Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

FORMATION OF CENTRAL INTEREST IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE PERCESS OF PERCEPTION OF ART LITERATURE

Dedyukina M.I. 1 Maksimova A.A. 1
1 FSAEI NEFU named after M.K. Ammosova
This article discusses the concept of «Cognitive interest», which is presented as a means of engaging in learning, a means of enhancing the thinking of children, a means of forcing them to experience and work with enthusiasm. The features of the formation of cognitive interest in the process of perception of fiction are analyzed. So, fiction explains the life of the whole of our society and nature as a whole, the world of human relationships and feelings to the older preschooler. Works of fiction develop the imagination, thinking of the older preschooler, enriches his emotional development. Identified and justified the need to comply with the Federal State Educational Standards in the formation of cognitive interest in the process of using fiction. The authors consider fiction as one of the main means of forming cognitive interest, also reveal the peculiarities of the perception of artwork by children of preschool age. The article stresses that in working with preschoolers in the development of cognitive interest, an integrated approach should be used, involving the interrelation of research, music, visual arts, physical education, games, theatrical activities, literature, modeling, watching television, excursions, and organization of independent activities of children. Based on the study, the authors formulated conclusions.
cognitive interest
perception
fiction

Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно работать. Для того чтобы, «разбудить» познавательный интерес ребенка необходимо сделать обучение занимательным. В данной ситуации можно сказать о занимательности в обучении. Сущностью занимательности являются новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Все эти особенности занимательности – сильнейший побудитель познавательного интереса, обостряющий эмоционально-мыслительные процессы, заставляющий пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации [1].

Создание индивидуальных условий для развития личности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения заложено в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО). В нем показана гуманистическая направленность образования, которая обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия воспитателя и дошкольника, а также развитие его личности, его творческого потенциала [2, c. 310].

В ФГОС ДО образовательные области представляют следующие направления развития ребенка дошкольного возраста: речевое развитие; познавательное развитие; коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое [3, c. 65].

Художественная литература – одно из важных средств всестороннего развития личности дошкольников. Она будит мысль ребёнка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности. В психологической литературе существуют разные подходы к определению восприятия. Так, Л.Д. Столяренко рассматривает восприятие как психологический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

По проблеме восприятия художественного произведения работали многие исследователи, авторы такие как О.И. Никифорова, И.Л. Зимняя, Н.Н. Светловская, М.И. Окорокова, Н.Г. Морозова.

О.С. Ушакова обращает наше внимание на то, что художественная литература объясняет старшем дошкольнику жизнь всего нашего общества и природы в целом, мир человеческих взаимоотношений и чувств. Произведения художественной литературы развивают воображение, мышление старшего дошкольника, обогащает его эмоциональное развитие. Велико ее познавательное, воспитательное и эстетическое значение, так как, увеличивая знания старшего дошкольника об окружающем его мире, она воздействует на развитие его личности, а также развития умения тонко почувствовать форму своего родного литературного языка. Произведения художественной литературы сопровождают человека с первых лет его жизни. Восприятие произведений художественной литературы будет полноценным только при условии, если дошкольник будет к нему хорошо подготовлен, в частности силами воспитателя дошкольного образовательного учреждения [4, c. 217].

Процесс развития художественного восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4-5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. Самыми любимыми у детей старшего дошкольного возраста становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др.), с яркими, сильными характерами героев.

В ходе нашего исследования была разработана система работы с детьми по развитию интереса к художественной литературе, которая включала следующие направления: обновление предметно-развивающей среды; разработка плана развития познавательного интереса, включающий чтение и рассказ разных жанров художественной литературы, игры, изобразительную деятельность, беседу, дидактические игры, викторины, просмотр мультсказок.

В группе обновили книжный уголок, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей.

Оформлены наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам», «Портреты детских писателей», подобраны сюжетные картинки. Разработали план работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия художественной литературы. В плане предусмотрели разные жанры художественной литературы, игры драматизации, изобразительную деятельность, беседу, дидактические игры, викторины, просмотр мультсказок.

Каждая неделя была посвящена определенной теме:

– 1 неделя «Ознакомительная».

– 2 неделя «Природа».

– 3 неделя «Цветы».

– 4 неделя «Животные».

– 5 неделя «День космонавтики»

– 6 неделя «Профессии»

– 7 неделя «День Победы»

– 8 неделя «Насекомые»

В работе поставили следующие задачи: развивать у детей пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать, умение отвечать и задавать вопросы, расширять кругозор детей. Были намечены общие направления работы с детьми экспериментальной группы, начала проводить работу, направленную на развитие познавательного интереса.

Например, первая неделя была ознакомительной:

– беседа «Мои любимые сказки»;

– чтение художественной литературы «Таал-Таал эмээхсин» саха остуоруйата;

– обновление книжного уголка в группе «По страницам книг»;

– беседа с детьми «Интересные факты о книгах»;

– рассматривание иллюстрации и книг;

– ремонт изношенных книг «Мы спасатели»;

– придумывание своих загадок, сказок, стихов;

– загадывание и отгадывание загадок;

– изобразительная деятельность «Мой любимый герой»;

– загадывание и отгадывание загадок;

2 неделя «Природа»:

– чтение художественной литературы «Зима недаром злится» И. Тютчев;

– «салат из сказок» – предлагается детям свести в новой сказке героев различных произведений;

– чтение художественной литературы С. Маршак «Круглый год»;

– чтение художественной литературы Г. Скребицкий «Апрель»;

– чтение художественной литературы В. Бианки «Три весны»;

– викторина «Остуоруйаны таай»;

3 неделя «Цветы»:

– чтение художественной литературы А.К. Толстой «Колокольчики»;

– показ Мультфильма

– чтение художественной литературы В. Катаев «Цветик-Семицветик»;

– чтение художественной литературы «Чээн, сибэкки!»;

– чтение художественной литературы С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»;

– чтение художественной литературы М. Пришвин «Зеленый луг»;

– чтение художественной литературы Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка»;

– викторина «Остуоруйаны таай»;

4 неделя «Животные»:

– чтение художественной литературы Р.Н.С «Волк и семеро козлят»;

– показ Мультфильма «Волк и семеро козлят»;

– рисование;

– чтение художественной литературы р.н.с. «Заюшкина избушка»;

– показ Мультфильма «Заюшкина избушка»;

– чтение художественной литературы р.н.с «Зимовье зверей»;

– чтение художественной литературы «Куобах кутуруга суох буолбута» Н. Якутскай;

– чтение художественной литературы «Куоска уонна кутуйах» И. Мигалкин;

– загадки про сказочных героев с использованием ИКТ;

– викторина с использованием ИКТ;

5 неделя «День космонавтики»

– беседа «День Космонавтики»

– чтение художественной литературы А. Барто «Веревочка»;

– чтение художественной литературы С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»;

– чтение художественной литературы Ю.А. Гагарин «Вижу землю»;

– рисунки на конкурс изобразительного творчества «Просторы небес полны тайн и чудес» Посвященный 85-летию Ю.А. Гагарина, приуроченный ко дню космонавтики.

6 неделя «Профессии»:

– чтение художественной литературы К.И.Чуковский «Айболит»;

– чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?»;

– чтение художественной литературы «?лэни ситэри б?тэр» Л. Афанасьев;

– чтение художественной литературы «Лётчик буолуом» И. Федосеев;

– чтение художественной литературы С.Я. Маршак «Это он, это он, Ленинградский почтальон»;

– рисование «Почтальон»;

– викторина «Остуоруйаны таай»;

7 неделя «День Победы»:

– беседа «Великая Отечественная война»;

– чтение художественной литературы Е. Благинина «Шинель»;

– просмотр иллюстраций;

– чтение художественной литературы А. Митяев «Мешок овсянки»;

– чтение художественной литературы А. Твардовский «Рассказ танкиста»;

– рисунки на конкурс изобразительного творчества «День Победы» в детском саду;

– викторина «Узнай»;

8 неделя «Насекомые»:

– просмотр иллюстраций с помощью ИКТ;

– чтение художественной литературы В. Бианки «Приключение муравьишки»;

– загадывание загадок на тему «Насекомые» с использованием ИКТ;

– чтение художественной литературы И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»;

– чтение художественной литературы «Оо5уй о5ус» Баьылай Уьунуускай-Сэки;

– чтение художественной литературы К.И. Чуковский «Муха-цокотуха»;

– викторина «Узнай»;

В конце каждой недели проводились викторины, обмен мнениями, конкурс иллюстраций, конкурс рисунков детей к прочитанному. Дети имели возможность приносить из дома свои любимые книги, рассказывать о них, обмениваться книгами.

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами [5, c. 128].

Следовательно, умение воспринимать художественное литературное произведение дошкольниками, а также осознавать наряду с содержанием и основные элементы художественной выразительности произведения само собой к дошкольнику не приходит: его необходимо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. При целенаправленном педагогическом руководстве, вполне возможно обеспечение восприятия литературного художественного произведения и осознание старшим дошкольником и его основного содержания, а также средства художественной выразительности.