Биоэкономика – это отрасль, основанная на использовании возобновляемых биологических ресурсов для создания новых продуктов. Концепция биоэкономики охватывает все сектора экономики, в том числе и сельское хозяйство, поставляющее возобновляемые ресурсы: растения, животные, микроорганизмы и их продукты. Целью является переход на экономику, независимую от нефти. Сельское и лесное хозяйство, рыболовство и аквакультура, а также биотехнологическая конверсия биомассы и биогенные отходы являются центральной отправной точкой многогранной цепочки создания новой добавочной стоимости. Отрасли переработки обрабатывают возобновляемые ресурсы в различные продукты, частично промышленным применением биотехнологических и микробиологических процессов, особенно в химической промышленности. Сюда относятся также пищевая, деревообрабатывающая, бумажная, строительная, кожевенная и текстильная промышленность, а также части фармацевтической и энергетической промышленности. Таким образом, в систему биоэкономики включается также цикличность и экономия отходов, которые могут быть повторно использованы. Цель нашего исследования – изучить зарубежный опыт государственных программ по разработке новых биотехнологий в сельском хозяйстве. При обзоре информации по теме мы опираемся на источники министерства продовольствия и сельского хозяйства Германии.
Германия видит в исследованиях, разработках и применении биотехнологий отличную возможность для страны стать всемирным экономическим и научным центром. С этой целью выработана стратегия исследований в области биоэкономики до 2030 года «Наш путь к биоэкономике». В период 2011-2016 гг. были освоены государственные субсидии в размере 2,4 млрд. евро. Решающим фактором в дальнейшем устойчивом развитие биоэкономики является сотрудничество бизнеса и науки, партнеров из разных стран. Большое внимание в стратегии биоэкономической политики уделяется также политическим вариантам действий и стратегическим подходам. Это выходит за рамки «Национальной стратегии исследований в области биоэкономики до 2030 года» и распространяется на промышленную и энергетическую политику, политику в области сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства, а также политику в области климата и окружающей среды. [1].
Перечислим основные государственные программы развития биоэкономики в Германии на федеральном уровне.
1. Задача сельскохозяйственной политики заключается в создании подходящих условий для устойчивой и ресурсосберегающей экономики. Настоящая стратегия находится в контексте национальных концепций и стратегий федерального правительства. «Национальная стратегия устойчивого развития» была принята в 2002 году и постоянно обновляется, она определяет курс на устойчивое развитие Германии и устанавливает цели во всех политических областях деятельности федерального правительства. Успех оценивается в регулярных отчетах о проделанной работе.
2. Национальные исследовательские стратегии « Биоэкономика 2030 «Стратегия высоких технологий 2020 для Германии», «Национальная стратегия по биоразнообразию» (2007), «Отраслевая стратегия по агробиоразнообразию», «Лесная стратегия 2020», «Стратегия мобильности и топлива» (2013) и др.
3. Программа «Идеи. Инновации. Рост «и связанный с ней проект «Возобновляемые ресурсы как альтернатива нефти».
4. Проекты «Энергетической концепции для экологически чистого и доступного энергоснабжения» (2010), «Сырьевая стратегия» (2010), «Немецкая программа ресурсоэффективности » (2012) , «Дорожная карта биопереработки» (2012 г.)
На европейском уровне Комиссия ЕС постановила: биоэкономика рассматривается в новой рамочной программе исследований и инноваций «Горизонт 2020» в качестве области исследований и представила стратегию биоэкономики в феврале 2012 года.
В контексте плана действий государства-члены разработали биоэкономические стратегии и создали совет по биоэкономике. До этого федеральное правительство Германии уже имело политику «Национальная исследовательская стратегия по биоэкономике до 2030 года». Другие европейские страны (Нидерланды, Дания, Швеция и Финляндия) также присоединились к обсуждаемой теме и представили собственные стратегии биоэкономики.
На международном уровне международное сообщество взяло на себя обязательства по проведению Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию биоэкономики в Рио-де-Жанейро в июне 2012 года. Биоэкономика может до такой степени играть значительную роль в изменении климата, эффективности использования ресурсов, закрытии материального цикла, сохранении биоразнообразия и социальной интеграции, что биоэкономические стратегии были приняты в США и Канаде, Китае, ЮАР, РФ и Бразилии. [1].
Рассмотрим основные руководящие принципы устойчивой биоэкономики:
1. Продовольственная безопасность, имея глобальный контекст, становится более приоритетной нежели производства сырья для промышленности и энергетики. При этом необходимо использование синергических эфектов для производства еды и обеспечения сырья для энергетики и промышлености.
2. Рассмотреть потенциал использования биомассы, ее взаимодействия и взаимосвязи, и определить приоритеты для политического действия на глобальном, европейском, национальном и на региональном уровне.
3. Дальнейшее развитие базовых условий биоэкономики, поиск дальнейших путей использования ее с более высоким потенциалом, в частности, максимально возможное использование остаточных и ненужных материалов.
4. Обеспечение и укрепление конкурентоспособности биоэкономики в Германии и потенциал роста на международных рынках.
5. Для конкурентоспособности биоэкономики обязательны высококвалифицированные и информированные специалисты.
6. Должны быть улучшены условия финансирования , разработки инновационных продуктов, в частности, в малых и средних компаниях.
7. Стимулировать ввод новых творческих идей и инноваций. Улучшить ключевые технологии и их использование.
8. Влияние потребителей в решающей степени развивает биоэкономику, поэтому требуется информирование потребителей и прозрачность данной информации, возможность принимать решения о покупке на основе достоверной информации, включая аспекты устойчивого развития.
9. Биоэкономика нуждается в растущих социальных требований непосредственно к процессу производства. Это относится к защите окружающей среды, природы и животных, а также для соблюдении социальных стандартов. Развитие производственных стандартов обеспечивает защиту и принятие этих товаров потребителями. Это также влияет на международную конкурентоспособность биоэкономики.
10. Введение стандартов устойчивости в развивающихся странах-производителях со слабым управлением и слабыми институтами, работа в направлении проверки их соответствия.
12. Синергия между сохранением биоразнообразия и обеспечением cырья для энергетики и промышленности.
13. Тесное взаимодействие политических, экономических, научных, экологических и социальных субъектов в развитии биоэкономики. Необходимо вовлечение и сотрудничество заинтересованных сторон [2].
В России технологии биопроизводства набирают все большую популярность. Этому способствуют также и политические санкции, которые стимулируют разработку собственных сельскохозяйственных инициатив и технологий. Растет число фермерских хозяйств, что положительно сказывается на общей динамике развития АПК и перерабатывающих производств. Крупные агрохолдинги на основе мирового опыта разрабатывают собственные кормовые биотехнологии для выращивания животных и птиц. Это помогает преодолевать импортозависимость по сырьевым биологически ценным компонентам (кормовым аминокислотам, белкам, ферментам и витаминам) [3–6].
В заключение необходимо отметить, что требуется поддержка АПК в плане развития биотехнологий со стороны государства. В этой связи изученный нами зарубежный опыт может оказаться весьма полезным.