе движений за взрослым испытывали моторную неловкость, иногда теряли равновесие. 16 детей (80 %) имеют низкий уровень в задании с оцениванием ловкости пальцев, 12 детей (60 %) не справились с заданиями, оценивающих точность, выносливость и силу движений. Наименьшие затруднения дети испытывали при выполнении заданий на быстроту, ритмичность и осуществлять зрительный контроль за движениями.
Таким образом мы доказали, что успешность речевого, умственного и физического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. А значит детям имеющим задержку речевого развития необходима активная помощь в сенсорном воспитании уже в раннем возрасте.