В своем исследовании мы придерживаемся точки зрения С.А. Беличевой о том, что социальное отклонение – это нарушение социальных норм, которое характеризуется определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью [1, с. 135]. Под первичным отклонением С.А. Беличеваподразумевает отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе [1, с. 137]. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не классифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или ошибкой. Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.
Проблемой нашего исследования стал поиск ответа на вопрос о формах, методах, средствах коррекции социальных отклонений в поведении младших школьников.
Цель исследования: изучение ипроектирование коррекции социальных отклонений в поведении детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: работа социального педагога по коррекции социальных отклонений в поведении детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: выявление форм, средств, методов коррекции ранних признаков отклоняющегося поведения в младшем школьном возрасте.
Одни ученые (Б.А. Урванцев, А. Коэн)ер говорят, что речь здесь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие обращают внимание исключительно на правовую сторону проблемы: предлагают включать в это понятие только нарушение правовых норм или различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголь…) [2, с. 9–13]. Многие исследователи как синонимы употребляют термины «отклоняющееся поведение», «делинквентное», «аддиктивное», «ассоциативное», «дезадаптированное», «агрессивное», «акцентуированное», «конфликтное», что еще более запутывает определение этого понятия.
Но не только определение понятия вызывает интерес. Ученые пытаются объяснить истоки отклонения в поведении. Такие объяснения можно разделить на группы:
• типы поведения определяются биологическим складом людей (Ч. Ломборзо);
• девиантное поведение связано с особенностями строения тела (Э. Крэчмер, Х. Шелдон);
• отклонения определяются «патологиями», «слабоумием» (З. Фрейд);
• конфликт между нормами культуры (Миллер).
Ранние признаки социальных отклонений, не являющиеся отклоняющимся поведением по сути, при педагогической запущенности могут перерасти в более тяжелые формы. Нам показался интересным подход М.М. Манасеиной. Ее оригинальная концепция заключается в важности преобладающего фона настроения для развития личности. Настроение М.М. Манасеина называла «мостиком», переброшенным из физической жизни человека в психическую.
1 группа настроений – веселое, жизнерадостное настроение – результат равномерного развития разнообразных сил и способностей души и тела человека.
Ко 2-й группе относятся настроения, которые развиваются вследствие вялого кровообращения. Для этих детей характерно равнодушное, ленивое настроение, которое составляет основу флегматичных темпераментов. Для таких детей необходимы прогулки на воздухе, гимнастика, спорт.
3-я группа настроений – застенчивость, стыдливость, робость, смущение. Дети, подверженные таким настроениям, прячутся от каждого незнакомого, трудно осваивают любое изменение окружающих условий.
К 4-й группе настроений Манасеина М.М. относит те, которые развиваются на почве ускоренного кровообращения, усиленной раздражительности нервной системы. Это настроение беспокойства, раздражительности, вспыльчивости.
5-я группа настроений является результатом ненормальных примесей в крови – это настроения тоскливости, угнетенности, хандры.
6-я группа настроений может быть названа скукой. Манасеина определяет скуку как скудность и однообразие впечатлений.
7-я группа настроений – мечтательность, рассеянность [4].
Концепция о преобладающем фоне настроения М.М. Манасеинойпозволяет выделить основные признаки отклонений в поведении в младшем школьном возрасте, причиныих проявления (главным образом биологические) и способы оказания профилактической работы, учитывая особенности возрастной группы.
Таким образом, мы видим, что в сущности у любого ребенка можно найти социальные отклонения в поведении,однако не стоит при случайном обнаружении у ребенка одного из признаков сразу причислять его к девиантам. Для постановки такого «диагноза» необходимо всестороннее наблюдение и диагностика.
Опираясь на точку зрения Беличевой С.В., мы определили, что применительно к возрастной группе младших школьников в нашей исследовательской работе будет задействована одна из перечисленных форм профилактической и коррекционной работы привлечение терапии искусством, а именно, сказкотерапия (так называемая «сказочная деятельность»).
Эмпирическое исследование профилактики социальных отклонений в поведении младших школьников мы проводили базе муниципального общеобразовательного учреждения «Китовская средняя школа», Ивановскойобласти, Шуйского района, с. Китово. Для индивидуальной работы был определен ученик 3 класса. Из беседы с классным руководителем учащегося и педагогом-психологом мы узнали, что он часто конфликтует с учителем, имеются трудности при взаимодействии с одноклассниками, у него часто проявляются черты девиантного поведения. Программный материал по предметам ребенок усваивает не в полной мере, имеются пробелы в знаниях из-за отсутствия внимания на уроках, интереса к учёбе в основном не проявляет. Иногда проявляет интерес к материалу урока, но это длится не более пяти минут. Всю работу выполняет механически. На перемене бегает, устраивает драки, наблюдаются вспышки агрессии. На уроках этому ребенку требуется контроль и внимание, так как внимание у него неустойчивое и непродолжительное. Внимание трудно фиксируется. В работу класса включается не сразу. Самостоятельно не выполняет задания, требует постоянной помощи. Ребенок очень подвижный, на уроках неусидчив, мешает сосредоточиться одноклассникам его настроение часто меняется. Он не может долго заниматься одним видом деятельности. На уроках часто мечтает или занимается посторонними делами. Друзей в классе мало. Со сверстниками ведет себя агрессивно, недружелюбно. Часто поступают жалобы от родителей учащихся класса на его грубое поведение по отношению к одноклассникам во время уроков и на переменах. На замечания учителя реагирует агрессивно.
Для выявления признаков отклоняющегося поведения мы использовали следующие методики:
1) Метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС), автор Овчарова Р.В. [4].
2) Методика регистрации социальной активности ребенка.
3) Методика рисунка самого себя испытуемым в сравнении с методикой рисунка испытуемого глазами сверстника.
По результатам МЭДОС были выявлены следующие особенности ребенка:
1) проблемы во взаимоотношениях с родителями (родители недовольны результатами учебной деятельности сына и часто ему на это указывают, формируя низкую самооценку ребенка);
2) заниженная самооценка ребенка;
3) недостаточное развитие способности к рефлексии ребенка (недостаточное развитие ребенка как субъекта самосознания);
4) малая активность в направлении саморазвития.
По результатам методики регистрации социальной активности ребенка был определен ІІІ уровень социальной активности – «адекватная активность» (социальная субъективность), являющийся наиболее высоким.
Выходит, что в целом ребенок является социально активным, однако это достигается за счет коммуникативной и личностной активности. Мальчик относительно сформировался как субъект самосознания, субъект общения, но при этом он не является в достаточной мере субъектом деятельности. Ведущей деятельностью, развивающей личность ребенка, в младшем школьном возрасте является учение, поэтому невозможно переоценить значение этой деятельности. Результаты методики показывают, что необходима профилактика этого компонента личностной активности в целях предупреждения отклонений в развитие личности ребенка.
Сравнительный анализ рисунков позволил выявить следующие особенности социализации испытуемого: испытуемый не включил себя в какое-либо социальное взаимодействие (в отличие от сверстника, который нарисовал вместе с испытуемым себя) нарисовал себя одного, не в помещении школы, а значит, имеются проблемы в социализации.
Таким образом, мы мывыявили следующие особенности ребенка:
• невысокое развитие ребенка как субъекта общения и субъекта самосознания;
• малая активность и самостоятельность;
• проблемы в учебной деятельности.
В соответствии с результатами диагностики были поставлены цели формирующего эксперимента:
1) развитие способности к рефлексии (по итогам всех программных занятий);
2) развитие ребенка как субъекта деятельности (главным образом, учебной);
3) помощь в социализации.
Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности – учебная и творческая. Но, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации [5]. Театральная деятельность помогает сформировать воображение, наблюдательность. Благодаря драматическим играм,человек самовыражается, переживает и осознает самого себя в своих разнообразных аспектах и определяет свою жизненную позицию в динамичном процессе игры и диалога с группой [6]. Мы решили использовать «сказочную деятельность». В ходе сказкотерапии нами использовались разнообразные методы работы – беседа, рассуждение, пояснение, перенос на личный пример, обсуждение, задания для самостоятельной работы, развитие творчества ребенка в заданном направлении через выражение прочитанного в рисунке, самостоятельное придумывание сказки.
По окончаниии программы «сказочной деятельности» был проведен анализ проведенного исследования, в итоге нами были выявлены следующие изменения:
1) развитие таких личностных качеств, как самостоятельность, ответственность;
2) развитие испытуемого как субъекта деятельности (повышение активности, особенно в учебной деятельности);
3) развитие испытуемого как субъекта самосознания (в частности, повышение самооценки и уверенности в себе);
4) развитие испытуемого как субъекта общения (участились контакты со сверстниками и взрослыми, возросла активность в общении);
5) наличие тенденции к снижению вспыльчивости и СДВГ.
Таким образом, мы можем судить о том, что одной из форм профилактики социальных отклонений в поведении младших школьников может выступать сказкотерапия (так называемая «сказочная деятельность»).