Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE CONTENTS OF THE WORK PROGRAM OF THE TEACHER A NOMADIC GROUP OF KINDERGARTEN

Semenova L.A. 1 Maksimova L.I. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
The Article is devoted to the problem of development of preschool education in nomadic conditions, in particular, planning, organization and management of the educational process, taking into account regional, national and ethno-cultural characteristics. The reason for the need for a teacher to develop a work program that guarantees the development of children’s basic educational program, was the introduction of the GEF preschool education, which led to significant changes in the organization, management and content of preschool education in General. The Federal law» on education in the Russian Federation « dated 29.12.2012 № 273 – FZ establishes the value of the teacher’s work program in the education system. We have defined the concept of» working program of the nomadic group» and revealed its content of the working program of the teacher, adapted to the conditions of a particular national composition of pupils and reflecting their age and individual characteristics. The specificity of the proposed work program of the teacher of preschool education of nomadic groups will be to ensure the successful socialization and adaptation of the child raised in the nomadic conditions of the North. It provides for the introduction of children to the national culture, traditions and customs, teaching their native language, the formation of competencies necessary for successful life in the native environment.
work programme
a nomadic group of kindergarten
pre-school children
the educational process
the availability of preschool education
the conditions of the North

Образование для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока сегодня оказывается фактором реального выживания, сохранения этнической идентичности и уникальных, выработанной многовековой практикой способов взаимодействия человека и природы. На данный момент остро стоит вопрос о доступности дошкольного образования для детей северных народов, проживающих в местах компактного проживания России, при всем этом, учитывая их традиционный образ жизни и хозяйственную деятельность в условиях кочевья [1, c. 21].

В 2017 году в рамках Международного арктического форума был дан старт проекту ФАДН России «Дети Арктики. Дошкольное образование». Государственным советником Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисовым подписана дорожная карта по реализации первого этапа проекта, учитывая особый акцент специфики хозяйственного цикла РС (Я), где 1842 человек ведут традиционный образ жизнедеятельности, занимаясь оленеводством. По последним данным Министерства образования и науки РС (Я), в 13 северных и 5 арктических районах Якутии функционирует 116 дошкольных образовательных организаций, которые посещают 6711 детей, что составляет лишь 10,8 % от общей численности дошкольников в Якутии.

Исследование вопросов образования (далее КМНС), несомненно, приводит к изучению проблем языка, что всегда было и остается острой социальной проблемой. Снижается использование родного языка в семье и в социальной практике, что ведет к его утрате среди представителей КМНС. При этом как показывают исследования Р.И. Васильевой, М.Г. Дегтяревой, Н.И. Ивановой, Л.Н. Семеновой происходит постепенное снижение показателей этнического самосознания коренных этносов на фоне постепенной потери потребности в употреблении родного языка [2, с. 21].

Система дошкольного образования призвана обеспечить реализацию системы мер, направленных на оказание помощи детям кочевых народов Севера, не имеющим возможности до школы посещать дошкольное учреждение из-за условий жизни и труда их семей, и как следствие, то, что является причиной проблем адаптации детей кочевников при поступлении в школу.

Внедрение ФГОС дошкольного образования повлекло за собой появление значительных изменений в организации, управлении и содержании дошкольного образования в целом. 2о1рмэВ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ устанавливается значение рабочей программы педагога в системе образования: «Педагогические работники обязаны… осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утверждённой рабочей программой» [3, с. 43].

Таким образом, возникла необходимость разработки педагогом рабочей программы, гарантирующей освоение детьми основной образовательной программы. Она должна учитывать образовательные потребности участников образовательных отношений, национальный состав воспитанников для обеспечения успешной социализации и адаптации ребенка, воспитывающегося в кочевых условиях Севера.

В связи с тем, что в нормативных документах не определены требования к разработке рабочей программы, следует понимать, что рабочая программа – это документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности воспитателем, определяет содержание, объем, методические подходы, порядок реализации в соответствии с комплексно-тематическим планированием мероприятий.

Рабочая программа кочевой группы – это нормативный документ, базирующийся на образовательной программе дошкольной организации, содержание которого адаптировано к конкретным условиям образовательной среды кочевой группы. Так, система организации образовательной деятельности строится с учетом специфики национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и отражает возрастные и индивидуальные особенности развития детей – тундровиков.

Рабочая программа может иметь следующую структуру: титульный лист; пояснительная записка; проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями; информационно-методическое обеспечение. Пояснительная записка предусматривает обоснование актуальности программы, с точки зрения современного развития дошкольного образования; основные нормативные и правовые акты развития вариативных форм дошкольного образования в условиях кочевий, на основании которых разрабатывается рабочая программа. Она должна содержать научно-методическое обоснование специфики отбора содержания программы, иметь описание возрастных и индивидуальных особенности детей кочевой группы.

Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; гармоничное физическое и психическое развитие ребенка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности; обогащение социальной ситуации развития; формирование готовности к активному взаимодействию со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности, в том числе, традиционных видах занятий своих родителей.

Исходя из поставленных целей, задачами реализации программы являются:

– всестороннее развитие детей, проживающих с родителями в тундре;

– формирование адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития;

– создание условий для успешной социальной адаптации детей из числа коренных малочисленных народов к жизни в современном обществе;

– возрождение семейно-родовых традиций на основе приобщения к этнокультурным традициям Севера;

– развитие социальной компетентности ребёнка, оказание помощи в овладении социальными навыками во взаимодействии с другими детьми и взрослыми;

– создание партнерских отношений семьи и детского сада в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;

– формирование готовности детей к школьному обучению.

Главными условиями реализации программы являются: создание развивающей предметно – пространственной среды в чуме и на прилегающей к стоянке естественной природной территории сезонного стойбища, трансформируемость пространства, предполагающая возможность изменений предметно-пространственной среды и полифункциональность материалов, которые являются естественной средой жизнедеятельности кочевых народностей Севера [4, с. 20].

Построение образовательного процесса должно предусматривать то, что ребенок активно проявляет самостоятельность при выборе содержания деятельности и средств ее реализации [5, с. 12]. При этом воспитатель создает образовательные, игровые, проблемные ситуации непосредственно интересные для каждого ребенка, связанные с общением, бытом, культурой, традициями народа, эмоционально вовлекая их в творческий процесс.

Для решения всего комплекса образовательных задач следует применять наряду с методами народной педагогики, здоровье сберегающие технологии, технологии личностно-ориентированной педагогики, технологии педагогического взаимодействия и сотрудничества, технологии игрового обучения, технологию проектной деятельности, технологии проблемного и развивающего обучения и интерактивные технологии и др. Срок действия рабочей программы образовательная организация должна устанавливает самостоятельно.

Раздел программы «Проектирование образовательного процесса» должна содержать план комплексно-тематической модели реализации образовательного процесса с учетом годового цикла жизни кочевого народа. Содержание модели включает интегрированную образовательную деятельность с детьми в кочевой группе, систему педагогических и образовательных ситуаций, совместную и самостоятельную деятельность детей и взрослых, включение ребенка в образовательное пространство и социокультурную среду в течение дня, недели, месяца.

Основными принципами при проектировании образовательного процесса наряду с принципом интеграции основных направлений развития детей и видов детской деятельности являются календарно-обрядовый принцип и событийный принцип. Эти принципы позволяют вовлечь всех участников образовательных отношений в значимые для социокультурной и хозяйственной жизни события родовой семейной общины, а также культурную жизнь республики, страны в целом [6, с. 9].

В раздел «Информационно-методическое обеспечение программы» должна быть включена информация об обеспеченности программы всеми необходимыми материалами, методической литературой, техническими и иными средствами обучения.

Таким образом, рабочая программа педагога кочевой группы позволяет выстроить систему педагогической деятельности, гарантирующую качество содержания дошкольного образования, создание благоприятных условий, предусматривающих раннее приобщение детей к исконной среде обитания, к укладу жизни и труду, культуре и традициям коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).

В основе идеи рабочей программы воплощается гуманный подход к тундровому ребенку, позволяющий легко адаптироваться в будущем к школьному обучению, создать наиболее благоприятные условия для успешного развития его индивидуальных способностей, раскрытия его творческого потенциала. Все выше описанное призвано обеспечить доступность дошкольного образования без отрыва детей от родителей, создать условия для выравнивания стартовых возможностей детей коренных малочисленных народов Севера к обучению в школе.