Дошкольный период – яркая неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с окружающим миром, происходит приобщение детей к культуре, к общечеловеческим ценностям. Художественно – эстетическое воспитание – один из важнейших компонентов процесса формирования всесторонне развитой личности и играет важное значение для развития творческого воображения детей.
Воображение – это создание нового в форме образов представлений. Воображение – познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтетическую деятельность, позволяющей выделять отдельные части и признаки предметов или явления, объединять в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации [1, с. 158].
Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям. Степень создания человеком новых образов и осознанности этих образов:
– непроизвольное или пассивное воображение – новые образы возникают под воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «бездумного отдыха».
– произвольное или активное воображение – это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности.
По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, репродуктивное, творческое.
Воссоздающее или репродуктивное воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры.
При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник, писатель, рассказчик [1, c. 162].
Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение [2, с. 133].
Б.М. Теплов о воображении: «Воображение – это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Нигде, однако, воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества» [3, с. 19].
Воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психического облика человека. Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам.
Считаем, что одним из эффективных средств для развития творческого воображения являются занятия по тестопластике.
План работы кружка «Тестопластика»
№ п/п |
Тема |
Цель |
Краткое описание |
1 |
Вводное занятие |
Развить общее понятие о тестопластике. Техники безопасности. |
Краткий рассказ о технологии изготовления изделий из соленого теста. |
2 |
Способы лепки |
Показ приемов лепки. Вызывать желание создавать рабочее пространство. |
Оборудования рабочего места. Принадлежности необходимые для лепки. Сведения о материалах для изготовления изделий. |
3 |
Лепим Снегурочку из пластилина. |
Показ приемов лепки из пластилина. Развитие мелкой моторики рук. Закрепляем знакомые приемы лепки из пластилина. |
Работаем с пластилином для сравнения. Поэтапно лепим Снегурочку. |
4 |
Путешествие в «Круглую страну» |
Продолжить развивать знания о тестопластике. Познакомить детей с формой круга и шара, находить между ними различие; учить формообразующему движению – скатывание жгутика, развить мелкую моторику. мышление, воображение. |
Краткий рассказ о тестопластике. Найти различия соленого теста от пластилина. Продолжить рассматривать приемы лепки из соленого теста. |
4 |
Работа с красками |
Раскрашивание кругов и шаров слепленных на предыдущем занятии Продолжать воспитывать усидчивое, бережное отношение к продуктам своего и чужого труда, материалу; Развивать мелкую моторику рук. |
Работаем с красками. Показ схемы размешивания цветов. |
5 |
«Золотая Рыбка» |
Рассказ о значении барельеф. Учить в лепке знакомые способы работы на поверхности; Продолжить развивать мелкую моторику рук. |
Лепим изделия на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью. |
Окончание таблицы |
|||
№ п/п |
Тема |
Цель |
Краткое описание |
6 |
Раскрашивание красками «Золотую Рыбку» |
Развивать творческое воображение; Учить раскрашивать изделия красками. Продолжать воспитывать усидчивое, бережное отношение к изделиям своего и чужого труда. Продолжать развивать мелкую моторику рук. |
Создаем небольшую композицию с помощью самых разных материалов. |
7 |
«Сказочный снеговик» |
Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста. |
Учить детей расплющивать исходную форму (шар). Лепить из частей, разделяя кусок на части, выдерживая соотношения пропорций по величине. Закреплять знания геометрических форм. |
7 |
Раскрашивание «Сказочного снеговика» красками |
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Продолжать воспитывать усидчивое, бережное отношение к изделиям своего и чужого труда. |
Раскрашиваем красками. Работа с красками. |
7 |
«В лесу родилась ёлочка» |
Учить детей лепить елочку модульным способом, воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту елочки, добиваться выразительной формы. |
Из соленого теста сделать слои для елки, соединить их и оставить их застывать. |
8 |
Раскрашивание красками «В лесу родилась ёлочка» |
Учить раскрашивать изделия красками. Продолжать воспитывать усидчивое, бережное отношение к изделиям. Развивать мелкую моторику рук. |
Раскрашивание изделия из соленого теста красками. |
15 |
«Сказочный домик» |
Знакомить с техникой. Ознакомить с предстоящей работой с родителями. Проявить желание к самостоятельной работе с родителями. |
Дети знакомятся с предстоящей работой с родителями. Мастер класс в умении облеплять банку с окнами – получая образ сказочного домика. |
16 |
Создаем интерьер для «Сказочного домика-подсвечника» |
Воспитывать аккуратность. Вызвать интерес и желание украсить интерьер. |
Создаем интерьер для маленького сказочного мира. |
17 |
Итоговое занятие «Галерея звезд». Знакомство с работами. Выставка. |
Контроль знаний и анализ работ по рассказу. Развивать умение пересказывать по совместно придуманному рассказу. |
Рассматривание работ. Дети знакомят свое изделие рассказывая по придуманной сказке. |
Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие изобразительные способности [4].
Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность, дает простор детской фантазии. В последнее время в дошкольных учреждениях часто стали использовать соленое тесто. Поделки из соленого теста принято называть тестопластикой.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространстве [5, с. 5].
Соленое тесто – самый безопасный и экологичный материал для занятий лепкой с детьми. Техника работы с солёным тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени на подготовку исходного материала. Приёмы изготовления из солёного теста очень схожи с приёмами работы с пластилином.
Для развития творческого воображения для детей мы организовали кружок «Тестопластика». Цель кружка: развитие художественных и творческих способностей детей, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности.
Занятия проводятся два раза в неделю. Презентация персональной выставки ребенка является результатом продуктивной деятельности, персональной и социально значимой. По итогам работы кружка проводится выставка работ «Галерея звезд». К работе кружка активно привлекаются родители. Для них проводятся специальные консультации и мастер-классы. Проведенные с детьми тесты по уровню развития творческого воображения на констатирующем и контрольном этапах работы показали положительные результаты.
Таким образом, занятия тестопластикой являются эффективным средством развития творческого воображения детей дошкольного возраста.