Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

FEATURES DEVELOPMENT OF THE DICTIONARY IN CHILDREN OF EARLY AGE WITH THE DELAY OF SPEECH DEVELOPMENT

Zakharova V.I. 1 Abramova N.A. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
Article is devoted to a problem of studying of features of development of the dictionary in children of early age with a delay of speech development. In article pedagogical experience with children of early age with the delay of speech development which is carried out on the basis of «Chuoraanchyk» kindergarten of the Churapchinsky district of the Sakha (Yakutia) Republic, in group of service of the early help and group of the all-developing orientation reveals. For the purpose of identification of problems in development of the dictionary in children of early age with a delay of speech development by authors techniques of domestic teachers are used. On the basis of the received results the comparative analysis of the level of development of the dictionary at children of early age with a delay of speech development and in children of early age with the standard level of speech development is made. During the research it is revealed that the level of development of the dictionary at children of early age with a delay of speech development is much lower, than at children with the standard level of development. Having analysed answers of children, the resistant speech negativism, poverty of the dictionary, misunderstanding of sense of words, the rash use of words is revealed. Need of development of the lexical party of the speech in children of early age with speech violations is noted.
development of the dictionary
children of early age
delay of speech development

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой. Важнейшей причиной роста ее актуальности является высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. Исходя из положения Л.С. Выготского о том, что первичное нарушение непосредственно вытекает из биологического характера болезни, можно предположить, что дети с осложненным медицинским анамнезом составляют резерв коррекционной работы дефектологов, психологов, логопедов [1, c. 420]. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения.

Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее значимым периодом, так как в это время развиваются сенсорные и моторные функции, эмоциональная сфера, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности. Но у некоторой категории детей наблюдается отставание в речевом развитии.

В настоящее время в логопедии нет единой системы определений речевых нарушений, особенно для детей раннего и начала младшего дошкольного возраста. В специальной литературе встречаются следующие группы речевых нарушений в возрасте 2-3 лет: задержка речевого развития, нарушение речевого развития, недоразвитие речи, которые по своим проявлениям во многом схожи. В связи с недостаточной дифференцированностью диагностики этих нарушений в данной работе использован общий эмпирический диагноз – ЗРР, который наиболее широко распространен сегодня в представленной возрастной группе.

Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также, как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

Словарь русского языка в процессе своего исторического развития непрерывно меняется и развивается. Словарный состав общенародного языка можно разделить на две большие группы: активный словарь и пассивный словарь. Исследователи выделяют различное количество этапов в становление речи детей, по-разному их называют, указывают разные возрастные границы каждого. А.Н. Леонтьев определяет четыре этапа в становлении речи детей: подготовительный – до 1 года; преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет; дошкольный – до 7 лет; школьный [2, c. 223].

В любом из этапов можно выделить два важных момента: развитие пассивного словаря и развитие активного словаря. Возможность улучшения понимания речи (пассивного словаря) на первом году жизни формируется уровнем зрительного и слухового восприятия. У детей полутора лет уже можно сформировать связь между предметами, действиями и словами, их обозначающими. На основе этой связи у ребенка появляется первичная ориентировка в окружающем, умение выполнять иные простые действия (покажи, дай, сядь, на), выговаривать осмысленные слова. С полутора лет появляется вероятность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. Второй год жизни ребенка – это период интенсивного развитие всех сторон речи, особенно ее понимания. От понимания отдельных слов и коротких фраз ребенок проходит путь к выполнению словесных задач взрослого, включающих ряд действий, к пониманию доступного сюжета в показах – инсценировках и на картинках. Понимание речи детьми до 1 год 6 месяцев – 1 года 8 месяцев значительно опережает развитие у них активной речи. Однако при правильном воспитании и здесь наблюдаются серьезные сдвиги.

С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. В этот период у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и с удовольствием повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. На протяжении второго и третьего года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. – 10-15 слов; к концу 2-го г. – 300 слов (за 6 мес. около 300 слов); к 3 г. – около 1000 слов (то есть за год около 700 слов). Значения слов становятся все более определенными. Благодаря развитию подражания в речи детей появляются короткие фразы, ребенок пользуется словами по разным поводам, развивается речь как средство общения со взрослым. А.А. Леонтьев думает, что: «помимо произнесения осмысленных слов в разнообразных ситуациях, у детей и в самостоятельной деятельности, и в подражании взрослому отмечается как бы «игра в слова». К концу второго года, а особенно на третьем году жизни, эта «игра в слова» превращается в своеобразное словотворчество» [3, c.74].

Следовательно, развитие словаря в раннем возрасте протекает с постепенным накоплением запаса слов. Эти слова относятся к лицам, реальным предметам, игрушкам, изображениям на картинке. Дети различают элементарные звуки, должны уметь их произносить, понимать лексическое значение каждого слова.

О.Е. Грибова перечисляет следующие признаки значительной задержки речевого развития: если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка; если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки; если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов – своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь»; если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием [4, c.48].

Детям раннего возраста с ЗРР характерны: стойкий речевой негативизм, бедность словаря, непонимание смысла слов, необдуманное употребление слов в тексте. У них отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом. Одной из выраженных особенностей речи детей с ЗРР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дети раннего возраста с ЗРР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. А. В. Короткова считает: «Бедность словаря проявляется, например, в том, что дети с ЗРР раннего возраста не знают многих слов: названий посуды (стакан, чашка, ложка, вилка), цветов (роза, подснежник, ромашка), диких животных (лось, белка, заяц, волк), птиц (аист, ворона), инструментов (пила, молоток), профессий (учитель, повар, врач), частей тела и частей предмета (рука, живот, голова, ноги, руки) и др.» [5, с.24].

Мы провели опытно-экспериментальную работу по развитию словаря у детей раннего возраста с ЗРР на базе МБДОУ «ЦРР-д/с Чуораанчык» Чурапчинского улуса, в группе службы ранней помощи и группе общеразвивающей направленности.

В исследовании приняли участие 20 детей: 10 детей с ЗРР экспериментальной группы и 10 детей с нормативным речевым развитием контрольной группы. Мы провели диагностики И.А. Смирновой, Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. Данные методики были проведены нами с целью выявления проблем в развитии словаря у детей раннего возраста с ЗРР. По итогам эксперимента мы имеем следующие результаты: в экспериментальной группе высокий уровень – отсутствует (0 %); средний уровень выявлен у 3 детей (30 %); низкий уровень – у 7 детей (70 %). В контрольной группе имеем следующие показатели: высокий уровень показал 1 ребенок (10 %); средний уровень – 4 детей (40 %); низкий уровень – 5 детей (50 %).

На основании полученных результатов и анализа уровня развития словаря у детей раннего возраста с ЗРР и у детей раннего возраста с нормативным уровнем развития выявлено, что уровень развития словаря у детей раннего возраста с нормативным уровнем развития значительно выше, чем у детей с ЗРР, у которых он снижен из-за различных причин органического происхождения.

Таким образом, развитие словаря у детей раннего возраста с ЗРР, безусловно, является одним из важнейших направлений деятельности логопеда, которое обеспечивает дальнейшее психическое развитие ребенка. Данный факт диктует необходимость создания условий, при которых дети смогут учиться устанавливать контакты путем словесного обращения к взрослому или сверстнику, развивать мыслительные процессы.