Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

COMPUTER GAMES AND THEIR ROLE IN THE DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH AT CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Ivanova N.G. 1 Nikolaeva A.V. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
The article deals with the problem of coherent speech development in preschool children. We do not always achieve a high level of development of children’s speech, using traditional methods and forms of organization of work. In order to interest children, to promote their emotional recovery, to make the process of learning and learning conscious is not enough traditional teaching methods. In our time, it is very important to interest the child in various means and methods to the educational process was easily perceived and motivated to further development. Non-standard approaches, individual development programs, new innovative technologies are needed. In our modern world, the computer, being the most modern tool for information processing, can serve as a powerful technical means of training and play the role of an indispensable assistant in the upbringing and overall mental development of the child. Computer technology has become a promising tool when working with children with speech disorders. Currently, there are a number of ways to increase the interest of pupils in the development of the program. Very effective, in our opinion, is a computer game. The use of computer games in preschool education is possible and necessary, it increases the interest in learning, its effectiveness, comprehensive development of preschool.
computer games
senior preschoolers
development
coherent speech

На сегодняшний день проблема формирования связной речи у детей дошкольного возраста носит актуальность, так как к числу важнейших и трудно решаемых задач развития речи старших дошкольников является формирование у них связной монологической речи. Успешное решение этой проблемы будет эффективным как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения со сверстниками.

Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС) требуют внедрения информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс, поэтому в настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка [1, c. 17].

Исследования ведущих специалистов в области компьютерных технологий образовании, таких как, Е.И. Машбиц, А.И. Яковлев, С.В. Гурьев отмечали существенные преимущества использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями. Мы так же убеждены, что в настоящее время эффективным средством воздействия на обучении связной речи детей выступают компьютерные технологии. Они включены в структуру традиционного занятия как дополнительные инновационные технологии [2, c. 12].

Проанализировав современную методическую литературу, мы пришли к выводу: для того, чтобы заинтересовать детей, способствовать их эмоциональному подъёму, сделать процесс познания и обучения осознанным недостаточно традиционных методов обучения. Необходимы нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. В процессе действий с изображёнными на экране предметами и явлениями у детей формируются гибкие, подвижные представления и образы, которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, а также к формированию связной речи [3, c. 208].

Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Обучение связной речи с помощью компьютера оказывает большее влияние на пересказы литературных произведений, на самостоятельные детские сочинения, развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей. У воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения [4, c. 394].

С помощью методик, разработанных Г.А. Урунтаевой, Н.В. Серебряковой [5, c. 54] было проведено исследование уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста на базе МАДОУ детского сада № 18 «Прометейчик» в старшей группе «Светлячок» г. Якутска, Республики Саха (Якутия). В исследовании участвовало 16 детей старшей группы – возраст 5-6 лет.

Результаты диагностики у детей старшего дошкольного возраста показали высокий уровень развития связной речи детей только у 18,75 %. Для этих детей характерна ясно и последовательно выражать свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Используют образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексический запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована связность описательного рассказа.

Средний уровень сформированности связной речи выявлен у 81,25 % детей: для них характерна развернутая фразовая речь, в активной речи используют только простые предложения. Правильное выполнение и понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, под, в, за, форм единственного и множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных используется только после стимулирующей помощи взрослого. Ошибки во время выполнения заданий исправляют самостоятельно частично или с помощью взрослого. На наш взгляд, существует ряд причин, обуславливающих такое состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста:

– отсутствие целенаправленной работы по развитии связной речи;

– несвоевременное выявление речевых проблем у детей;

– недостаточная включенность родителей в педагогический процесс детского сада.

С учетом выявленных проблем нами разработан план работы направленный на развитие связной речи детей с использованием компьютерных игр с опорой на следующие принципы:

– научности с учетом современных достижений науки и практики;

– целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений плана работы);

– создания ситуации успеха;

– поддержка инициативы в игровой и самостоятельной деятельности;

– сотрудничества с семьей.

Исходя из вышеперечисленных принципов нами подобран серия компьютерных игр по:

1. Воспитанию звуковой культуры речи: игра «Цепочка», «Кто внимательный?», «Засели домики», «На дворе»

2. Формированию грамматического строя речи: «Назови детенышей», «Лисенок считает», «Снежинки», «Кого можно увидеть?»

3. Развитию диалогической и монологической речи: «Загадки – описания», «Что лишнее?», «Подбери пару и объясни».

Работу начали с развития фонематического слуха и воспитания звуковой культуры речи. Для этого разработали и использовали игры: «Безголосые звуки», «Звуки- двойняшки». На экране компьютера выставлены картинки, дети называют их и должны положить их в корзины. Например, в первую корзину положить картинку со звуком «С», а на втором со звуком «Ш». Здесь развивается фонематический слух, речевое внимание, закрепляется правильное произношение звуков.

Для развития и обогащения словарного запаса, в формировании лексико-грамматических средств языка, в формировании навыков словообразования подготовили игры: «слово- действие», «слово – признак», которые знакомят детей с предметами и их назначением, подбирая к признакам предмет или наоборот. В конце из этих подобранных к признакам предмету учатся правильно составлять предложения.

С целью формирования грамматического строя речи нами разработаны такие игры, как «Назови детенышей», «Лисенок считает». На экране выставлена сюжетная картинка с лисенком. Ребятам предлагается задать лисенку, который умеет считать вопросы типа: «Сколько у тебя носов, хвостов, лап, глаз, бровей, ушей, ртов, усов, щек?». На правильно заданный вопрос лисенок отвечает, в неверный вопрос – молчит. Здесь упражняются в образовании форм родительного падежа множественного числа неодушевленных существительных и в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа.

По развитию диалогической и монологической речи используем игры «Составляем описание», «Послушай рассказ». В работе по развитию связной речи, совершенствованию структуры предложения, формированию умения точно излагать свои мысли, высказываться и рассуждать в форме небольшого текста-описания или повествования используются красочные мультимедийные задания по рассказам Сутеева. В игре «Составляем описание» дети опираясь на графические схемы выбирают из образцов те, которые описывают определенный признак нарисованного предмета и составляют рассказ описание предмета. А в «Послушай рассказ», рассматривают картинку и слушают рассказ, по завершению услышанного рассказа расставляют картинки в последовательности рассказу и пересказывают.

В использовании компьютерных игр в непрерывной образовательной деятельности даем возможность ребёнку почувствовать уверенность в себе и это ставит его в ситуацию успеха. Большинство заданий имеет несколько уровней сложности, что даёт возможность ребёнку научиться оценивать свои силы и получать положительные результаты.

При использовании данных компьютерных игр можно утверждать, что повысилось уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста на 20 % из числа детей, показавших средний уровень развития связной речи.

После формирующего этапа экспериментальная группа улучшила свои результаты.

В процессе компьютерной игры были замечены такие изменения:

– значительно повысился уровень развития связной речи и по показателям обогнали контрольную группу.

– улучшилось произношение звуков речи, отчетливо, внятно произносят слова, фразы, умение пользоваться темпом и ритмом речи.

– Использование образной речи, развитие сюжета, соблюдение композиции.

– Умение выражать свое отношение к воспринимаемому.

– Лексический запас словаря стал достаточным для данного возраста.

Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами компьютерной игры. Красочные картинки на экране активизировали стремление детей к импровизации, в результате чего дети начали составлять короткие сюжетные рассказы, опираясь на наглядно представленную ситуацию. Позволяет нам сделать вывод о высокой результативности разработанной нами системы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения не только связной речи, но и звуковой стороны языка. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех сторон развития речи. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя их исправлять.

Мы не должны забывать о том, что воспитание правильной и чистой детской речи- одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи. Поэтому осозновать значимость и серьезность проблемы воспитания речи должны и педагоги и родители.

В заключении можно сказать, что применение компьютерных игр в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника, развитию связного речевого высказывания, умению работать в группе активно, сообща, формированию ярких положительных эмоций у детей в процессе компьютерных игр, активизацию активности родителей.