Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

FORMATION OF FINE ABILITIES IN DRAWING CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE BY MEANS OF MULTIMEDIA

Dedyukina M.I. 1 Mestnikova L.N. 1
1 FSAEI NEFU named after M.K. Ammosova
The article discusses the features of graphic activity, as well as the methods and conditions for the formation of graphic activity by means of multimedia. The basic concept of «visual activity» is given: this is a specific figurative knowledge of reality, the basic concept of multimedia is also given (technology that allows you to combine data, sound, animation and graphic images, transfer them from analog to digital form and vice versa). The theoretical foundations of the conditions for the formation of children’s graphic activity are substantiated. The main pedagogical conditions for the development of graphic skills of children of senior preschool age are disclosed: the development of copyright computer-based computer exercises that are considered in the context of the structure and content of the field of «Artistic Creativity» (drawing) taking into account the implementation of the tasks of psychological and pedagogical work with children of older preschool age; Game exercises are grouped by the following topics: «Acquaintance with art materials», «Mixing and combination of colors», «Drawing up patterns», «Drawing up compositions», «Formation of technical skills and skills in drawing», «Non-traditional techniques in drawing», «Image of perspective», «Creating subject and plot compositions. The diagnostics of the levels of skills development in children of the preparatory group is described. Conclusions that are important for the development of research methodology are formulated. Conclusions that are important for the development of research methodology are formulated.
graphic activity
multimedia
children of senior preschool age

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)», утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. определил требования к структуре и объему образовательной программы дошкольного образования. Одним из направлений развития и образования детей определено художественно – эстетическое, которое предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей [1].

Мультимедиа – это технология, позволяющая объединить данные, звук, анимацию и графические изображения, переводить их из аналоговой формы в цифровую и обратно. «Мультимедиа» – сложное слово, состоящее из двух простых: «мульти» – много и «медиа» – носитель, то есть мультимедиа подразумевает множество различных способов хранения и представления информации (звука, графики, анимации и так далее) [2].

Существующие компьютерные программы дают огромные возможности для развития мышления детей. Однако изучение опыта работы дошкольных учреждений свидетельствует о том, что педагогами ДОО реализуются далеко не все возможности средств, методов и приемов обучения, заложенные в них. Внедрение эффективных методов и разнообразных форм обучения детей в дошкольном образовательном организации может разрешить это противоречие. Одним из перспективных средств обучения старших дошкольников рисованию является использование мультимедийных средств.

Методика и условия формирования изобразительной деятельности детей представлена в трудах Т.Г. Казаковой, Е.А. Дубровской, Т.С. Комаровой, С.А. Козловой, В.Б. Косминской, Н.Б. Халезовой, Н.П. Саккулиной, Н.Г. Третьяковой, Р.М. Чумичевой [3].

В работах перечисленных авторов отражены теоретические основы, данные о некоторых закономерностях изобразительной деятельности развития детей дошкольного возраста, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы использования мультимедийных средств, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе ДОО.

Начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигаются понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, тренируется внимания и память; раньше овладевают чтением и письмом; активно пополняется словарный запас; развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз; уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора; воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность; развивается воображение и творческие способности; развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления [4] .

Существует ряд сайтов, где выкладываются качественные, профессионально выполненные детские презентации, создана большая библиотека электронных книг для детей. Большинство презентаций были выполнены мамами для собственных детей. Некоторые творческие натуры, увлекаясь процессом создания мультимедийной презентации, превращают его в хобби не только для себя, но и для своего ребенка. Проходит время и юный автор появляется на страницах сайта уже со своими работами.

Обучающие игры – презентации. Отдельно хотелось бы рассказать о компьютерных обучающих играх, которые выполнены в виде презентаций в программе MicrosoftPowerPoint.

– предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;

– проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

– ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

– в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

– компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их;

– игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля;

– маленькие дети требуют большой помощи родителей при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль берет эту функцию на себя, освобождает маму.

Здоровьесбережение детей при работе с компьютером. Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о «засиживании» за компьютером актуален. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени – 10-15 минут.

Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен двигаться 50 – 60 % времени бодрствования.

Для определения уровня развития рисованию детей старшего дошкольного возраста, мы использовали диагностику, исследование проводилось на базе МБДОУ № 21, «Кэнчээри» г. Якутска, РС (Я). Для исследования были взяты старшие дошкольники. В исследовании участвовало 28 детей.

Для диагностики уровня сформированности умения у детей подготовительной группы умения создавать изображения, использовали методику Т.С. Комаровой. В качестве стимульного материала стало следующее задание: нарисовать сказочного героя. Для определения уровня сформированности умения создавать изображения были выделены следующие критерии: форма (передача формы, форма передана точно, есть незначительные искажения, искажения значительные, форма не удалась); строение предмета (части расположены верно, есть незначительные искажения; части предмета расположены неверно); передача пропорций предмета в изображении (пропорции предмета соблюдаются, есть незначительные искажения, пропорции предмета переданы неверно); композиция (расположение изображений на листе, по всей плоскости листа, на полосе листа, не продумано, носит случайный характер); соотношение по величине разных изображений, составляющих картину; передача движения; цвет [5].

В результате было установлено, что уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста умения создавать изображения фрагментарные, неполные. Дети знают способы изображения некоторых предметов, правильно пользуются карандашом, пользуются верно выразительными средствами (линия, форма), но при этом неточно соотносят пропорции, размеры частей изображения, соотносят правильно цвет с предметом, но форма немного искажена, в изображении преобладают пастельные и бледные тона, частично прибегая к помощи педагога.

В формирующей части исследования нами раскрыты следующие условия: разработать авторские игровые компьютерные упражнения, которые рассматриваются в контексте структуры и содержания области «Художественное творчество» (рисование) с учётом реализации задач психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста; игровые упражнения сгруппированы по следующим темам: «Знакомство с художественными материалами», «Смешение и сочетание цвета», «Составление узоров», «Составление композиций», «Формирование технических умений и навыков в рисовании», «Нетрадиционные техники в рисовании», «Изображение перспективы», «Создание предметных и сюжетных композиций».

Для реализации поставленной цели и задач был разработан перспективный план по развитию изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста создавать изображения посредством мультимедийных средств.

Задачи перспективного плана по развитию изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством мультимедийных средств:

– совершенствовать навыки выполнения изображения с использованием различных мультимедийных средств;

– развивать умение выполнять карандашный набросок перед использованием цвета;

– развивать чувство композиции, учить детей гармонично располагать задуманный рисунок и воплощать свой замысел на листе бумаги, самостоятельно выбирая изобразительные средства;

– воспитывать умение самостоятельно использовать имеющиеся знания и отобранные ранее изобразительные навыки, исследование предметов, наглядность и демонстрации, показ, объяснение, наблюдения и методы нетрадиционного рисования, а также приёмы зрительного восприятия, движения рук и словесного пояснения.

В ходе проведения занятий мы обучили детей старшего дошкольного возраста также нетрадиционной технике рисования.

Дети стали усидчивы, появилось умение работать в коллективе. Дети проявили большой интерес к процессу обучения.

Таким образом, у ребенка формируются столь важные операции мышления, как обобщения классификация мультимедийные средства повышают самооценку дошкольников. Достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно – действенные операции мышления.

Мультимедийные средства могут служить эффективным средством развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста, при использовании разработанного комплекса занятий по рисованию, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы.