Современные тенденции развития общества выдвигают новые требования к медицинскому персоналу и к системе здравоохранения в целом. Здоровье человека – это ценность и величайшее благо для развития страны.
Существует определенная взаимосвязь между здоровьем нации и экономическим ростом. Поэтому при планировании и осуществлении политики государства первостепенно акцентируется внимание именно на здоровье населения. Таким образом, здравоохранение играет важнейшую роль в обеспечении экономического благополучия страны [1].
В Российской Федерации законодательно закреплены три ветви здравоохранения: государственная, муниципальная и частная, каждая из которых нуждается в грамотном и эффективном управлении. Следовательно, основная цель законодательства заключается в снижении потерь общества от заболеваемости и смертности, что требует продуктивной деятельности как всей сферы здравоохранения, так и организаций на муниципальных уровнях.
Без сомнения, всё должно базироваться на внедрении новых подходов, методов и моделей управления различными элементами, начиная с работы поликлиник, и заканчивая развитием медицинской промышленности. Предполагается управление трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами медицинской отрасли [2].
В последние годы система здравоохранения России пережила множество проблем в результате воздействия кризиса и растущей инфляции. Главная проблема связана с низким уровнем управления, проявляющегося в ошибочно расставленных приоритетах и непроизводственных расходах, в том числе, в ситуации сокращения объемов финансирования. Кроме того, наблюдается серьезная нехватка врачей, особенно в небольших городах и поселках. Достаточно сложно записаться к нужному специалисту, пройти качественное обследование.
Также выявляется то, что отсутствует необходимое оборудование, врачи не обладают профессиональными навыками, присутствуют огромные очереди в больницах и поликлиниках. При этом опрос граждан показывает отрицательные результаты по оценке российской системы здравоохранения, так 52% дают негативную оценку, 37% – удовлетворительную и лишь 9% респондентов отразили хорошее отношение к системе.
Коэффициент результативности, как соотношение полученного результата к затратам, составляет 9,6 баллов, что ниже средних показателей, неэффективные вложения в здравоохранение составляют от 40% до 60%, а государственные расходы на данную сферу не превышают 4% ВВП [3, с. 63].
Но, несмотря на все трудности в России существуют хорошие предпосылки для совершенствования системы здравоохранения посредством различных методов управления. Первое направление связано с подъемом фармацевтической и медицинской промышленности. В связи с санкциями, применяемыми против нашей страны, главным аспектом развития становится программа по использованию политики импортозамещения, состоящая в замене импортных лекарственных препаратов и медицинского оборудования аналогами российского производства.
По оценкам Минпромторга России при реализации политики и получении успешных результатов к 2020 году произойдет снижение импортозависимости с уровня 70-80% до 50-60%. Благодаря правильно выстроенной системе управления подобная мера может стать механизмом развития новых производств и привести к увеличению доли государственных закупок оборудований и лекарств отечественных производителей. На 1 января 2017 года уже разработаны и выведены на рынок 44 импортозамещающих лекарственных средств и 2 инновационных препарата, 75 медицинских изделия, 10 из которых являются новейшими разработками. Таким образом, можно сделать вывод, что следует активно инвестировать в высокотехнологические стартапы и проекты по развитию медицинской отрасли, особенно фармацевтического кластера и осуществлять этот процесс необходимо на всех уровнях управления здравоохранением: стратегическом, тактическом, оперативном и операционном. Такие действия позволят поднять экономику страны, модернизировать систему здравоохранения, следовательно, повыситься уровень здоровья населения.
Важным направлением остается совершенствование системы управления трудовыми ресурсами учреждений здравоохранения. Основные мероприятия должны быть связаны с улучшением управления подготовкой медицинских кадров, оптимизацией сети медицинских образовательных организаций и некоммерческих профессиональных объединений, разработкой инноваций в обучающем процессе, укреплением кадровой службы, повышением информированности медицинских работников о процессах, происходящих в текущей системе здравоохранения.
На наш взгляд основные задачи государства сводятся к следующим аспектам:
1. Анализ и прогноз потребностей в профессиональных кадрах конкретной специальности, планирование их обучения, а также формирование кадрового резерва;
2. Разработка мотивационных мер персонала для эффективного выполнения работы;
3. Содействие занятости специалистов через повышение их профессионализма и развитие компетентностных качеств;
4. Создание справедливой системы оплаты труда, социальной защиты работников;
5. Взаимодействие с организациями по вопросам труда и кадров;
6. Продление и расширение программы «Земский доктор».
Представленные мероприятия позволят ликвидировать недостаток медицинских кадров в стране. Государственные программы должны поэтапно сокращать имеющийся дефицит кадров и устранять диспропорции в медицинском персонале, повышая привлекательность отрасли и престиж медицинской научно-образовательной деятельности. Кроме того, Правительством РФ установлен и начал реализацию приоритетный национальный проект «Новые кадры современного здравоохранения».
Согласно данному проекту, в условиях трансформации экономики обеспечить медицинскую отрасль квалифицированными специалистами возможно за счет применения новой процедуры допуска к профессиональной деятельности, заключающейся в аккредитации и внедрении систем непрерывного дополнительного образования врачей с использованием интерактивных образовательных модулей.
Наряду с этим необходимо оптимизировать номенклатуру медицинских специальностей, выявить и обосновать нормативы обеспеченности кадрами в рамках изменения потребностей населения в предоставляемых медицинских услугах с ориентацией на особенности конкретно взятого региона страны.
На наш взгляд, вышеуказанным мониторингом должны заниматься органы власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления.
Особое внимание следует уделить созданию новой модели первичного звена здравоохранения. Базой развития данного направления является пилотный проект «Бережливая поликлиника», реализующийся в отдельных районах стран (площадками стали шесть поликлиник – в Ярославской, Калининградской областях и Севастополе). Суть проекта состоит в рационализации оказания медицинской помощи, сбережении ресурсов и времени всех участников процесса, то есть и пациентов, и врачей.
Каждое учреждение в условиях внедрения проекта использует различные меры по реформированию организации, например, работа регистратуры осуществляется по открытому типу, прием организуется по разным коридорам в зависимости от состояния здоровья пациента, при этом происходит разделение посетителей, кому требуется неотложная помощь, кто пришел по записи или же те, кому необходима просто получить справку [4, с. 80].
Также устанавливаются информационные стенды, указателями обозначены нужные отделения, разрабатывается цветовая навигация, учреждение делится на группы по принципу функционального зонирования и т.д.
Доступна запись на прием в онлайн-форме и с помощью электронных терминалов, расположенных в фойе поликлиник. Безусловно, подобные действия возможно осуществлять благодаря эффективному менеджменту. Можно сделать вывод, что проект «Бережливая поликлиника» – ключевой этап по совершенствованию системы здравоохранения, позволяющая сделать медицинское обслуживание граждан доступным, а самое главное, качественным.
Также важно в целом повышать эффективность управления, что потребует разработки стратегий развития системы здравоохранения, увеличения ответственности руководителей за полученные результаты и расходование средств.
Современные рыночные отношения ставят условия конкуренции врачей и медицинских учреждений по качеству предоставляемых услуг. Всё это приводит к выработке комплекса показателей оценки труда медицинских работников и деятельности организаций данной отрасли. Так, на наш взгляд, целесообразно на уровне субъектов РФ и местного самоуправления создать совещательно-консультативный орган при Министерстве здравоохранения и Департаменте здравоохранения. Первостепенными задачами совета будут инициирование предложений по совершенствованию защиты прав потребителей, рассмотрение и поддержка инициатив общественных объединений в сфере здравоохранения; развитие взаимодействия министерства (департамента), медицинских организаций, подведомственных ему, с общественными объединениями и гражданами, развитие общественного контроля. А в целях использования инновационных принципов в здравоохранении необходимо содействовать успешному развитию медицинских наук, повысить качество инновационных разработок. Особый акцент необходимо сделать на развитие управления качеством медицинской помощи. Для этого полагается создать в органах управления здравоохранением отделы по менеджменту качества и системы обязательной аккредитации медицинских учреждений на основе стандартов ИСО.
Рассмотренные направления по совершенствованию управления системой здравоохранения будет невозможно реализовать без увеличения объемов государственного финансирования, поэтому должны быть определены задачи, в полной мере касающиеся охраны здоровья граждан, разработаны показатели контроля, вследствие чего определены объемы и источники основного и дополнительного финансирования здравоохранения [5, с. 33].
Ведь главной особенностью реформирования станет быстрое развитие информационных технологий и электронного здравоохранения, что будет использовано в системе медицинского образования, сборе и анализе информации и оказанию медицинских услуг населению страны. Кроме того, нынешняя экономическая обстановка требует увеличения размера бесплатной медицинской помощи за счет государственных средств. Таким образом, рост финансирования должен находиться на уровне 8% ВВП, как это происходит во всех развитых странах.
В условиях трансформации современного общества создаются новые требования и условия для развития медицинской отрасли страны, при этом возникает ряд проблем, требующих незамедлительного решения. Так образовавшиеся трудности в области здравоохранения России возможно решить путем разработки направлений по совершенствованию медицинской сферы.
Здравоохранение является приоритетом социальной политики государства, а здоровье населения выступает в роли важнейшего звена экономического потенциала страны, и только благодаря мерам по модернизации управления системой здравоохранения в России будут достигнуты улучшения показателей здоровья населения.