Особое место в художественно-эстетическом развитии ребенка занимает формирование эстетического восприятия окружающего, приобщение к миру искусства, развитие интереса к произведениям искусства.
Приобщение к искусству подразумевает развитие эмоциональной отзывчивости, эмоционального прочувствования произведений художественной культуры – литературных произведений, музыки, изобразительного искусства.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к структуре образовательных программ, которые должны включать область художественно-эстетического развития ребенка. Данная область предусматривает формирование у ребенка дошкольного возраста элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства, приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства являются одними из основных целей дошкольного образования в области художественно-эстетического развития [1, с. 268].
Дошкольники по-разному воспринимают произведения изобразительного искусства, потому что они требуют высокого уровня сосредоточенности, внимательного изучения.
Отбор произведений изобразительного искусства занимает важное место в планировании работы с детьми дошкольного возраста в художественно-эстетическом направлении. Правильный отбор произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, народного декоративно-прикладного искусства, дизайна является одним из условий, которые оказывают воздействие на эстетическое развитие детей, формирование первоначальных представлений о мире, интереса к культуре родного края и мира.
Существуют определенные критерии для отбора произведений искусства для ознакомления с детьми:
– доступность возрасту (учет возрастных психофизических и индивидуальных особенностей);
– разнообразие стилевой манеры;
– доступность содержания для детского восприятия;
– художественная ценность, разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, линия, колорит, композиция, ритм и т.д.);
– положительное эмоциональное воздействие на ребенка;
– учет сезона, принципа краеведения при подборе картин (сначала детей знакомят с образами родного края);
– содержание должно носить воспитывающий характер [2, с. 18].
Существуют формы работы с детьми по организации восприятия произведений искусства: беседы с использованием репродукций, иллюстраций литературных произведений, виртуальная экскурсия, экскурсии, выставки, развлечения, проектная деятельность, а также самостоятельная художественная деятельность, индивидуальная работа (работа с отстающими и детьми с опережающим развитием), сюжетно-ролевые игры, дидактические и подвижные игры.
Виртуальные экскурсии предполагают организацию электронных экспозиций. Используются технические средства обучения – презентации, видеофильмы. Содержание может быть подобрано воспитателем самостоятельно, либо в качестве дидактического материала использовать материалы с сайтов музеев. Преимущество данной формы работы заключается в практически неограниченных возможностях выбора тематики, образцов отечественного и зарубежного искусства. Особенно актуальным использование виртуальных экскурсий является для блока архитектуры, когда есть возможность совершить виртуальное путешествие по архитектурным памятникам мира.
Проектная деятельность является одним из современных и результативных образовательных технологий в дошкольной образовательной организации. Эта технология обеспечивает реализацию субъект-субъектного подхода к образовательной деятельности. В основе проблематики исследований могут быть использованы вопросы, которые ставят сами дети, а также темы, которые соответствуют образовательной программе. В направлении художественно-эстетического развития в проектной деятельности в части приобщения детей к изобразительному искусству могут быть предложены следующие темы: «Пейзаж в русской живописи», «Золотая осень», «Московский дворик», «Натюрморт в русской живописи», «Маринист», «Русская сказка» и пр. Возможны темы как узкой специализации, так и информация, затрагивающая больший диапазон проблем. В основе проектной деятельности лежат развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно принимать решение, развитие критического мышления, накопление знаний.
Живопись – один из важнейших видов изобразительного искусства, произведения которого отображают на плоскости все многообразие окружающего мира посредством различных цветных красящих материалов.
Средством выразительности графики являются линии, точки, штрихи, пятна. Поэтому графика близка к живописи, но в отличие от нее изображаемый предмет больше схематизируется, рационализируется и конструируется
При анализе произведений живописи и графики с детьми используется схема анализа композиций, включающей ряд вопросов, раскрывающих художественный образ. Их можно объединить в три группы:
1. Общие вопросы: название картины и фамилию художника; о чем написана картина; что самое главное в картине и как оно изображено (цвет, построение, расположение); что изображено вокруг главного в произведении и как оно соединено с ним; что красивое показал своим произведением художник; о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину (прием вхождения в картину).
2. Постановка вопросов, развивающих умение у воспитанников самостоятельно анализировать содержание картины; выделять выразительные средства; формировать умения «читать» картины; мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению (О чем картина? Почему вы так думаете? Расскажите. и т.д.). Вопросы способствуют развитию у детей умения рассуждать, анализировать, делать выводы. На этом этапе используются приемы точных установок, которые учат логически рассуждать и открывают путь к самостоятельному поиску ответа (прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно посмотрите, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал). Применяя прием композиционных вариантов, педагог словесно или наглядно показывает воспитанникам, как меняется содержание картины и какие новые чувства возникают.
3. Вопросы, побуждающие сравнение изображенного с личным опытом; развитие у ребят разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств; прием мысленного создания картины по названию, данному художником: На данном этапе используются игровые элементы, стимулирующие желание ребенка рассказать о понравившейся картине [3].
Детей раннего и младшего возраста приобщают к искусству в процессе ознакомления с доступными произведениями живописи и графики, с книжной иллюстрацией. Чтение книг сопровождается эмоциональной оценкой образов. У детей развивают умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.
Начиная со средней группы детей знакомят с профессией художника. Побуждают детей узнавать и называть явления и предметы окружающей действительности в художественных образах. Дети учатся различать жанры и виды изобразительного искусства: картина, скульптура, здание и сооружение (архитектура). Дети должны выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина).
В старшей и подготовительной группах в целях формирования представлений об образцах отечественной живописи, для развития эстетического восприятия детям проводят ознакомительную работу с картинами русских художников: И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, В.Г. Перова, А.А. Пластов, К.П. Брюллова и др. Картины отечественных художников данных авторов представлены в различных жанрах живописи и представляют собой прекрасное средство для развития у детей дошкольного возраста интереса к изобразительному искусству
Для художественно – эстетического развития детей произведения скульптуры имеют широкие возможности. В них через объем и пластику передаются разнообразные образы окружающего мира. Пластические образы воспринимаются детьми как реальные, изучая которые они узнают свойства и признаки предметов, объектов окружающей действительности, их эстетические качества.
Скульптура способствует формированию отзывчивости к красоте, воспитывает бережное отношение как к живым объектам, так и произведениям искусства.
Первая функция изделий народного декоративно-прикладного искусства, с которой необходимо знакомить детей, – практическое использование предметов, выполненных народными мастерами.
Отличительные особенности народных декоративно-прикладных изделий:
1. Единство и взаимосвязь содержания и формы, художественность и функциональность, зависимость формы изделия от его назначения и материала.
2. Объединение традиционности с творческим характером декоративно-прикладного Искусства, единство устойчивых мотивов с их интерпретацией каждым народным мастером, поиск новых форм, нового содержания на традиционной основе.
3. Коллективная природа народного творчества.
4. Обобщенность и конкретность; отсутствие натурализма; стилизация и простота [4].
Выразительность, традиционность, высокий художественный уровень – вот доминирующие черты художественных изделий.
Знания об архитектуре как виде искусства дети получают, знакомясь с родным городом, поселком, деревней. В ходе экскурсий, прогулок, наблюдений педагог целенаправленно обращает, внимание дошкольников на разнообразие внешнего вида зданий. Постепенно дети усваивают, что внешний вид здания зависит от его назначения, замечают разницу между жилыми, промышленными и общественными зданиями. У детей формируются знания о том, что у жилых домов есть, как правило, балконы, лоджии, цветочницы, используются различные формы оконных и дверных проемов. Часто общественные здания отделывают с помощью разных видов изобразительного искусства – скульптур, монументальной живописи, декоративной росписи, мозаики [5].
После цикла экскурсий, прогулок, благодаря которым дошкольники приобретают определенные представления о современной архитектуре, можно провести беседу на тему «Как жили наши предки».
На прогулках детей знакомят и с архитектурой малых форм: останавливаются около домов, любуются их красотой, вспоминают, как называются люди; проектирующие здания.
Понятна детям и красота ландшафтной архитектуры – архитектуры парков, скверов, заповедников.
Постепенно педагог подводит детей к пониманию зависимости между внешним видом архитектурного строения и его назначением.
Дети строят свои постройки по образцу, схеме, модели, архитекторы разрабатывают макеты зданий. В работе дошкольника- архитектора важна форма, красота, прочность, функциональность, так как архитектор строит здания для удобства людей.
Одним из видов практической деятельности, способствующий преображению окружающей среды, является дизайн. Дизайн объединяет в себе различные виды искусства: живопись, графику, архитектуру, скульптуру, декоративно-прикладное искусство и т.д.
Перспектива развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста в дизайне дает возможность ребенку создавать не только красивые, но и функциональные вещи – детали костюма, элементы интерьера, предметы быта и т.д.
В процессе обучения дизайну дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологий: рисование по мокрой бумаге; рисование зубной пастой по цветной бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; пальцевая живопись; рука-трафарет; кляксография; применение приема «набрызг»; коллаж; метод тычка; чеканки; витражи.
Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и др.). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.
В художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста для развитии эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире для приобщения детей к миру искусства, для развития способностей к изобразительной деятельности воспитателю необходимо обеспечить активное взаимное взаимодействие взрослого и ребенка, ребенка и сверстников, поддерживать проявления самостоятельности, инициативы в изобразительной деятельности.