Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATION OF SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN BY MEANS OF A PLAYBACK PLAYING GAME

Chemezova S.G. 1 Maksimova L.I. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
The article deals with the development of communication between children of preschool age through role-playing games. The characteristic of communication with peers in the senior preschool age as the leading need is given. Communication preschooler with peers is developed mainly in the process of playing together. Playing together, children begin to take into account the desires and actions of another child, to defend their point of view, to build and implement joint plans. Therefore, the game has a huge impact on the development of communication of children in this period. It is in the conditions of communication about the game that the child faces the need to establish contacts with peers, respectively, children develop experience of social interaction, develop communicative functions of communication.
chat
game
child
children
story

Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время процессом взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживание и взаимного понимания [1, с. 50].

На рубеже пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками, сравнении себя с другими, подражании. А у детей седьмого года жизни резко возрастает потребность в дружеских отношениях со сверстниками. Оценки, которые дают дети сверстникам, имеют более обобщенный характер и свидетельствуют о возрастающей сопричастности старших дошкольников к жизни группы детского сада («Дружит со всеми», «Хорошие советы дает, если дети поссорятся», «Заступается, если кого-то обижают»).

Также ребенок все чаще начинает оценивать свои личностные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональные состояния. Возрастает самостоятельность и критичность детской оценки и самооценки. Дети, прежде всего, оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самого себя, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит их положение в группе. На протяжении всего дошкольного детства дети объективнее оценивают других, чем самих себя. Вместе с тем самооценка старших дошкольников, как и младших, часто завышена.

В старшем дошкольном возрасте общение со взрослыми и сверстниками дает ребенку возможность осознать свое «Я». Именно в общении происходит становление образа «Я». При благоприятных условиях воспитания, когда взрослые и сверстники доброжелательно относятся к ребенку, удовлетворяется его потребность в одобрении, положительной оценке, признании. Негативный опыт общения приводит к агрессии, неуверенности в себе, замкнутости.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период [2, с. 86].

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и педагогов Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернуть игру и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа [3, с. 26].

Самое главное – в игре ребенок воплощает свой замысел, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

В содержание игры выражаются разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Теоретик игры Д.Б. Эльконин отмечает, что содержание игры – это, то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного элемента деятельности и отношений между взрослыми в бытовой, трудовой, общественной деятельности [4, с. 156].

Также содержанием сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников становится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя в игре правила общественного поведения, дети устраивают внимание на то, что «бывает». Поэтому они спорят о том, что бывает и что не бывает «Мамы так не делают!», «Разве доктор так обращается с больным?» и т.п.

В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения, в первую очередь – развития рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их действиями, потребностями и переживаниями других людей. В способности к рефлексии таится возможность понимать, чувствовать другого человека.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать сюжет игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представить изображаемые события.

В старшем дошкольном возрасте выполнение смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли, которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношений к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующей ДОУ, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.

В старшем дошкольном возрасте сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети объединяются в ней на основе общности и интересов, личных симпатий, следовательно, лучше понимают друг друга, более уступчивы по отношению к партнерам.

Разнообразное содержание сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

На протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

– Усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;

– Постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).

– Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

В игровой деятельности развивается общение: игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддержку общение.

Именно в условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своими сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В самом общении детей друг другом непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от желаний ради достижения общих целей.

Дети не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между детьми возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам останется в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных отношений. Именно в этих ситуациях ребенок учится быть человеком. Для каждого ребенка пяти – шести лет значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих. «Я больше не буду!» – заявление, содержащее своей вины перед сверстниками и обещание не поступать плохо по отношению к другим. Ребенок конечно же нарушает свои общения, ведь он так эмоционален, но он обещает искренне. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, должны испытывать изображаемые персонажи, – симпатию, сочувствие, уважение и др.

Капризули, плаксы, вредные, агрессивные, все те, кто не в состоянии доиграть до естественного конца сюжета, и другие дети которые затрудняют нормальные игровые отношения, становятся непринятыми сверстниками. Они – источник конфликтов и напряжений. Они – источник эмоционального дискомфорта. Сверстники не хотят с такими связываться.

Игровые отношения – суровые отношения по правилам. Только опрятный, смышленый и хороший ребенок не будет раздражать других детей, будет нравиться, и будет ими принят. Воспитатель должен внимательно исследовать причины, по которым дети отвергают сверстника. Слабый ребенок с физическими недостатками также вызывает у детей неприязнь, как и неопрятный или новенький, тихий или плаксивый может вызывать желание не принимать его в игру. От душевных качеств воспитателя зависит, будут ли дети способны к сопереживанию, состраданию и великодушию [5, с. 34].

Развитие личности ребенка будет неполным, если ребенок не движет потребность быть признанным. Здесь, однако, могут возникнуть такие негативные образования, как зависть, чувство не приязни, вражды. В этом случае ребенок грубо говорит гадости, «колдует». Это выражается в том, что ребенок говорит под руку: «Не попадешь, не попадешь!» и др.

Притязая на интересную или главную роль в игре, на победу в соревновательной игре с правилами, ребенок при неуспехе может пережить острое чувство зависти и ненависти. Оно вызывается стремлением быть успешнее, чем другие. Притязающему ребенку становится сложно сопереживать успешному – он сам хочет быть успешным. В то же время успешный, радуясь своей победе, может испытывать не просто радость, но и переживать злорадство – злобную радость из-за неуспеха другого. Общение в разных жизненных коллизиях тяжело дается ребенок – ведь он так неопытен в общении.

Здесь особенно нужно педагогическая бдительность. Именно соревновательные ситуации вызывают зависть и недоброжелательность неуспешных и злорадство, пренебрежение, хвастовство успешных. При проведении соревнований следует помнить, что дети пяти-шести лет еще слабы морально. Только взрослый, прежде всего, воспитатель, может помочь детям, обучая их сопереживанию и радости обогащать жизненный опыт детей.

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста сталкиваются с определенными трудностями в общении со сверстниками. В процессе развития общения детей посредством сюжетно-ролевой игры важно научить поддерживать и устанавливать контакт между партнерами, согласовывать свои действия, адекватно реагировать на интересы и желания сверстников, выстраивать положительные взаимоотношения на основе принятой роли и игрового сюжета.