Цель статьи – раскрыть педагогические условия развития одаренности у детей дошкольного возраста на примере РС (Якутия).
Проблема развития одаренных детей является актуальной и перспективной. В настоящее время правительство и система образования уделяют большое внимание развитию одаренных детей. Об этом свидетельствуют нормативные документы, система мероприятий для выявления одаренных детей, конкурсы, конференции, олимпиады, телевизионные передачи, научные конференции и др.
Так, в 2012 г. утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, где говорится о том, что «миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи [1]. Разработаны базовые принципы, основные направления системы выявления и развития одаренных детей. В том же году Правительством РФ утвержден «Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» [2].
В 2015 г. Правительством РФ утверждены Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития [3].
В методическом комплексе по актуализации и повышению результативности реализации региональных программ (планов мероприятий, дорожных карт) по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов подчеркивается, «что создание региональной системы выявления и развития молодых талантов должно рассматриваться не только как насущная управленческая задача, но и стратегическая перспектива, обеспечивающая инновационный ресурс развития образования региона в целом» [4, с. 4].
По реализации Постановлений Правительства РФ начата работа по развитию одаренных детей в СВФУ. Разработана концепция Программы «С самого начала…», направленная на создание комплексной системы сопровождения семьи по проблеме рождения здоровых детей, создания условий для проявления и развития способностей детей. Главной идеей Программы является всесторонняя поддержка семьи, содействие в раскрытии природных задатков, развитии способностей, познавательной и интеллектуальной активности детей [5, с. 197]. Особенностью Концепции «С самого начала…» является то, что работа по развитию одаренного ребенка начинается с самого рождения и даже в внутриутробном периоде развития малыша. Само название Концепции «С самого начала…» говорит о том, что работу необходимо начинать с самого начала, т.е. задолго до рождения ребенка, начиная с родителей. Поэтому самым ответственным периодом являются пренатальный и дошкольный периоды. Именно эти периоды являются наименее изученными в плане развития одаренности детей, тогда как для одаренных школьников и студентов работа проводится уже давно, имеется опыт и достижения на российских и международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. На кафедре дошкольного образования введен спецкурс «Психолого-педагогические основы развития одаренных детей».
Анализ литературы по теме исследования позволил нам провести классификацию понятий «задатки», «способности».
Задатки – это базовый фундамент одаренности, заложенный природой, который передается с генами родителей. Волков считает, что в каждом человеке заложены многие десятки задатков их предков, доходящие даже до 13 колена [6].
Наклонности или склонности вырабатываются по результатам развития ребенка, когда у него появляется желание заниматься конкретной деятельностью (пению, рисованию, танцам, борьбе и др.). Появление мотивации зависит также от условий, педагогов и родителей, которые могут пробудить в ребенке интерес и желание.
Способности – индивидуальные отличия ребенка по сравнению с другими детьми, которые проявляются в определенном виде деятельности.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [6, с. 3]. По его утверждению, каждый ребенок – одаренный, нужно только вовремя выявить его способности и создать условия для их развития и взращивания.
Выделяются следующие виды одаренности:
– в практической деятельности можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность;
– в познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов;
– в художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;
– в коммуникативной деятельности следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность;
– в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.
По степени проявления выделяют актуальную одаренность и потенциальную.
Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. Потенциальная одаренность предполагает наличие у ребенка потенциальных способностей к чему – либо, которые еще не проявились в силу различных обстоятельств (проблемы в семье, отсутствие условий и др., низкая мотивация и др.). Также различают явную одаренность и скрытую, раннюю и позднюю. Перед педагогами, психологами, родителями стоит задача вовремя выявить признаки одаренности у ребенка и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение и поддержку.
Практическую значимость по работе с одаренными детьми имеет «Карта диагностики и развития способностей ребенка ДОО» Волкова О.Г., на основе которой можно составить портфолио на каждого ребенка [6].
Способности подразделяются на интеллектуальные, логико-математические, естественно-технические, творческого мышления, двигательно-спортивные, музыкально-исполнительские, художественно-изобразительные, лидерско-коммуникативные, лингвистически-филологические, театрально-эвристические. В «Карте диагностики и развития способностей ребенка ДОО» Волкова О.Г. даны в таблицах описание всех видов способностей и таблицы для их мониторинга.
Первые годы жизни имеют важное значение для развития малыша. Именно в этот период закладываются основы интеллектуального, физического, эстетического, музыкального, художественного развития ребенка. Ребенок, окруженный любовью и вниманием, гармонично развивается и эмоционально, и духовно, у него зарождается чувство защищенности в жизни, доверие к людям, к окружающему миру. Многое в этом плане зависит от родителей, особенно мамы. Активная, творческая, стремящаяся развивать своего малыша и самой развиваться вместе с ним – таковы качества современной мамы одаренного ребенка.
Следующим ответственным периодом развития одаренности детей является дошкольные образовательные организации, центры дополнительного образования, кружки, организация психолого-педагогического сопровождения ребенка, взращивание задатков в способности.
В Якутии много делается по развитию одаренных детей. Необходимо отметить, что со времен деятельности Первого Президента Якутии М.Е. Николаева были созданы замечательные условия для развития одаренных детей. Это Высшая школа музыки, хореографическая школа, дворцы спорта, школа олимпийского резерва, международные летние школы, олимпиады, международные стажировки школьников, Международные спортивные игры «Дети Азии», Международный фонд «Дети Саха Азия», республиканский телевизионный конкурс «Полярная звезда» и др..
Телевизионный конкурс «Полярная звезда» – один из самых ярких конкурсов для детей дошкольного и школьного возраста. Это соревнование юных талантов со всех уголков республики, где принимают участие детские коллективы, ансамбли, солисты во всех жанрах исполнительства. Популярны среди дошкольников и младших школьников конкурсы по исполнению олонхо, чабыргах, игре на хомусе, вокальный конкурс «Бэби шлягер». Становятся популярными художественная гимнастика, акробатика, вокальные мастерские известных мелодистов для детей, спортивные секции, танцевальные коллективы и др. Многие детские сады включились в российский эксперимент «Одаренные дети» под руководством Волкова О.Г. Ежегодно проводится научная конференция школьников «Шаг в науку». Якутские школьники ежегодно становятся лауреатами российского этапа конференции «Шаг в науку» в Москве. Для интеллектуально одаренных детей по физико-математическим наукам создана специализированная каникулярная школа «Ленский край», построен и функционирует детский технопарк.
В июле 2018 в Якутске состоялись Международные интеллектуальные игры, в рамках которых состоялся Международный симпозиум по проблемам развития одаренности детей и юношества в образовании «Научное образование». В работе симпозиума приняли участие известные ученые, психологи и педагоги РФ, работающие по проблеме развития одаренных детей. Симпозиум явился образовательным событием для обмена идеями и демонстрации практических достижений науки, образовательных организаций, методических центров, педагогов в сфере развития одаренности детей и юношества в научном образовании.
Своим опытом работы поделились ведущие ученые мира: вице-президент всемирного движения МИЛСЕТ, исполнительный директор канадского государственного агентства по развитию научного образования среди детей и молодежи «Научная молодежь Канады» (Science Youth Canada) Рени Барлоу ; генеральный секретарь Федерации научно-технических ассоциаций Альберто Пиери (Италия); Президент MILSET-International Роберто Идальго, президент Азиатской физической олимпиады, профессор Леонг Чуан Квек (Сингапур) и многие другие. Главным идеологом симпозиума является Алексей Сергеевич Обухов, к.психол.н., профессор, в.н.с. Центра исследований современного детства Института образования ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики». Вторым руководителем является Савенков Александр Ильич, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО г. Москва «Московский городской педагогический университет» и др.
В рамках международного симпозиума были проведены пленарные заседания, панельные дискуссии, стендовые сессии, тематические круглые столы по проблеме развития одаренных детей по направлениям: «Дошкольная педагогика», «Психопедагогика», «Общая педагогика», «Проектная и исследовательская деятельность».
Были предусмотрены мероприятия и для родителей, которые интересуются темой одаренности детей. Для них прошли актовые лекции и практические занятия.
Таким образом, национальная программа по выявлению и развитию одаренных детей в условиях РС (Якутия) реализуется на всех уровнях, начиная с дошкольного возраста.
Мы, будущие педагоги дошкольной образовательной организации, должны быть готовы к работе с одаренными детьми. Это очень ответственно, интересно, требует много труда и творчества.