Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ADAPTATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF FAMILY KINDERGARTEN

Nesterovich S.A. 1 Andreevа L.D. 1
1 NEFU them. M.K. Ammosova
The article is devoted to the psychological adaptation of children in a family kindergarten. The experience of the study of adaptation of children in a family group of MBDOU «child development Center – kindergarten № 8 Alenushka S. verkhnevilyuysk. The authors suggest the coherence of the actions of parents and educators, the convergence of approaches to the individual characteristics of the child in the family and preschool educational organization in the process of psychological adaptation in the family kindergarten. On the one hand, the process of adaptation in the family kindergarten should be much easier than in the usual mass pre-school: after all, children, entering there, are in a family environment. However, not only people change around the child, but also the mode of life, activities, the organization of communication and interaction, as well as the attitude of the mother herself, because she now has a burden of responsibility not only for her child, but also for other children. The practical significance of the study is due to the fact that it reflects the conditions of development of psychological and pedagogical assistance to children for adaptation in the family kindergarten. The results of the study can be used by practical psychologists, teachers, methodologists and parents.
psychological adaptation
family kindergarten
preschool children

Проблемой адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению занимались психологи З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова и др., они утверждают, что период адаптации в основном зависит от того, как родители в семье подготовят ребёнка к жизни в дошкольном учреждении. Л.И. Божович сделала вывод о том, что каждый возрастной этап психического развития ребенка характеризуется типичным для него сочетанием внешних и внутренних обстоятельств развития, порождающих специфическую для возраста внутреннюю позицию ребенка. Эта внутренняя позиция обуславливает и динамику психического развития ребенка на протяжении соответствующего возрастного этапа и те новые психологические образования, которые возникают к его концу [1, c. 180].

Адаптация в детском саду является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации:

– внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность),

– внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды) [2, с. 59].

В ходе комплексного исследования, проведенного В.В. Ветровой, было выделено три фазы адаптационного процесса в детском саду:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1 мес.);

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 мес.);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития [3, с. 20].

Различают три формы прохождения ребенком дошкольного возраста острой фазы адаптационного периода при поступлении в группу детского сада:

– легкая адаптация – сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

– адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

– тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма [4, с. 136].

С.А. Сухотин и др. авторы признают, что проблема психологической адаптации ребенка в семейном детском саду еще недостаточно изучена в литературе, тогда как, с другой стороны, есть потребность в ней для применения в практике современного дошкольного образования [5, c. 160]. При этом, безоговорочно ясно, что в период адаптации детей к детскому саду все виды организованной деятельности, их порядок и режимные моменты должны вводиться постепенно.

Мы предполагаем, что психологическая адаптация детей в семейном детском саду находится в прямой зависимости от развития навыков общения, умения себя обслуживать, навыков приобщения к взаимодействию со сверстниками, от совокупности всех изменений организма и психики (позитивных или негативных).

Таким образом, адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка даже семейный детский сад является новым пространством, с новым человеческим окружением и новыми отношениями. Она включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от личностных особенностей ребенка, от условий развития. Процесс адаптации облегчается, если применять игрушки и включать детей в совместные дела. Именно во взаимодействии ребенок открывает для себя, как строить свои отношения с педагогом и сверстниками.

Констатирующий эксперимент исследования в семейной группе МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Аленушка» с. Верхневилюйск включал проведение диагностического исследования.

Констатирующий эксперимент исследования учитывал выполнение следующих задач:

– провести наблюдение за деятельностью детей в разных режимных моментах;

– изучение и анализ самостоятельной деятельности детей в процессе диагностического исследования.

В течение всего экспериментального исследования соблюдались принципы диагностического изучения поведения детей в ДОО:

1) изучение естественного поведения ребенка;

2) создание благоприятного эмоционального контакта с ребенком;

3) соблюдение физиологических норм жизни и деятельности детей в семейном детскому саду (длительность занятий не более 15 мин., соблюдение режима приема пищи и дневного сна, гигиенических процедур).

Констатирующий эксперимент был проведен в два этапа:

1) наблюдение за деятельностью детей;

2) диагностика уровня психологической адаптированности детей.

Для диагностики на первом этапе констатирующего эксперимента использовалась методика И.А. Красовского на основе изучения их поведения в режимных процессах, уровни адаптированности детей к детскому саду – по методике А.С. Роньжиной.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что 40 % обследованных детей плохо адаптировались к семейному детскому саду, так как не владеют прочными навыками и умениями самостоятельности, проявляют негативное эмоциональное состояние в разных видах деятельности. В силу низкого уровня адаптации, у этих детей характер взаимоотношений со сверстниками и эмоциональное отношение ко всем бытовым процессам детского сада – негативное.

Цель формирующего этапа: создание благоприятных психолого-педагогических условий для адаптации дошкольников в семейном детском саду.

В настоящее время на базе МБДОУ «ЦРР – ДС №8 «Аленушка» идет апробация программ в работе с вновь поступившими в семейный детский сад детьми, в том числе по адаптации.

В адаптационных программах усовершенствованы структура и содержание разделов, направленных на процесс адаптации в аспекте развития самостоятельности детей, выделено значение семейного детского сада как важного звена в развитии этого важного личностного качества. Нами применены такие психолого-педагогические условия для адаптации детей в семейном детском саду:

– создание эмоционально благоприятной атмосферы;

– знакомство и сближение детей между собой;

– знакомство с воспитателем и родителями;

– знакомство с семейным детским садом (игровая, спальная и др. комнаты);

– знакомство с распорядком дня в семейном детском саду.

Для создания этих психолого-педагогических условий в целях адаптации в окружающем детей пространстве создана эмоционально благоприятная атмосфера тепла, уюта и благожелательности. Кроме того, мы провели серию адаптационных игр-взаимодействий. Игровые занятия проводились в утреннее и дневное время: первый раз после завтрака и утренних процедур, второй раз – во второй половине дня. При первом проведении дети знакомились с условиями игры и эмоционально усваивали формы игровой деятельности. При повторном проведении игра закреплялась, проводилась индивидуальная работа по развитию навыков самостоятельности игровых действий, по включению всех детей в совместный с другими детьми процесс.

Следующим этапом адаптации стало освоение детьми привычек самостоятельной деятельности, обычно скрытых от ребенка при освоении игры путем традиционной передачи знания. Средством адаптации на этом этапе явилась совместная деятельность близкого взрослого с детьми, где он как участник (на равных условиях) развертывает с детьми конкретную схему действий. В игровых условиях этой цели мы могли достичь быстрее, так как условность игры объединяет детей и ставит всех в равные позиции, и роль взрослого воспринимается детьми в этом случае вполне естественно. Ведь подчинение игровым правилам определяется не столько авторитетом взрослого, сколько желанием ребенка сохранить совместную деятельность ради своих самостоятельных действий, способный обеспечить успех по мере развертывания игры.

Также проведена работа с родителями, которую начали с объяснения, что необходимое условие успешной адаптации в семейном детском саду– согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно, внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни.

Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов показало:

1) у подавляющей части детей произошла динамика в овладении навыками и умениями самостоятельной деятельности – в бытовой сфере и произвольных действиях;

2) также нами отмечено, что изменилось отношение детей к общению со взрослым;

3) в процессе проведения адаптационных игр, у дошкольников появились признаки успешной адаптации: уверенности и активности при выполнении совместных действий; если раньше дети стеснялись проявлять самостоятельность в выборе действий, то теперь дети с удовольствием выполняли все необходимые бытовые и игровые действия.

Таким образом, успешной адаптации в семейном детском саду помогают: развивающее взаимодействие и сотрудничество взрослых (педагога, родителей) с ребенком в различных видах деятельности, специально организованная предметно-пространственная среда в группе, индивидуальные и групповые развивающие занятия с педагогом (с учетом рекомендаций педагога-психолога), игровые адаптационные занятия.