Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH THE GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Andreeva E.V. 1 Arkhipova S.N. 1
1 North-Eastern federal university M.K. Ammosova
The article deals with the problem of peculiarities of coherent speech development in preschool children with general underdevelopment of speech. Since speech is a necessary link for interaction and communication and for further development. At the present stage of theory and practice in the development of coherent speech becomes particularly important mnemonics. Mnemonics is the art of memorization, which is based on different techniques that allow you to remember a large amount of information, facilitates the skills of memorization, techniques and methods of mnemonics effectively affects the development of the child. In article the author shows about timely speech therapy work, it is specified about need of the help to children with speech disorders. The importance of children’s speech development for further successful education in school, for the comprehensive development of the child’s personality is emphasized. Children with General underdevelopment of speech are described in detail. This article analyzes the study on the development of coherent speech, describes the experimental work, the system of speech therapy, aimed at the development of speech in older preschoolers with general underdevelopment of speech. The authors emphasize that mnemonics is one of the auxiliary, effective methods of forming the development of coherent speech.
Coherent speech
senior preschoolers
development
General underdevelopment of speech
mnemonics

Первостепенной задачей в логопедической работе представляет собой развитие связной речи. Связное высказывание является развёрнутым изложением определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно и образно. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности [1, с. 23].

Проблема недоразвитие связной речи приобретает особую актуальность при переходе детей с дошкольной на школьную ступень детства. Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Для старших дошкольников как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций [2, с. 122].

Достаточное по объему языкового материала является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Побуждающее ребенка к овладению речью, в полную меру его возможностей, на каждой возрастной ступени. Внимание к развитию связной речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что, в это время интенсивно развивается мышление ребенка, и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может влиять на его дальнейшее развитие.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основной функцией связной речи является коммуникативность. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Как форма речи диалог состоит из реплик, цепи речевых реакций. Его осуществление происходит либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь. Для монологической речи характерна связная речь одного лица, которая несет коммуникативную цель, т.е. сообщение каких-либо фактов действительности. Монолог является наиболее сложной формой речи, которая служит для целенаправленной передачи информации. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе логопедической деятельности. Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи [3, с. 82].

По мнению С.Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Л.С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М. Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития [4, с. 43].

В 50–60-х годах XX века сторонниками (Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и др. был выработан единый педагогический подход к разнородным по своей этиологии проявлениям недоразвития детской речи и решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния речевой системы. Это позволило представить картину аномального развития ребенка по ряду параметров, отражающих состояние языковых средств и коммуникативных процессов. По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т.Б. Филичевой.

У детей 1 уровня речевого развития связной речи нет, имеются отдельные лепетные слова, которые в разных случаях имеют разное значение и сопровождаются мимикой и жестами. Вне ситуации такая речь не понятна окружающим. Недостаточность речи детей 2 уровня проявляется во всех ее компонентах. Дети пользуются простыми предложениями из 2-3 слов, могут ответить на вопросы по картинке, на которой изображены члены семьи, события окружающей жизни. 3 уровень речевого развития предполагает наличие развернутой фразы, однако связная речь развернуто недостаточно. Ограниченный словарный запас, одинаково звучащие слова, которым передается то или иное значение в зависимости от ситуации, делает речь детей бедной и стереотипной. 4 уровень к нему относятся дети с Нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий [5, с. 45].

Как показывают данные исследований логопедов, психологов и педагогов, к началу школьного обучения уровень сформированности лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР значительно отстает от нормы, самостоятельная связная монологическая речь у младших школьников долгое время остается несовершенной. Это создает детям дополнительные трудности в процессе обучения. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. При пересказе текстов дети с ОНР ошибаются при передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья.

Ведущую роль речи в умственном развитии детей дошкольного возраста подчеркивали К.Д. Ушинский, В.И. Тихеева, Е.А. Флерина и др. Проблемой формирования связной речи у детей с ОНР занимались: А.М. Бородич, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко и др. В работах исследователей подчеркивается, что в системе коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка. Анализ литературы показал, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно – обоснованных путей формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [6, с. 37].

Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя, совершенствуя их по-своему мы использовали в своей работе по развитию связной речи приемы мнемотехники. В дошкольной педагогике мнемотехнику называют по – разному: В.К. Воробьева указывает эту методику сенсорно – графическими схемами, Т.А. Ткаченко предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов блоками – квадратами, Л.В. Ефименкова схемой составления рассказа.

Особенность методики заключается в том, что применяется не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних животных используется дом, а для обозначения диких животных используется лес. Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включается не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Опытно – экспериментальное исследование проводилась в 2 этапа, где каждый этап имел свои цели и задачи: констатирующий, формирующий, контрольный. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста с ОНР, посещающие МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 89 «Парус» ГО «Город Якутск».

С целью выявления уровня развития связной речи у старших дошкольников с ОНР на констатирующем этапе мы использовали методику О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, где исследовались уровни развития речи старшего дошкольного возраста по составлению рассказа, для оценки выполнения заданий использовалась бально-уровневая система [7, с. 68].

По результатам констатирующего этапа мы выявили, что у старших дошкольников с ОНР в экспериментальной и контрольной группах связная речь в большинстве своем находится на низком уровне (экспериментальная – 60 %, контрольная 40 %).

Получив данные результаты, мы на формирующем этапе разработали систему логопедической работы по развитию связной речи который включает в себя комплекс заданий, направленное на составление рассказов с использованием мнемотехники с учетом следующих условий: правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, т.к. характерные недостатки детских рассказов – короткие нераспространенные бессоюзные предложения, часто незаконченные, повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз. Помогает детям овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений, обозначающим отношение предметов по месту и времени, а также причинно – следственные связи. Кроме того, учить их пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень обобщении.

Работу начали с более легкого задания с мнемоквадрата. Для этого детям дали одиночные картинки, которые обозначали одно слово, словосочетание или простое предложение и дети, называя предмет описывали его и задавались такие вопросы, как что здесь изображено? Какого цвета этот предмет? Большинство детей с заданием справились. После выполненного задания мы усложняли работу на мнемодорожку, чтобы дети составляли небольшой рассказ из двух, четырех предложений с помощью ряда картинок. При выполнении данного задания некоторые дети испытывали трудности при составлении предложений по заданным картинкам. Детям, которые затруднялись при составлении предложений были заданы наводящие вопросы. После того как дети усвоили мнемоквдрат и мнемодорожку мы предоставили мнемотаблицу, который усложняется в количестве предметных картин. Рассмотрев данные картинки из мнемотаблицы, испытуемый должен составить расширенный содержательный рассказ. При выполнении данного задания дети немножко затруднялись, им понадобилась время для обдумывания, но они справились.

После проделанной работы по развитию связной речи у детей экспериментальной группы были выявлены следующие результаты: высокий уровень никто не показал, средний уровень – 60 % и низкий уровень – 40 %. У детей контрольной группы высокий уровень никто не показал, средний уровень показали 80 % детей, низкий – 20 %.

Положительная динамика развития связной речи убедительно доказало эффективность использования предложенной нами системы логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР.