Пространственные композиции парка в пейзажном стиле составляют его структурную основу. Расположенные в определенном порядке они, в свою очередь, образуют пейзажные картины, картины пространственные, которые можно рассматривать, созерцать и воспринимать, как настоящие живописные произведения искусства, написанные художниками. Поэтому такие пейзажные «картины» можно проанализировать с точки зрения художественного восприятия, то есть как живописные полотна.
Ярким примером воплощения пейзажного стиля в ландшафтном искусстве, как известно, является японский сад. А одним из известных японских садов является сад музей Адачи в Японии.
Идея столь гармоничного сосуществования искусства и созерцательного пейзажа, которое обостряет дилемму между материальным и духовным, тленным и вечным, рукотворным и божественным, пришла в голову создателю галереи Адачи Зенко, который лично сформировал коллекцию редких хвойных и лиственных, а также литофитов – растений, произрастающих на камнях и скалах. Аналогия с высоким искусством в садах Адачи просматривается даже в концепции построения ландшафта: здесь всегда присутствуют графические мизансцены первого плана, чуть удаленного среднего плана и, конечно же, эффектная перспектива! По мнению автора, японский сад – это живопись «проживания» … [1].
Основатель музея любил повторять, что «сад, говоря иными словами, это свиток, с нарисованным на нем живым пейзажем». По таким садам не ходят пешком, в них всё геометрически выверено, для их созерцания построены специальные павильоны с панорамными окнами и удобными скамьями, на которых можно сидеть и любоваться гармонией природы. Эти сады называют пейзажными картинами, они не предназначены для пеших прогулок, ими любуются издалека, не спеша созерцая их и прислушиваясь к откликам в своей душе [2].
Попробуем взглянуть на пейзажи садов Адачи с художественной точки зрения. Для начала проанализируем цветовое и световое решение пейзажных видов. Зеленый, находящийся в середине цветового спектра, выступает как цвет физического равновесия [3]. Здесь он уравновешивает темные и холодные цвета камней, гор и светлое небо. Камни, дающие множество, преимущественно, серых оттенков контрастируют с белыми «сухими» ручьями и реками, что повышает насыщенность всего пейзажа. Светло-голубое небо, синь далей над холмами успокаивают, умиротворяют. На фоне белых покрытий четко вырисовываются изящные стволы деревьев, их ажурные кроны, резные листья.
Композиция каждого вида, каждой панорамы, наблюдаемой с маршрута движения или точки обзора, построена по всем законам гармонии и равновесия. В каждой такой «картине» есть центр композиции, несколько планов. Практически все виды как бы обрамлены кулисами, отсюда глубина пространства и целостность «картинки». Везде просматривается тесная связь с окружающим природным ландшафтом, причем эта граница размыта.
Интересно, что все в японском саду создано исключительно из природных, натуральных элементов, – камни, песок, вода, растения, и дополнено рукотворными деталями-акцентами: в глубине листвы виднеется чайный домик, одиноко стоит фонарь, как маяк, обозревающий гладь волн, неподалеку журчит вода в каменном колодце.
Рис. 1. Пейзажные картины садов Адачи [2]
Рис. 2. Фрагмент Чайного сада (сады Адачи, Япония) [4]
Сюжеты «картин» сада напрямую связаны с японским мировоззрением, культурой и эстетикой, а также философским взглядом народа «страны восходящего солнца» на природу, полным символов и ассоциаций. Здесь каждый элемент сада играет не только декоративную роль, он также наделен индивидуальным значением, которое необходимо чувствовать и понимать, любая деталь японского сада непременно должна занимать свое место [5].
Рис. 3. Обязательный атрибут японского сада – каменный колодец [1]
Рис. 4. Смена времен года в пейзажных картинах садов Адачи [4]
На первый взгляд пейзажные картины садов Адачи кажутся статичными, неизменными, как живописные полотна, можно подумать, что в них остановилось время. Но это далеко не так. На самом деле это живые природные картины, которые меняются в зависимости от времени года.
Так весной нежная зелень покрывает холмы и ветки деревьев и кустарников, цветут слива, сакура, форзиции, хеномелис японский, азалии, рододендроны, внося разнообразие в пейзажную картину. Сухой пейзажный сад с каменным мостом на переднем плане весной оживляется, будто случайно брошенными художником свежими мазками – сложной формы клумбами с нежной цветущей азалией, за ними посетители видят шумный, разлившийся от талых вод водопад.
Летом в зеркальном водоеме танцуют томное болеро золотистые карпы, образуя в воде кружевные узоры. В садах не видно ярких красок, в гамме садов в это время года преобладают зеленые, коричневые, серые, песочные тона.
Осенью вновь появляются краски: клены расцвечивают пейзаж неожиданными вспышками красного, пурпурного, желтого.
С приходом зимы картина снова меняется. Сады, слегка припорошенные снегом, напоминают полотна Ёкоямы Тайкана. Пятна белого снега на гравийном покрытии, на крышах павильонов и фонарях напоминают о тишине и спокойствии в это время года. Смена времен года в пейзажных картинах садов Адачи подчеркивает течение времени, его неизменный бег.
Все это представляет неповторимый особенный стиль японского сада, составленный из эстетичных пейзажей, созданных для неторопливого созерцания, любования гармоничным сочетанием творений природы и человека.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сад в пейзажном стиле действительно может рассматриваться с художественной точки зрения как живописная картина или, точнее, как ряд живописных картин, сменяющих одна другую. Созерцание таких картин подобно посещению картинной галереи, но только это живые картины в отличие от статичных полотен живописи.