Проблемой современности является утрата подрастающим поколением духовной связи с культурой и традициями родного народа. Особенно это относится к городским детям, воспитывающимся в унифицированной культурной среде. Цель работы – изучить уровень представлений старших дошкольников о культуре родного края и разработать педагогические условия для приобщения к культуре родного края.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ ЦРР детский сад «Кэскил» в старшей группе «Кунчээн» города Якутска. В исследовании принимали участие 20 детей.
Констатирующий эксперимент проходил в три этапа:
– выявление уровня патриотического самосознания;
– изучение уровня представлений о культуре родного края у детей в процессе беседы;
– выявления особенностей представлений детей о родном крае и о национальной культуре.
На первом этапе исследования нами выявлялся уровень патриотического самосознания у дошкольников. Это позволило нам выявить, насколько осознаются дошкольниками мотивы их желаний и предпочтений, которые в данном случае являются проявлением их самосознания.
Для выявления уровня самосознания дошкольников была использована методика В.С. Мухиной [1]. За основу были взяты следующие вопросы.
– Ты любишь свой город Якутск?
– Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?
– Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр.
– Расскажи, что ты больше всего любишь в своем городе.
– Я волшебница и могу выполнить любое твое желание.
– Что ты хочешь попросить для своего города Якутска?
Проведение исследования. Эксперимент проводился индивидуально. Педагог задавал вопросы, конкретизировал или изменял их, чтобы ребенку было легче ответить.
Результаты беседы о желаниях и предпочтениях детей оформляли в таблицу. Выявляли соотношение вариантов ответов у детей и выделяли наиболее значимый, распространенный. Выясняли причины преобладания определенного типа ответов.
По методике изучения уровня самосознания мы получили следующие результаты (табл. 1)
Таблица 1
Результаты исследования патриотического самосознания детей
Уровень |
Экспериментальная группа |
|
Количество детей |
% |
|
Высокий |
3 детей |
20 |
Средний |
5 детей |
33 |
Низкий |
7 детей |
47 |
На втором этапе для выявления представлений о культуре родного края мы провели диагностическую беседу по методике Урунтаевой Г.А. [2]. Для беседы была создана доверительная атмосфера, в условиях которой ребенок мог непосредственно выразить свои чувства, оформить в речи свои высказывания и рассуждения по вопросам педагога. Для того, чтобы исключить влияние эффекта повторов и подражания, беседы проводились в индивидуальной форме.
В ходе беседы ребенку предлагались следующие вопросы.
– Скажи, что такое семья. Кто есть в твоей семье?
– Как называется наш город?
– Тебе нравится наш город? Чем?
– Чем любят заниматься в твоей семье?
– Куда вместе с тобой ходят твои родители?
– В какой стране мы живем? В какой республике?
– Назови, какие народы живут в нашей стране? Какие у них традиции и обычаи?
– Тебе нравятся люди твоего города? Чем именно?
– Тебе нравятся дела людей, которые живут в твоем городе?
– Какие народные сказки, пословицы ты знаешь? Назови.
– Какая из этих сказок тебе нравится? Почему,
– Кто герой этой сказки? Хотел бы ты быть похожим (похожей) на этого героя? Почему?
Критерии: За каждый правильный (положительный) ответ насчитывается 1 балл, после чего подводится общая сумма баллов, которая и является количественным показателем общего представления ребенка о родном крае.
Высокий уровень – 10–12 баллов – наличие положительных чувств и достаточных представлений о культуре родного края, о жизни и быте, народном творчестве своего народа, наличие первоначальных знаний о городе Якутск.
Средний уровень – 6–9 баллов – есть интерес к поставленным в беседе вопросам, но на некоторые из них не может ответить.
Низкий уровень – 5 и меньше баллов – не дифференцирует понятий о собственном доме, о городе; преобладание ответов «не знаю», «не понимаю», «нет».
Исходя из ответов детей, мы пришли к выводу, что высокий уровень выявлен у 4 детей, что составляет 20 %. Большая часть детей имеет средний уровень представлений о культуре родного края (45), 35 % детей экспериментальной группы не имеют достаточных представлений о культуре и жизни людей родного края. Они мало знакомы с культурой и жизнью людей, проживающих рядом, с жизнью республики, также не имеют понятий «народ», «республика», «страна», «народные традиции и обычаи». У многих детей из-за недостаточных знаний и представлений о жизни и культуре людей в родном городе и республике, дефицита общения в семье нет положительных чувств к родному краю (табл. 2).
Таблица 2
Результаты диагностической беседы по методике Урунтаевой Г.А.
Уровень |
Экспериментальная группа |
|
Количество детей |
% |
|
Высокий |
4 детей |
20 % |
Средний |
9 детей |
45 % |
Низкий |
7 детей |
35 % |
Третья часть исследования посвящена выявлению представлений детей о родном крае, о национальной культуре. Здесь мы использовали метод индивидуальной беседы. Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Какие предметы быта ты знаешь? Назови.
2. Чем занимались мужчины и женщины в деревнях Якутии?
3. Какую якутскую национальную одежду ты знаешь?
4. Какие из предложенных изделий можно отнести к предметам культуры?
5. Каких героев народных сказок ты знаешь?
6. Какие деревья, цветы растут в Якутии?
7. Какие стихи, рассказы о природе родного края ты знаешь?
8. Какой твой любимый уголок природы?
9. Какие народные игры ты знаешь?
10. Какие животные обитают в нашем родном крае?
Оценка результатов:
3 балла – ребенок имеет четкие представления о культурном достоянии родного края, промыслах якутского народа; знает много объектов якутского быта, деталей народной одежды, сказок, подвижных игр. Эмоционально воспринимает красоту предметов материальной культуры; самостоятельно аргументирует свои суждения.
2 балла – ребенок имеет дифференцированные представления о некоторых элементах культуры; промыслах якутского народа. Стремится аргументировать свои суждения, называя объекты якутской культуры; познавательное отношение к культурному достоянию неустойчиво, связано с яркими событиями, моментами.
1 балл – у ребенка не сформированы представления о культурном достоянии родного края, дает неправильный ответ или не отвечает даже после наводящих вопросов взрослого, не знает названия предметов из якутского быта, познавательное отношение к ним неустойчиво.
Результаты показали, что у детей старшего дошкольного возраста знания о родном крае недостаточно высокие, с высоким уровнем – 2 детей ~ 13 %, средним уровнем – 6 детей ~ 40 %, низким уровнем – 7 детей ~ 47 %.
Таблица 3
Результаты знаний детей о родном крае и национальной культуре
Уровень |
Экспериментальная группа |
|
Количество детей |
% |
|
Высокий |
2 детей |
10 % |
Средний |
10 детей |
50 % |
Низкий |
8 детей |
40 % |
Проведенное исследование показало, что дети старшего дошкольного возраста недостаточно знают культуру и традиции своего края, что подтверждает необходимость проведения работы в этом направлении.
В ФГОС дошкольного образования большое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Оно представлено в образовательной области «Социально-личностное развитие» тремя компонентами. Первый компонент – содержательный. Сюда входят знания детей о своей стране, городе, поселке. Ребенок должен знать герб, флаг республики, страны, улицу, на которой живет, памятники и другие достопримечательности. Второй компонент – мотивационно-побудительный. Включает в себя любовь к Родине, гордость за нее, уважение к традициям, людям. Третий компонент – деятельностный. Включает в себя все виды детской деятельности – рисование, музыка, танец и др. на патриотическую тематику [3].
Именно в дошкольном детстве должны формироваться первичные представления о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях, народных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей [4, с. 7]. С целью ознакомления детей с культурой родного края мы разработали этнокарты о культуре и традициях народов РС (Якутия).
Этнокарты представляют собой красочный набор карточек для детей по следующим темам:
1. Общие сведения о РС (Якутия).
2. Жилище и уклад жизни якутов.
3. Традиционные занятия, промыслы.
4. Национальные блюда.
5. Утварь и посуда.
6. Национальная одежда.
7. Традиции и обычаи народа саха.
8. Фольклор.
9. Народный праздник ысыах.
10. Олонхо.
11. Национальные виды спорта.
12. Народные игры.
13. Настольные игры народа саха.
14. Народные сказки.
15. Якутские загадки.
16. Пословицы.
17. Народные музыкальные инструменты.
18. Традиции и обычаи народов Севера (долган, эвенов, эвенков, чукчей, юкагиров).
К каждой теме разработаны викторины и загадки с картинками, игры, ребусы.
Этнокарты помогают детям узнать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Обращение при воспитании детей к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Знание истории народов своей республики, их культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Через народные сказки, мифы, легенды, героический эпос, пословицы красной нитью проходит тема любви к родному краю, родной природе, родному алаасу, родному дому [5].
Наш современник, академик Д.С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле [1, с. 6]. Именно поэтому этнокультурное образование является в настоящее время наиболее актуальной.