Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ESTABLISHMENT AND CONTENT OF THE ACADEMIC DISCIPLINE «SUSTAINABLE DEVELOPMENT» IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS ABROAD

Krasilshchik E.A. 1 Lesnikov O. 1 Nasybulin R. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kostroma State Agricultural Academy»
Today, a great attention of the scientific and pedagogical community and the administration of universities is paid to ways of assessing and measuring the integration of sustainable development in higher education, on the one hand, the development of the science of sustainable development as a new academic discipline, on the other hand. The starting point here is to understand that this academic discipline must show the way towards a sustainable global society, responding to the challenges that existing disciplines must address together. The science of sustainable development explores the interaction between global, social and human systems, as well as complex mechanisms that lead to the degradation of these systems and pose risks to human well-being. It creates an interdisciplinary academic structure that integrates the natural, engineering, social, and human sciences. Preserving an integrated approach to understanding higher education and organizing research for sustainable development ensures effective progress in this direction. The content of the discipline «Sustainable development» is determined by three main components: first, scientific programs on sustainable development must be interdisciplinary, secondly, research in the field of sustainable development must be applicable to real problems, and thirdly, the science of sustainability must be integrated into society.
sustainable development
academic discipline
interdisciplinarity
master program
undergraduate program

Среди вопросов, которые стоят в центре внимания современных исследований, глобальные проблемы, такие как бедность, здоровье, изменение климата и устойчивое развитие считаются наиболее важными для мирового сообщества. Наука об устойчивости и междисциплинарность являются ключевыми элементами, способствующими развитию данной сферы научно-практических знаний человечества.

Наука об устойчивом развитии была определена как «развивающаяся область исследований, касающихся взаимодействия между природными и социальными системами и того, как эти взаимодействия влияют на проблему устойчивости: удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений при существенном сокращении бедности и сохранении жизни планеты системы поддержки [1].

Междисциплинарный подход являются эффективным инструментом для объединения научных областей, обеспечения их взаимодействия; составляет основу важнейших исследований в обществе, одновременно решая самые насущные проблемы нашего времени. Междисциплинарное исследование определяется в данной интерпретации как исследование, проводимое учеными из разных дисциплин, которые работают совместно для решения общей проблемы [2].

Наука об устойчивом развитии – это область, которая по определению решает практические проблемы в естественном и социальном мире. Акцент в этой области на решении практических проблем делает ее уникально подходящей для решения глобальных проблем развития, экологических изменений и социальной справедливости.

Корни науки об устойчивом развитии можно найти в научных дискуссиях 1980-х годов, в докладе США Комиссии Брундтланд, в докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию в 1987 году и на саммите Земли в Рио-де-Жанейро в 1992 году [3].

Наука об устойчивом развитии появилась в качестве отдельной области в начале 2000-х годов, когда она была включена в Международный совет по науке [4]. В результате дискуссий, проведенных на его 27й Генеральной Ассамблеи были созданы сети институционального сотрудничества и были разработаны отдельные учебные программы по устойчивому развитию для образовательных институтов [5].

Эта область уникальна тем, что она возникла глобально и строится без значительного руководства со стороны какого-либо одного центрального органа или источника. Научно-исследовательские центры включают в себя не только традиционные центры академических исследований. По данным, приведенным в статье Бенджамина П Уорнера, профессора Массачусетского Университета, [6] в 2007 году Американская ассоциация развития науки насчитала 32 образовательные программы в области устойчивого развития в колледжах и университетах США. К 2015 году их было уже 118. В настоящее время практически во всех институтах высшего образования в том или ином варианте представлена данная дисциплина.

Научно-методическая деятельность по направлению «образование и исследования в области устойчивого развития» охватывает целый ряд «категорий», включая лидерство, управление и институциональное развитие; инициативы научных институтов; образование, учебная программа и профессиональное развитие; исследование; деловая и общественная деятельность; участие студентов. Сегодня большое внимание научно-педагогического сообщества и администрации университетов уделяется путям оценки и измерения интеграции устойчивого развития в высшее образование, с одной стороны, развитию науки об устойчивом развитии как новой академической дисциплине, с другой стороны. Ключевым является понимание, что данная учебная дисциплина должна указывать путь к устойчивому глобальному обществу, отвечая на вызовы, которые существующие дисциплины должны решать совместно. Наука об устойчивом развитии исследует взаимодействие между глобальными, социальными и человеческими системами, а так же сложные механизмы, которые приводят к деградации этих систем и создают риски для благосостояния людей. Это создает междисциплинарную академическую структуру, которая соединяет естественные, инженерные, социальные и гуманитарные науки. Сохранение комплексного подхода к пониманию высшего образования и организации исследований в целях устойчивого развития обеспечивает эффективное продвижение в этом направлении. В связи с этим Гарвардский университет, например, определяет подход к освоению программы «Устойчивое развитие» следующим образом: «Наука об устойчивом развитии – это междисциплинарный курс, основанный на проблемах, которые призваны облегчить разработку, реализацию и оценку эффективных мер, способствующих общему процветанию и сокращению бедности при одновременной защите окружающей среды. Она определяется проблемами, которые он решает, а не дисциплинами, которые она применяет. Таким образом, она опирается, по мере необходимости, на различные дисциплины естественных, социальных, медицинских и инженерных наук, на профессии и знания практики».

Анализируя свой опыт преподавания учебной дисциплины «Устойчивое развитие», и глубоко понимая, что наука, практикуемая в изоляции, не может обеспечить полезных решений сложных проблем, Бенджамин П. Уорнер в качестве определяющих ее содержание указывает три момента [6].

– во-первых, научные программы по устойчивому развитию должны быть междисциплинарными, чтобы расширить сферу своих исследовательских возможностей;

– во-вторых, научные исследования в области устойчивого развития должны быть применимы к реальным проблемам, внося вклад в науку, основанную на открытиях. Это трудный путь, но решения сложных проблем, несомненно, несут инновации;

– наконец, наука об устойчивости должна быть интегрирована в общество. Мы не можем начать решать сложные проблемы, не работая с людьми, которых они больше всего затрагивают.

В настоящее время учебные заведения предлагают в сети Интернет описание учебных программ по дисциплине «Устойчивое развитие» в рамках курса бакалавриата или магистратуры.

Учебный план на степень магистра следует структуре проектного цикла: студенты приобретают специальные теоретические и практические навыки, необходимые для успешного выявления проблем развития, разработки и реализации проектов в области устойчивого развития, а также критически проанализировать их с точки зрения их эффективности. Данный подход позволяет выпускникам стать высококвалифицированными специалистами, востребованными как государственными, так и частными работодателями, в стране и за рубежом. Общая цель современных программ состоит в том, чтобы будущие специалисты получили квалификацию, способную играть важную роль в реализации целей в области устойчивого развития, способствуя тем самым созданию более справедливого и устойчивого мира. Чаще всего, структура курса предоставляет студентам возможность применить свои теоретические знания и получить практический опыт, участвуя в разработках, касающихся проблем реального окружения. Например, образовательная программа первой или второй ступени высшего образования получения степени магистра «Управление устойчивым развитием», предлагаемая Рейн-Ваальским университетом прикладных наук, объединяет темы, связанные с экономикой и политологией, с эмпирической и методологией управления проектами. Полученные знания позволяют студентам активно участвовать в академическом дискурсе по устойчивому развитию. Благодаря применению новейших предметно-ориентированных методологий студенты будут имеют возможность успешно реализовывать проекты развития [7].

В целом, следует отметить, в наше время для молодых людей раскрываются широкие возможности получения образования по интересующим их специальностям за границей. Многие университеты мира предлагают магистерские программы специальности «Устойчивое развитие». Соискатели степени магистра по Устойчивому развитию, обучающиеся за рубежом, получают возможность не только освоить инновационные методы решения глобальных проблем, угрожающих человечеству, но и самому сделать конкретный серьезный шаг в рамках концепции устойчивого развития – поехав учиться в другую страну, с иной культурой, иным языком и традициями. Международная атмосфера университетов, а также набор студентов из развивающихся и промышленно развитых стран помогают совершенствовать навыки межкультурного общения и управления при разнообразии студентов, когда они сотрудничают и учатся друг у друга [8]

Приняв Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, международное сообщество направило решительный сигнал для нового глобального партнерства: на историческом саммите ООН 2015 года лидеры 193 развивающихся и промышленно развитых стран совместно согласовали 17 амбициозных целей в области устойчивого развития (ЦУР) [9]. Впервые в истории международное сообщество взяло на себя общую ответственность за достижение экономического прогресса в соответствии с принципами социальной справедливости и экологической устойчивости. Реализация Повестки дня на период до 2030 года требует не только более эффективной и действенной политики развития, но также высококвалифицированных специалистов, обладающих широким междисциплинарным и межкультурным пониманием различных проблем развития, местного контекста, глобальных взаимосвязей и новейших методологий, позволяющих им также определять потребности и воплощать выработанные стратегии.

Образование в интересах устойчивого развития отражает потребность в высококачественном образовании:

– Образование в интересах устойчивого развития должно пронизывать все планы учебных программ, а не составлять отдельный предмет;

– Образование должно помогать устанавливать ценности и принципы, лежащие в основе устойчивого развития;

– Образование должно стимулировать критическое мышление и быть направлено на решение проблемы;

– Образование должно основываться на методологическом разнообразии для содействия процессу обучения;

– Студенты должны сами принимать активное участие в принятии решений о методах, которые будут использоваться;

– Образование должно затрагивать как местные, так и глобальные темы.

Наличие в образовательных программах высшего образования РФ дисциплины «Устойчивое развитие» и соответствие её содержания обозначенным требованиям станет предметом наших последующих исследований.