Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN THE FINE ART

Yakovleva S.S. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
The article reveals the content of artistic and aesthetic development of preschool children on the basis of the analysis of the Federal state educational standard of preschool education, the approximate General education program of preschool education «from birth to school», N.E. Veraksa, T.S. Komarova, M.A. Vasilyeva (M., 2014). Introduction to art includes the development of emotional sensitivity, emotional response to literary and musical works, the beauty of the world, works of art. Introduction to folk and professional art, through acquaintance with the best examples of domestic and world art; education of the ability to understand the content of works of art; formation of ideas about the types and genres of art. Visual activity provides the development of interest in various types of visual activities, improving skills in drawing, modeling, applications, applied art. The author comes to the conclusion that the artistic and aesthetic development of preschool children is carried out in the following directions: the development of emotional response to the manifestations of beauty in the world; the creation of conditions for the introduction of children to the world of art, the development of visual activity; the development of the desire to learn art, to master visual activity, to support the manifestations of independence, initiative, the development of visual activity, the ability to visual activity.
artistic and aesthetic development of children
fine arts
arts and crafts
creativity
art

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования раскрывает художественно – эстетическое развитие личности как развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (рисование, лепка, аппликация) [1, с. 268].

Художественно – эстетическое развитие личности является результатом освоения эстетического и художественного опыта человечества. Целью художественно-эстетического воспитания является приобщение к изобразительному искусству, развитие детского творчества, формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Содержание художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста представлено в разделах комплексных программ дошкольного образования и в парциальных программах. В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева (М., 2014) художественно-эстетическое развитие предусматривает приобщение к искусству, развитие изобразительной деятельности, конструктивно – модельной деятельности, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста [2, с. 337].

В данной статье мы выделяем два направления развития детей – приобщение к искусству и изобразительную деятельность.

В процессе ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства происходит развитие эмоционального восприятия, положительного реагирования на произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, народного декоративно-прикладного искусства. У детей начинает формироваться способность понимать содержание произведений искусства, эстетическое восприятие.

Изобразительная деятельность включает в себя воспитание у дошкольников интереса к рисованию, лепке, аппликации, прикладному творчеству, формирование, развитие и совершенствование умений в данных видах деятельности.

У детей от 2 до 3 лет во второй группе раннего возраста должно развиваться художественное восприятие, отзывчивость на доступные им картины, рассказы, музыку. С детьми рассматривают иллюстрации к произведениям детской литературы, знакомят с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой и другими. При этом педагог обращает внимание на яркое оформление, характер игрушек. Речь педагога должна быть пропитана эмоциями, заинтересованностью к изучаемому. Ребенок должен почувствовать искреннюю радость воспитателя при ознакомлении с образцами.

В младшей группе (от 3 до 4 лет) детей продолжают знакомить с лучшими образцами искусства, книжной иллюстрацией. Детям представляют разнообразие видов изобразительного искусства подводят к восприятию произведений искусства. Знакомят с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства, готовят детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.

Начиная со средней группы (от 4 до 5 лет) детей знакомят с творческими профессиями артиста, художника, композитора и др. Побуждают детей узнавать и называть явления и предметы окружающей действительности в художественных образах. В этом возрасте дети учатся различать жанры и виды изобразительного искусства: картина, скульптура, здание и сооружение (архитектура).

У детей 4-5 лет педагоги вызывают интерес к различным строениям, расположенным вблизи детского сада (детский сад, магазин, поликлиника, театр, кинотеатр, музей); привлекают внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять выделение различных частей здания (форма и величина входных дверей, окон, крыши, крыльца и других частей). Детей среднего дошкольного возраста начинают организованно вывозить на экскурсию в музей [3, c. 48].

В целях формирования представлений об образцах отечественной живописи, для развития эстетического восприятия детям проводят ознакомительную работу с картинами русских художников: И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, В.Г. Перова, А.А. Пластов, К.П. Брюллова и др. Картины отечественных художников данных авторов представлены в различных жанрах живописи и представляют собой прекрасное средство для развития у детей дошкольного возраста интереса к изобразительному искусству.

В среднем дошкольном возрасте детей знакомят с памятниками архитектуры родного края и мира: «в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца. В Золотое кольцо традиционно включают восемь основных городов – Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир» [3, с. 106].

Произведения И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, И.И. Левитана передают живописность русской природы: пейзажи представляют детям подробнейшее, яснейшее дыхание леса, родных просторов. Картины прекрасно отвечают принципу краеведения, доступности, сезонности при приобщении дошкольников к изобразительному искусству [4, с. 46].

Применяются разнообразные формы работы с дошкольниками по приобщению к изобразительному искусству, такие как:

– экскурсии,

– виртуальные экскурсии,

– беседы с использованием репродукций,

– игры, развлечения,

– выставки,

– самостоятельная и индивидуальная работа.

Народное декоративно-прикладное искусство также является доступным для этого возраста видом искусства. Дошкольники продолжают изучать различные виды росписей – гжельская, хохломская, городецкая и др. Национальный промысел родного края также включается в содержание образовательного процесса.

В старшей группе (от 5 до 6 лет) у детей продолжают формировать интерес к изобразительному искусству, продолжают знакомить с произведениями живописи, скульптуры, архитектуры. Расширяют представления о графике.

В подготовительной группе (от 6 до 7 лет) детей начинают знакомить с историей искусства и продолжают расширять ранее полученные знания, совершенствуются умения и навыки. Формируются представления о значении органов чувств человека для художественной деятельности. Воспитывается интерес к искусству родного края.

Изобразительная деятельность начинается со второй ранней группы (от 2 до 3 лет).

В процессе занятий рисованием у детей обогащается опыт сенсорного восприятия: дети учат различать интенсивность цвета, закрепляют знание цветов. При изучении предметов у дошкольников развивается не только чувство цвета, а также чувство формы. Воспитатели просят изобразить контур предмета в воздухе, потом на бумаге. Детей заинтересовывают инструментарием: карандаши – это не просто палочки, а палочки, которые оставляют след на бумаге; фломастеры и кисти бывают одного и того же цвета, но рисуют разные линии; краски акварельные и гуашь, нужно растворять водой, только тогда ворс кисти оставляет яркие пятна на бумаге и пр. Детей учат преобразовывать каракули, рисовать линии, точки, используются нетрадиционные техники рисования, такие как, кляксография, штампы и др.

На занятиях по лепке у детей в возрасте 2-3 лет проводят ознакомительную работу с материалом: пластилином, восковым пластилином, глиной. Восковой пластилин, современный и безопасный пластический материал для лепки с детьми, не липнет к рукам, волосам, не оставляет следов на одежде и мебели, легко размягчается. Воспитатель рассказывает детям о пластилине, его пластических свойствах, показывает на примерах, что можно из него слепить. Дети учатся работать с пластилином, отрывая маленькие кусочки, соединяя их, раскатывая между ладошками. После этого, дети учатся лепить округлые и сплющенные предметы (колобок, яблоко, помидор, ягодка, бусинка, лепешки, тарелки и т.п.), соединять вылепленные формы в один предмет.

У детей 3 – 4 лет продолжают развивать умение пользоваться инструментарием: правильно держать кисть, наносить краску кончиком ворса кисти, убирать лишнюю воду с кисти. С детьми проводят индивидуальное и коллективное рисование, учитывая индивидуальные особенности детей. Дети учатся нанесению основных изобразительных приемов – линий, штрихов, пятен, мазков, тычков. С их помощью рисуют простые предметы, прямые линии в разных направлениях, перекрещивают их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Воспитатели подводят детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и комбинаций разных форм и линий (неваляшка, цыпленок, тележка, вагончик и др.). Формируют умение создавать несложные сюжетные композиции.

Младшие дошкольники приобщаются к искусству аппликации. Дети учатся предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение, наклеивать их.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) в рисовании у детей к формированию умения рисовать отдельные предметы, добавляется создание несложных сюжетных композиций: к одним простым предметам добавляются другие и располагаются по всему листу. Дошкольники учатся закрашивать мазками или штрихами нарисованные формы, не выходя за их контур. Дети учатся пользоваться подходящими по ширине кистями: широкими или тонкими, кончиком, либо всей кистью. В декоративном рисовании продолжается формирование умения создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских, городецких узоров.

В аппликации усложняется содержание изображений. Детей обучают вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Дошкольники учатся вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов. Продолжают расширять количество изображаемых предметов из готовых форм. Учат детей преобразовывать эти формы, разрезая на две или четыре части (круг – на полукруги, четверти; квадрат – на треугольники и т.д.) [4, с. 257].

В лепке в средней группе закрепляют приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учат прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котёнка, клюв у птички), сглаживать поверхность вылепленного предмета.

В старшей группе (от 5 до 6 лет) продолжают развивать интерес к изобразительной деятельности, обогащают сенсорный опыт, развивают эстетическое восприятие. Детей продолжают знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), учитываются региональные особенности.

В подготовительной группе (от 6 до 7 лет) совершенствуются умения изображать предметы по памяти и с натуры, совершенствуется техника изображения, расширяется набор материалов. Продолжается формирование умения свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, плавно поворачивать руку при рисовании округлых линий, завитков в разных направлениях, осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

В сюжетном рисовании детей продолжают учить размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего, передний и задний план). Формируется умение передавать движение людей и животных. В лепке продолжается обучение умению передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов.

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Рисование, лепка, аппликация и конструирование – виды изобразительной деятельности, основным назначением которых является образное отражение действительности [5, с. 25].

Содержание художественно-эстетического развития дошкольников представлено в комплексных программах, а также обогащенное содержание раскрывается в парциальных программах. Современные программы соответствуют ФГОС дошкольного образования и раскрывают данную область развития ребенка. Кроме этого, создаются региональные программы, учитывающие конкретную этнокультурную ситуацию, традиции, принятые в обществе. Согласно целевым ориентирам дошкольного образования ребенок к окончанию дошкольного возраста должен проявлять развитое творческое воображение, проявлять самостоятельность в изобразительной деятельности, эмоционально откликаться на произведения искусства.

В художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста для развития эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире для приобщения детей к миру искусства, для развития способностей к изобразительной деятельности воспитателю необходимо обеспечить активное взаимное взаимодействие взрослого и ребенка, ребенка и сверстников, поддерживать проявления самостоятельности, инициативы в изобразительной деятельности.