Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL RESPONSIBILITY IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF MUSICAL RHYTHMIC MOVEMENTS

Semenova A.A. 1 Maksimova L.I. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
The article describes the development of the emotional responsiveness of older preschoolers through musical rhythmic movements. The following substantive aspects are revealed, firstly, the problem of development of emotional responsiveness of older preschoolers in psychological and pedagogical research, secondly, features of the development of emotional responsiveness in older preschool children and thirdly, the importance of musical rhythmic movements as a means of developing emotional responsiveness in children older preschool age. For the study, methods were used to identify the emotional development of children of senior preschool age, to study the ability of emotional responsiveness to music. On the basis of identifying the level of development of emotional responsiveness, the need for purposeful work to familiarize children with musical rhythmic movements was justified. Based on the study, it was determined that the use of specially selected musical rhythmic movements to develop the emotional responsiveness of older children of preschool age effectively solved the problem of teaching the perception of musical images, expressing them in movements, defining musical genres (march, song, dance), etc. d. It was determined that on the basis of the development of these musical abilities, social skills are developing more successfully, allowing them to show emotional responsiveness – the ability to understand the emotional state of a person, to respond correctly and act accordingly.
emotional responsiveness
emotional intelligence
musical and rhythmic movements
older preschool age
children’s musical works

Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста, определяет следующие характеристики: «ребенок имеет положительное отношение к окружающим, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно идет на контакт со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты». Л.С. Выготский, А.В. Запорожец указывают на то, что лишь согласованное функционирование эмоциональной и интеллектуальной сфер, их единство способны обеспечить полноценное развитие ребенка [1, с. 23].

Ю.А. Афонкина предлагает обращать внимание на следующие характеристики эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Во-первых, имеет четкие, обобщенные, информативные представления об эмоциях и чувствах (радость, страх, гнев, интерес, удивление, сомнение, грусть, стыд, чувство прекрасного). Во-вторых, понимает и объясняет причины возникновения тех или иных эмоций. В-третьих, знает приемы преодоления отрицательных переживаний, опираясь на свой опыт, мнение и рассказы взрослого, опыт литературных персонажей [2, с. 26].

Эмоциональный отклик старшего дошкольника на эмоции окружающих близких людей и друзей, характеризуется следующими проявлениями: замечает эмоциональные проявления, реагирует на эмоциональные состояния окружающих людей, замечает нюансы эмоциональных переживаний и говорит о них в развернутой речи; сопереживает. Ребенок старшего дошкольного возраста начинает осознавать и обобщать свои переживания, а также этот период формируются устойчивая самооценка.

«Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является разделение в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни» [3, с. 36].

Поведение ребенка старшего дошкольного возраста становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел – осознал – сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

Далее, остановимся на рассмотрении деятельностной сферы ребенка старшего дошкольного возраста. У старшего дошкольника происходит изменение роли эмоций в самостоятельной деятельности. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих. Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций – пантомимика, мимика, интонация. Словесные одобрения (выражающие оценки) становятся основой формирующихся у детей чувств, а в дальнейшем и жизненно важных понятий и суждений [4, с. 17].

Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. В рамках нашего исследования рассмотрим подробнее особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы выявить уровень развития эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста мы проводили диагностику Л.П. Стрелковой «Диагностика эмоциональной сферы ребенка», который состоит из пяти заданий. Диагностику мы проводили в частном детском саду «Уу-чуку-чук» в старшей группе «Мичээр» г. Якутска. В исследовании принимали участие 14 детей. С каждым ребенком мы работали индивидуально.

Диагностика развития эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:

– адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

– дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

– широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

– адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

По результатам диагностики можно сделать следующие выводы, на первом задании, 10 (60 %) детей при показе каждого эмоционального состояния использовали мимику, а 4 (40 %) детей использовали пантомимику. На втором задании, дети произносили фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно. И лишь 4 (40 %) детей при произнесении фразы использовали пантомимику, а остальные использовали мимику. Данные 1 и 2 задания подтверждают, что у детей слабо развита пантомимика, которая выражается в совокупности движений тела, мимики и эмоций. На третьем задании 14 (100 %) детей ответили правильно, при котором дети рассматривали графические изображения эмоциональных состояний, и отвечали на уточняющий вопрос «Какое это лицо?». Это подтверждает, что дети хорошо ориентируются в наглядном изображении эмоциональных состояний человека. На четвертом задании у 10 (60 %) детей ответы были одинаковые, например, на вопрос «Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?», они все дети ответили «удивится», а у 4 (40 %) детей ответы были разного характера. Этот результат дает нам понять, что этим детям сложно определять чувства и эмоции человека на вербальном уровне.

И на последнем пятом задании детям мы предлагали нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость. Всего 11 (70 %) детей нарисовали ситуацию «радость», 2 (10 %) детей – «интерес» и 1 (5 %) ребенок – «удивление». Как показали результаты, детьми чаще переживается чувство «радости», оно им хорошо знакомо, так как при этом они испытывают удовольствие, поэтому они и отразили ситуации переживания радости в своих рисунках. Чувство интереса и удивления более сложные чувства, связанные с познавательной активностью, мыслительными процессами, интеллектуальной деятельностью, поэтому не все дети отобразили ситуации с данными чувствами.

Как показало наше исследование, дети затрудняются в передаче своих эмоций, используя средства пантомимики. В целом, наши респонденты достаточно хорошо ориентируются в наглядных проявлениях разных эмоций на основе мимических рисунков. Из вышесказанного можно отметить, что эмоциональный мир ребенка очень богат и разнообразен, но требуется целенаправленная работа по развитию у детей эмоциональной отзывчивости.

Далее для изучения способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки, мы проводили тест В.П. Анисимова «Музыкальная палитра» [5, с. 80]. Стимулирующим материалом были музыкальные произведения В. Котельникова «Колыбельная», А. Хачатурян «Андантино», С. Прокофьева «Сказочка», Р. Шуман «Хорал», «Шахерезада», Г. Свиридова «Колыбельная песенка», К. Тушинок «Я играю блюз», А. Гречанинов «Марш», К. Тушинок «Великан», «Силачи», К. Тушинок «Менуэт слонов». А также известных якутских композиторов З.К. Степанович «Колыбельная», Н.С. Берестов «Здравствуй, утро», М.Н. Жирков «Полевой цветок», В.В. Ксенофонтов «Жаворонок». Эмоциональную отзывчивость на содержание музыкальных фрагментов измеряли как в вербальной, так и невербальной форме. Следовательно, дети сумели самостоятельно определить конгруэнтно-понятийное содержание музыкального фрагмента. Дети к названному определению дополняли свои синонимичные характеристики – мыслеобразы. Адекватно выбрали графические изображения эмоционального состояния из рисунков соответствующего сектора. На основе анализа результатов оценки двигательной, психомоторной отзывчивости на музыку мы определили средний уровень развития эмоциональной отзывчивости.

На основе полученных результатов, мы можем констатировать, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и (или) вербальной характеристикой ребенком своих переживаний, и мьслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения). Отсюда следует отметить, что у детей старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации.

Таким образом, диагностика развития эмоциональной сферы ребенка позволило выявить, что дети при условии вербального описания ситуации не всегда могут уловить ее абсурдное содержание и определить свою реакцию на это обстоятельство. Дети не всегда адекватно реагируют на различные явления окружающей действительности. В процессе, когда детям предлагалась дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей достаточно хорошо могли определить чувства и эмоции.

У исследуемых детей широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка на среднем уровне. Это требует организации специальной образовательной деятельности. Таков же уровень был получен при выявлении умений детей адекватно проявлять эмоциональное состояние в коммуникативной сфере в процессе специально организованной беседы.

Полученные данные, позволяют нам определить следующие особенности эмоциональной отзывчивости детей:

– показатели эмоциональной отзывчивости старших дошкольников соответствует среднему уровню, при этом лучше всего дети выражают свои эмоции через мимику;

– у детей наблюдается большие индивидуальные различия: у всех преобладают эмоции положительной модальности, т.е. удивление, радость, интерес;

– дети старшего дошкольного возраста справляются с сильным волнением, например, сдерживать слезы, подчиняется требованиям взрослого.