Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

PHOTOTHERAPY AS A MEANS OF THE FORMATION OF INTERPERSONAL RELATIONS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Popova T.V. 1 Ivanova M.K. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
This article reveals the peculiarities of the formation of interpersonal relations of children of senior preschool age through phototherapy. The problem of the formation of a children’s team and interpersonal relations between children of senior preschool age is disclosed, the concepts of «pre-school children group», «interpersonal relations», and «phototherapy» are revealed. The possibility of using phototherapy as a means of forming interpersonal relations of children of senior preschool age is considered. The article studied the works of teachers and psychologists on this topic and identified the necessary conditions for the use of phototherapy as a means of forming interpersonal relationships. Were described and carried out methods for determining the range of meaningful communication of the child, especially the relationship in the group, reveals sympathy for the members of the group. The study showed that in the group of preschoolers studied, the work on the formation of interpersonal relations is well done, but also special attention should be paid to children with a dysfunctional status. At present, such concepts as phototherapy and therapeutic photography are increasingly used in foreign and domestic literature, and methods are being developed that are related to the use of photography in the context of art therapy. Various methods of psychological work with photography have significant correctional, developmental and preventive potential in relation to the activities of psychologists.
positive relationships
interpersonal relationships
team
preschoolers team
phototherapy

Общение и совместная деятельность детей дошкольного возраста в группе сверстников – важнейшие источники формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу. Направленность переживаний ребенка на себя или на другого определяет характер его отношения к сверстнику, вносит в него отчуждение, доброжелательность, гуманность. Воспитание у детей дошкольного возраста положительных взаимоотношений к сверстникам является одной из главных задач воспитания. В детском саду, где дети имеют равные права и близкие интересы, ребенок учится ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, приобретает практический опыт, оказывая действенную помощь другому ребенку, сочувствуя, разделяя радость, печаль и др. Умения общаться, строить, поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать друг с другом, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности.

Как отметил Л.С. Рубинштейн «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину. «Сердце» человека всё соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать» [1, с. 262].

По определению В.Н. Куницыной, «межличностные отношения – это субъективно переживаемое, личностно-значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия» [1, с. 22].

Дошкольный возраст – это период, когда у ребенка в детскому саду начинают складываться первые отношения со сверстниками, формируется детский коллектив. Коллектив дошкольников – это группа детей, объединенная и организованная под руководством воспитателя на основе коллективного образа жизни в детском саду, совместной деятельности, общих близких целей, интересов и переживаний [2, с. 30]. Особенность данного коллектива заключается в том, что ведущую роль в нём играет взрослый – воспитатель, и воспитание коллективизма является центральной задачей нравственного воспитания дошкольников в детском саду [2, с. 31].

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Его важнейшая черта – это эмоциональная основа. Это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Проблема формирования детского коллектива и положительных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста рассмотрена многими учеными-исследователями (Л.С. Выготским, Т.А. Репиной, О.А. Богдановой, М.И. Лисиной, Р.А. Смирновой, Я.Л. Коломинским и др.).

Мы предполагаем что, фототерапия будет эффективным средством формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, если придерживаться таких принципов работы, как принцип свободы выбора, открытости и деятельности; в детском саду организовать 3хэтапную работу: 1 этап – знакомство детей с эмоциями, 2 этап – развитие сопереживания, сочувствия и 3 этап – закрепление. Также необходимо организовать взаимодействие с родителями (создание коллажа, портфолио совместно с родителями лучших фотографий, фотовыставка, совместное фотографирование и т.д.).

Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Она может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков [3, с. 9]. Таким образом, основным содержанием фототерапии является создание и восприятие клиентом фотографических образов, дополняя их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство), изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, элементы сценического представления и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и т.д. По мнению А.И. Копытина «фототерапия это своеобразный способ самовыражения, самопознания, социализации и эмоционально-чувственного воспитания человека» [4, с. 4].

В настоящее время фототерапия является одним из прогрессивных методов в психологии, применяемых для решения разнообразных психологических проблем, в целях развития целостности и гармонизации личности. Фототерапия состоит из двух составляющих – фотографии и психотерапии. Смысл любой фотографии состоит в первую очередь не в фактическом визуальном содержании, а в том, какие мысли, чувства, переживания вызывает снимок у зрителя. Именно эта черта позволяет эффективно применять фототерапию.

Для изучения особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста были выбраны методики «Два дома» Т.Д. Марцинковской, игра «Секрет» Т.А. Репиной [5, с. 201]. Данные методики проводились индивидуально с каждым ребенком.

С помощью методики «Два дома» (Т.Д. Марцинковской) была выявлена структура межличностных отношений в группе, определен социальный статус каждого дошкольника, рассчитаны индекс групповой сплоченности, коэффициент взаимности выборов, уровень благополучия взаимоотношений.

Исходя из полученных данных, была определена структура группы: статус «Популярные» составляют 32,26 % (10 чел.) детей, «Предпочитаемые» – 35,48 % (11 чел), «Пренебрегаемые» – 9.68 % (3 чел.), «Отвергаемые» – 22,58 % (7 чел.).

Побеседовав с воспитателем, мы выяснили, что «популярные» дети уже давно посещают детский сад. Хорошо организуют игру, дети часто тянутся к ним. В процессе наблюдения мы выяснили, что они никогда не играют одни.

Дети, относящийся к категории «отвергаемые» – это дети, только пришедшие в эту группу и часто болеющие дети. Они проходят адаптацию к новой группе и среде. Остальные дети в процессе наблюдения часто играли с одними и теми же, но общались со всеми. Характерно то, что девочки часто выбирали для игры девочек, а мальчики – мальчиков. Можно сделать вывод что, уровень благополучия в группе высокий. Так как, в группе преобладают дети первой и второй статусной категории.

Учитывая полученные результаты, мы провели работу по формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии для повышения социометрического статуса всей группы.

Цель: формировать положительные взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии.

Задачи:

1. развивать навыки конструктивного общения и совместной творческой деятельности;

2. создать условия для ознакомления с техническими и композиционными основами фотографии;

3. формировать чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему;

4. создать условия для снятия эмоционального и мышечного напряжения.

При использовании фототерапии как средства формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста необходимо придерживаться следующих принципов:

- принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии, предоставлять воспитаннику право выбора);

- принцип открытости (не только давать знания, но еще и показывать их границы);

- принцип деятельности (освоение воспитанниками знаний, умений навыков преимущественно в форме деятельности).

Работа по формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии включает в себя 3 этапа:

1 этап: знакомство детей дошкольного возраста с разными эмоциями и чувствами через фотографии (боль, восторг, грусть, радость, печаль, наслаждение).

2 этап: научить детей чувствовать эмоциональные состояния другого человека, сопереживать или разделять чувства.

3 этап: проведение фотовыставки (совместные фото детей с родителями) с положительными эмоциональными состояниями для закрепления пройденного материала.

Прогнозируемый результат.

- ознакомление с различными эмоциями и чувствами;

- управление своими эмоциями;

- умение чувствовать эмоциональное состояние другого человека;

- получение в процессе работы положительных эмоций;

- формирование представления о профессии фотографа и искусстве фотографии;

- овладение навыками конструктивного общения, формирование умения работать в творческой команде;

- развитие умения конструктивного творческого выражения эмоциональных переживаний в фотографии;

- создание портфолио совместно с родителями лучших фотографий, организация фотовыставки.

Для эффективности использования фототерапии и восприятия детьми материала необходимо организовать комфортную обстановку, использование игр и упражнений для сплочения группы и самовыражения каждого ребенка, также использование новых технологий. Совместно с фототерапией можно использовать другие виды арт-терапии (сказкатерапия, изотерапия, драматерапия и т.д.), изобразительную деятельность, оригами, литературное творчество, разработка коллажа, работа с фотокамерой.

В нашем исследовании мы показали, что фототерапия является эффективным средством формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Искусство фотографии позволяет естественнее выражать свои эмоции и чувства, посредством образов, чем словами. Это позволяет рассматривать фотографию как одну из форм визуального искусства, хотя, в отличие от живописи, графики или скульптуры, фотография невозможна без определенных технических средств. Таким образом, она является «технизированным» видом изобразительного искусства. С одной стороны, это делает ее более сложной для освоения и в каком-то смысле ограничивает спонтанность и творческую свободу. С другой стороны, это предполагает дополнительные возможности для творческого самовыражения, связанные, в частности, с возможностью тиражирования снимков, варьирования их формата и цветности, создания особых визуальных эффектов, а с развитием цифровой фотографии – трансформации и корректировки образов.

Фотографию также можно рассматривать как игру. Она действительно позволяет «играть» с реальностью и ее зримыми отображениями – выбирать то, что для художника наиболее интересно и важно, творчески комбинировать разные элементы реальности друг с другом и даже создавать иную, фантастическую реальность. Фототерапия в психологии еще достаточно новый, но очень интересный метод арт-терапии, приносящий реальную помощь детям и взрослым.

В ходе проведения формирующего эксперимента мы проводили повторную диагностику проблем и выявляли причины, по которому у «пренебрегаемых» и «отвергаемых» детей происходят нарушения межличностных отношений со сверстниками. В зависимости от выявленных причин организовывали профилактическую работу, направленную на повышение социального статуса детей, на развитие и (или) совершенствование совместной деятельности детей (игра, театрализованная деятельность, художественная деятельность, музыкальная деятельность детей и т.д.), в ходе которой происходит развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста и сплочение коллектива дошкольников.

Анализ трудов известных психологов и педагогов-практиков, собственного экспериментального исследования и каждодневной практической работы с детьми позволили сделать вывод что, положительные результаты применения фотографии могут быть усилены благодаря умению специалиста определять эти потребности и быстро откликаться на них, варьировать техники и средства работы. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. А главным человеком, который может помочь и повлиять на развитие и становление отношений детей является воспитатель. Организуя процесс формирования отношений, педагог должен не только учитывать уровень развития качеств у ребенка, но и постоянно прогнозировать и программировать дальнейшее их совершенствование.