На сегодняшний день проблема формирования связной речи у детей дошкольного возраста носит актуальность, так как к числу важнейших и трудно решаемых задач развития речи старших дошкольников является формирование у них связной монологической речи. Успешное решение этой проблемы будет эффективным как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения со сверстниками.
Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС) требуют внедрения информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс, поэтому в настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка [1, c. 17].
Исследования ведущих специалистов в области компьютерных технологий образовании, таких как, Е.И. Машбиц, А.И. Яковлев, С.В. Гурьев отмечали существенные преимущества использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями. Мы так же убеждены, что в настоящее время эффективным средством воздействия на обучении связной речи детей выступают компьютерные технологии. Они включены в структуру традиционного занятия как дополнительные инновационные технологии [2, c. 12].
Проанализировав современную методическую литературу, мы пришли к выводу: для того, чтобы заинтересовать детей, способствовать их эмоциональному подъёму, сделать процесс познания и обучения осознанным недостаточно традиционных методов обучения. Необходимы нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.
Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. В процессе действий с изображёнными на экране предметами и явлениями у детей формируются гибкие, подвижные представления и образы, которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, а также к формированию связной речи [3, c. 208].
Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Обучение связной речи с помощью компьютера оказывает большее влияние на пересказы литературных произведений, на самостоятельные детские сочинения, развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей. У воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения [4, c. 394].
С помощью методик, разработанных Г.А. Урунтаевой, Н.В. Серебряковой [5, c. 54] было проведено исследование уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста на базе МАДОУ детского сада № 18 «Прометейчик» в старшей группе «Светлячок» г. Якутска, Республики Саха (Якутия). В исследовании участвовало 16 детей старшей группы – возраст 5-6 лет.
Результаты диагностики у детей старшего дошкольного возраста показали высокий уровень развития связной речи детей только у 18,75 %. Для этих детей характерна ясно и последовательно выражать свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Используют образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексический запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована связность описательного рассказа.
Средний уровень сформированности связной речи выявлен у 81,25 % детей: для них характерна развернутая фразовая речь, в активной речи используют только простые предложения. Правильное выполнение и понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, под, в, за, форм единственного и множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных используется только после стимулирующей помощи взрослого. Ошибки во время выполнения заданий исправляют самостоятельно частично или с помощью взрослого. На наш взгляд, существует ряд причин, обуславливающих такое состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста:
– отсутствие целенаправленной работы по развитии связной речи;
– несвоевременное выявление речевых проблем у детей;
– недостаточная включенность родителей в педагогический процесс детского сада.
С учетом выявленных проблем нами разработан план работы направленный на развитие связной речи детей с использованием компьютерных игр с опорой на следующие принципы:
– научности с учетом современных достижений науки и практики;
– целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений плана работы);
– создания ситуации успеха;
– поддержка инициативы в игровой и самостоятельной деятельности;
– сотрудничества с семьей.
Исходя из вышеперечисленных принципов нами подобран серия компьютерных игр по:
1. Воспитанию звуковой культуры речи: игра «Цепочка», «Кто внимательный?», «Засели домики», «На дворе»
2. Формированию грамматического строя речи: «Назови детенышей», «Лисенок считает», «Снежинки», «Кого можно увидеть?»
3. Развитию диалогической и монологической речи: «Загадки – описания», «Что лишнее?», «Подбери пару и объясни».
Работу начали с развития фонематического слуха и воспитания звуковой культуры речи. Для этого разработали и использовали игры: «Безголосые звуки», «Звуки- двойняшки». На экране компьютера выставлены картинки, дети называют их и должны положить их в корзины. Например, в первую корзину положить картинку со звуком «С», а на втором со звуком «Ш». Здесь развивается фонематический слух, речевое внимание, закрепляется правильное произношение звуков.
Для развития и обогащения словарного запаса, в формировании лексико-грамматических средств языка, в формировании навыков словообразования подготовили игры: «слово- действие», «слово – признак», которые знакомят детей с предметами и их назначением, подбирая к признакам предмет или наоборот. В конце из этих подобранных к признакам предмету учатся правильно составлять предложения.
С целью формирования грамматического строя речи нами разработаны такие игры, как «Назови детенышей», «Лисенок считает». На экране выставлена сюжетная картинка с лисенком. Ребятам предлагается задать лисенку, который умеет считать вопросы типа: «Сколько у тебя носов, хвостов, лап, глаз, бровей, ушей, ртов, усов, щек?». На правильно заданный вопрос лисенок отвечает, в неверный вопрос – молчит. Здесь упражняются в образовании форм родительного падежа множественного числа неодушевленных существительных и в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа.
По развитию диалогической и монологической речи используем игры «Составляем описание», «Послушай рассказ». В работе по развитию связной речи, совершенствованию структуры предложения, формированию умения точно излагать свои мысли, высказываться и рассуждать в форме небольшого текста-описания или повествования используются красочные мультимедийные задания по рассказам Сутеева. В игре «Составляем описание» дети опираясь на графические схемы выбирают из образцов те, которые описывают определенный признак нарисованного предмета и составляют рассказ описание предмета. А в «Послушай рассказ», рассматривают картинку и слушают рассказ, по завершению услышанного рассказа расставляют картинки в последовательности рассказу и пересказывают.
В использовании компьютерных игр в непрерывной образовательной деятельности даем возможность ребёнку почувствовать уверенность в себе и это ставит его в ситуацию успеха. Большинство заданий имеет несколько уровней сложности, что даёт возможность ребёнку научиться оценивать свои силы и получать положительные результаты.
При использовании данных компьютерных игр можно утверждать, что повысилось уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста на 20 % из числа детей, показавших средний уровень развития связной речи.
После формирующего этапа экспериментальная группа улучшила свои результаты.
В процессе компьютерной игры были замечены такие изменения:
– значительно повысился уровень развития связной речи и по показателям обогнали контрольную группу.
– улучшилось произношение звуков речи, отчетливо, внятно произносят слова, фразы, умение пользоваться темпом и ритмом речи.
– Использование образной речи, развитие сюжета, соблюдение композиции.
– Умение выражать свое отношение к воспринимаемому.
– Лексический запас словаря стал достаточным для данного возраста.
Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами компьютерной игры. Красочные картинки на экране активизировали стремление детей к импровизации, в результате чего дети начали составлять короткие сюжетные рассказы, опираясь на наглядно представленную ситуацию. Позволяет нам сделать вывод о высокой результативности разработанной нами системы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения не только связной речи, но и звуковой стороны языка. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех сторон развития речи. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя их исправлять.
Мы не должны забывать о том, что воспитание правильной и чистой детской речи- одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи. Поэтому осозновать значимость и серьезность проблемы воспитания речи должны и педагоги и родители.
В заключении можно сказать, что применение компьютерных игр в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника, развитию связного речевого высказывания, умению работать в группе активно, сообща, формированию ярких положительных эмоций у детей в процессе компьютерных игр, активизацию активности родителей.