Мобильная АЗС – это полноценные заправочные комплексы, которые ничем не уступают более «габаритным» аналогам. Особенно актуальны такие заправочные станции для тех предприятий, которые имеют собственный автопарк – для транспортных компаний, для сельхоза предприятий, для строительных компаний, портов, лодочных станций и аэропортов и других предприятий с большим потреблением жидкого топлива ДТ или АИ [1].
Виды мобильных АЗС
Мобильные АЗС можно разделить на следующие типы:
• контейнерные мобильные азс открытого типа;
• контейнерные мобильные азс закрытого типа;
• мобильные мини азс;
• передвижные азс на шасси;
• мобильные топливные пункты.
Рис. 1. Мобильная АЗС закрытого типа
Основные преимущества и окупаемость мобильной АЗС
Передвижные автозаправочные комплексы обладают целым рядом существенных плюсов, в частности:
• автономная работа;
• возможность перемещения;
• экономия в расходах на топливо:
• уверенность в качестве топлива;
• простота в эксплуатации и обслуживании.
При их выборе необходимо принимать во внимание следующие факторы:
• Исполнение (модульное, контейнерное, мобильное, коммерческое и т.д.);
• Общий объем резервуара (для населенных пунктов до 40 м3, вне населенных пунктов до 120 м3);
• Количество планируемых видов топлива (как правило 1–4 вида топлива);
• Способ выдачи топлива: оператором или без операторный (автоматизация АЗС и выдача топлива по топливным картам);
• Использование на территории населенного пункта или вне населенного пункта [2].
Цены на мобильные АЗС вполне доступны, и зависят от типа заправочного комплекса, модификаций и особенностей производства их по специальным проектам на основе технического задания заказчика.
Цены мобильных АЗС под ключ могут начинаться от 640 000 руб., для АЗС сделанных в соответствии с нормами пожарной безопасности. И далее стоимость увеличивается в зависимости от количества камер в резервуаре хранения топлива, типа выдачи топлива из мини АЗС, необходимости укрытия оборудования в контейнер АЗС [3].
Окупаемость мобильной АЗС зависит от объема потребляемого топлива. Если предположить, что стоимость приобретаемой мобильной автозаправочной станции составляет 1 млн. руб., а потребление дизельного топлива 60 м3 в месяц, то в среднем при приобретении дизельного топлива по оптовым ценам, его цена будет для Вас ниже рыночной на 3 рубля с каждого литра. При среднем потреблении в 60 000 литров в месяц, экономия составит примерно 180 000 рублей в месяц, и мобильная автозаправочной станции окупится всего за 7 месяцев. Помимо этого, в этом расчете не учтена экономия от сокращения времени и расхода топлива которое ранее тратилось на поездки до стационарной АЗС, а также появляется возможность контролировать качество и следить за наличием топлива [4].
Характеристики и комплектация
В базовый состав оборудования обычно входят:
• Горизонтальный резервуар.
• Насос для дизтоплива с рабочим напряжением 12 В, 24 В или 220 В. Производительность может быть от 40 до 150 л/мин.
• Механический или электронный топливный счетчик.
• Заправочный пистолет.
• Топливный шланг.
• Вентиляционная труба и «дыхательный» клапан.
• Люк.
• Опоры для установки и транспортировки.
• Рамные и каркасные конструкции.
• Навес.
• Лестница.
• Площадка с ограждением.
• Отделка – грунтовка и покраска эмалью.
Комплектация производится с учетом норм пожарной безопасности.
Дополнительно, по желанию заказчика, модульные АЗС могут быть укомплектованы следующим оборудованием:
• Заправочным узлом для дизтоплива.
• Топливораздаточной колонкой ТРК.
• Автоматизированной системой выдачи и учета топлива без участия оператора.
• Уровнемером для индикации количества топлива в резервуаре и его характеристик.
• Метроштоком.
• Насосом на заполнение для загрузки топлива в емкость с бензовоза.
• Насосом и счетчиком во взрывобезопасном исполнении (класса EX) для работы с бензином и керосином.
• Фильтрами и сепараторами.
• Катушками топливных шлангов.
Особенности внешнего вида и исполнения ведомственных АЗС:
• Емкость с установленным на нее комплектом оборудования для раздачи и учета топлива (насос, счетчик, шланг и заправочный пистолет – базовая версия).
• Емкость с ТРК, которая установлена в металлическом вентилируемом шкафу.
• Контейнерная мини АЗС [5].
Рис. 2. Мобильные АЗС открытого типа
Требования для размещения АЗС
Основным требованием для размещения контейнерной заправки: 25 метров удаления от зданий и сооружений и чтобы под оборудованием не проходил водопровод
Кроме этого, нужно и выполнение специальных технических требований. Например, на контейнерном автозаправочном комплексе обязательно должен быть собственный насос приема топлива с бензовоза с автоматическим отключением при заполнении резервуара (насосом бензовоза закачивать топливо в КАЗС запрещено). Необходима система контроля меж стенного пространства резервуара с оповещением о разгерметизации. Технологические отсеки должны быть отгорожены от резервуара негорючей (металлической) перегородкой первого типа. Если резервуар вместе с трубопроводами зашит в контейнер, необходима автоматическая вентиляция с датчиками загазованности. Все вышеописанные особенности конструкции в первую очередь контролируются инспекторами МЧС [6].
Рис. 3. Мобильная КАЗС
Из других специфических требований к технологическому оборудованию модульных и контейнерных АЗС отметим необходимость выполнения резервуаров для хранения топлива двустенными. При этом общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 40 м3 при ее размещении на территории населенных пунктов и 60 м3 – вне населенных пунктов.
Кроме требований, которые выдвигаются к самим АЗС, есть еще и ряд необходимых условий, которые должны быть соблюдены с точки зрения места, на котором располагается АЗС. Если необходимо расположить передвижную АЗС в пределах любого населенного пункта, то разрешается делать это только на территории стационарной АЗС, которая по разным причинам не функционирует на данный момент.
При этом автомобиль должен свободно подъезжать вдоль контейнера, с одной стороны, чтобы минимизировать возможные негативные последствия. Кроме этого, сама площадка должна быть ровной и иметь заземление, чтобы обезопасить клиентов мобильных АЗС и обслуживающий персонал.
В конце хотелось бы сказать, что только при соблюдении всех перечисленных выше требований эксплуатация мобильных АЗС будет безопасной и эффективной.
Вывод
В настоящий момент на КАЗС можно наладить полностью автоматизированный без операторный режим работы с дистанционным контролем за количеством топлива, его несанкционированным сливом и раздачей водителям по смарт-картам или чип-ключам.
Возможно также контролировать точные данные: кто и когда заправился, анализировать остатки топлива в резервуарах, видеть температуру, плотность топлива, количество подтоварной воды, количество топлива, поступившего с бензовоза в КАЗС.
АЗС с такими системами позволит свести к нулю хищение топлива со стороны персонала организации и недопоставки топлива со стороны недобросовестных поставщиков нефтепродуктов. Системы автоматизации все примерно одинаковы по функционалу, отличаются только разными мелкими нюансами, производителем оборудования и стоимостью.