Несмотря на то, что вопрос профессионального самоопределения появляется в головах подростков уже начиная с 12–13 лет, лишь немногие из них имеют твердые представления о своей будущей профессии вплоть до окончания старших классов и сдачи Единого государственного экзамена. Обусловлено это тем, что на сегодняшний день спектр различных профессий существенно увеличился, из обихода ушли многие привычные должности, в основном в сфере заводов, производств, и остальных, чей труд стал заменен механическими и компьютерными технологиями, и появились такие специализации, некоторые из которых известны своими интересными иностранными названиями, но не более того. Помимо этого, несмотря на все стремления создания разностороннего и многогранного образовательного процесса, почти исчезли общедоступные кружки по интересам, дополнительное образование стремительно перебирается в пространство Интернета, в виде онлайн-курсов, вебинаров и подобного, что влечет, с одной стороны, возможность в любой момент к ним обратиться, а с другой, снижается желание заниматься саморазвитием, ввиду слишком большого выбора развлечений и недостаточной мотивации подростков.
Недостаточная информированность подростка в области профессиональной деятельности, отсутствие практического опыта и мотивации к личностному развитию, частичные знания о своих способностях, возможностях и предпочтениях в профессиональной сфере, а также недостаточно разработанная программа профориентационной работы с подростками или вовсе ее отсутствие в системе школьного образования существенно затрудняет процесс осознанного выбора подростком своей будущей профессиональной реализации.
Профориентационную работу необходимо рассматривать как естественную составную часть образовательного и воспитательного процессов, тесно связанных с различными направлениями деятельности образовательных и воспитательных учреждений. Тем не менее, профориентация имеет свой предмет, цели, задачи, методы и формы. Иногда профориентацию выделяют как самостоятельную область знаний, находящуюся на стыке различных наук, таких как педагогика, психология, социология, экономика, физиология и другие.
С точки зрения практики в педагогике профориентация рассматривается как система социально-педагогических мер, которые направлены на подготовку подростков к сознательному выбору своей будущей профессии.
Профессиональная ориентация – это «научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать, как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость распределения трудовых ресурсов» [1, с. 7].
В чем же заключается сущность профориентации как важнейшей общественной проблемы? В том, что с ее помощью ставиться главная цель преодоления противоречий между сложившимися потребностями общества посредством структуры кадров и профессиональными желаниями, стремлениями подростков.
Профориентация подростка является неотъемлемой частью гармоничного и всестороннего развития личности, которую необходимо рассматривать как единство нравственного, трудового, интеллектуального, политического, эстетического и физического развития личности. Таким образом, подготовка к выбору профессии напрямую связана со всем воспитательным и образовательным процессом.
Рассматривая подростковый возраст, необходимо отметить, что сам по себе он представляет своеобразную группу риска, в которой с каждым днем все определённой и отчетливей становится индивидуальный облик каждого подростка, все ярче становятся его индивидуальные особенности, определяющие в совокупности склад его личности. В связи с этим крайне актуальной становится проблема адекватной профориентации подростка, склонного к девиантному поведению. Концепция Модернизации Российского образования на период до 2025 года в приоритетных направлениях образовательной политики отмечает, что «дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены индивидуальным социально-педагогическим сопровождением. Недооценка важности воспитательной работы педагога с такими детьми приводит к тому, что дети утрачивают способность к общению, сопереживанию, сочувствию, у них обнаруживается агрессивность или, наоборот, чрезмерная замкнутость, что нарушает экологию детского сообщества. Преодоление социальной дезадаптации детей и подростков возможно только в условиях специально организованного учебно-воспитательного комплекса мер» [2, с. 78]. Данное категоричное суждение основано на двух положениях, где, во-первых, организуется специальная педагогическая помощь, выраженная в преодолении социальной дезадаптации детей посредством оказания социальной помощи ребенку, его родителям или лицам их заменяющим; и, во-вторых, необходима организация целенаправленной педагогической помощи, благодаря которой, как показывает опыт педагогики, условия жизнедеятельности подростка, которые способствуют прогрессивному педагогическому развитию, могут быть спроектированы с необходимыми заранее заданными свойствами. Профессиональная ориентация подростка как неотъемлемая часть личностного развития происходит под влиянием ряда внутренних и внешних факторов, описанных в предыдущем параграфе, соответственно, процесс самоопределения подростков с девиантным поведением априори становится существенно затрудненным в силу дисгармоничности личностного развития и негативного воздействия социальных факторов. Отсюда следует вывод, что подростки с девиантным поведением как отдельная категория требует профессиональной помощи в решении вопросов выбора будущей профессии, иначе процесс социализации и интеграции подростка в общество приведет к негативным последствиям, которые найдут свои отражения в нравственной, моральной и духовной деградации личности, представляющей опасность для общества [3].
Что касается решения указанной проблемы, достигать ее необходимо с помощью, прежде всего, принципов гуманизации, обеспечения вариативности и адаптивности воспитательной деятельности, а также открытием специализированных общеобразовательных учебных заведений для детей и подростков, склонным к девиантному поведению, в виде учебно-воспитательных учреждений открытого типа, призванные для обеспечения психологической, медицинской и социальной реабилитации, в том числе коррекции поведения подростков и их адаптации в обществе, а также, создание благоприятных условий полноценного развития личности [4, с.251].
Одним из таких учреждений на наш взгляд является специализированный детский оздоровительный лагерь, а именно летняя лагерная смена, направленная на профориентацию подростков и профилактику девиантного поведения, так как летние каникулы в детском оздоровительном лагере профориентационной направленности – самый благоприятный период для физического, интеллектуального и социального оздоровления детей и подростков, возможность расширения культурного пространства самореализации личности через участие в различных видах деятельности, а также приобщения к социокультурным ценностям современного общества, возможность реализации интересов и развития потенциала личности подростка, свободы выбора занятий, восстановления его здоровья, восполнения израсходованных в течение учебного года сил и разрядки накопившейся напряженности, и в том числе возможность формирования и совершенствования различных лидерских, творческих, организаторских и технических компетенций подростков с помощью создания соответствующих условий.
Таким образом, летний отдых, по праву, является самым оптимальным периодом для организации социально-полезного, развивающего и активного отдыха для детей и подростков, ведь именно летом у детей появляется полноценная возможность в игровой форме получать новые знания, умения и навыки, необходимые им в течение всего жизненного пути. Благодаря такого рода профориентационной деятельности, подросток через отдых и обучение получает информацию о своих профессиональных склонностях, слабых и сильных сторонах, способностях и возможностях., при этом помогая осознать свои предпочтения и мотивы. Организация профориентационной деятельности в детском оздоровительном лагере необходима для тех подростков, которые не могут определиться между несколькими профессиональными сферами и хотят больше узнать о каждой из них, а также о том, какая именно больше всего подойдет каждому из подростов, а также подобрать предпочитаемые сферы профессиональной деятельности тем, кто не может определиться ни в одном из направлений. Но самое важное – это то, что профориентационная смена в детском оздоровительном лагере подарит подростку незаменимый опыт практического погружения в профессию, соприкосновения с реальной профессиональной средой.
Таким образом, в июле 2018 года на базе ФГКУ ЗДП «ДОЛ «Русичи» МВД России» нами была разработана и апробирована комплексная программа летней лагерной смены «Город детства», направленная на профессиональное самоопределение подростков, где ввиду специфичности социальной жизни подростков особый уклон был нацелен на структуру МВД и иных государственных и правоохранительных органов.
Актуальность смены «Город детства» подтверждается необходимостью повышения эффективности профессиональной ориентации подростков, в том числе в связи с нарастанием потребностей в кадрах государственных служащих, в первую очередь сотрудников полиции всех специальностей, в особенности в регионах и областях [5].
Целью смены является способствование осознанному выбору профессии с учетом социокультурной и экономической ситуации в современном обществе, а именно профессий правоохранительной направленности.
Профильная смена проводится для освоения ее участниками, развития и совершенствования профессиональных или специальных знаний и навыков, приобщения к техническому творчеству, расширению социального опыта. Смена «Город детства», основанная на сюжетно-ролевой игре, предполагает не только отдых и развлечения участников смены, но и практическую обработку знаний в кружках и секциях, проектную деятельность и как результат – защиту проектов. В лагере ежедневно рекомендуется проводить час творчества (профильные пробы) – это работа кружков технической, художественной, спортивной творческой (и не только) направленностей.
Подводя итоги проведенной смены, хотелось бы отметить, что ее результатом явились следующие аспекты:
1. В процессе знакомства подростков с профессиями у них сформировались представления о мире профессий, с особым уклоном на профессию сотрудника полиции.
2. Занятия в кружках разных направленностей и в творческих мастерских, проведение мастер-классов способствовало формированию подростков определенного опыта профессиональных действий, ранней профессиональной ориентации, интереса к творчеству, выявлению и развитию предрасположенности к различным профилям деятельности.
3. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий сориентировало подростков на здоровый образ жизни, сознательное отношение к укреплению здоровья.
4. Успешность подростков в различных мероприятиях повысило их социальную активность, дало уверенность в своих силах и талантах.
5. Получение положительного эмоционального заряда в целом от летнего отдыха.
6. Пополнилась Большая книга проектов ФГКУ ЗДП «ДОЛ «Русичи» МВД России», расширилась экспозиция лагеря.
7. Реализация данной модели профильной смены дала возможность подростку стать успешным в профессиональной деятельности, а также позволит:
А) наметить индивидуальную траекторию развития, наполнить индивидуальное образовательное пространство личностными ценностями и содержанием;
Б) открыть новые возможности овладения знаниями на основе индивидуальной и коллективной проектной деятельности;
В) осуществить обмен знаниями и опытом с участниками совместной деятельности, расширить возможности межличностного общения, освоить новые источники и способы получения информации;
Г) развить готовность к взаимодействию и сотрудничеству для решения задач местного сообщества;
Д) повысить уровень компетентности по различным направлениям профессиональной ориентации.
В заключение хотелось бы привести в пример самый важный результат данной профориентационной смены в ФГКУ ЗДП «ДОЛ «Русичи» МВД России», отражающий эффективность деятельности разработанной программы данной научно-исследовательской работы, заключающийся в том, что в первый и в последние дни смены было проведено анкетирование для выявления уровня профессионального самоопределения у подростков.
Результатом профориентационной программы данной научно-исследовательской работы стало повышение числа желающих связать свою дальнейшую профессиональную жизнь с системой МВД России (на 24 %), а также возросло количество подростков, определившихся в направленности своей профессиональной деятельности, не связанной с правоохранительными органами (на 27 %). Количество подростков, которые все еще не нашли себя в профессиональном плане явно снизилось на целых 45 %. Соответственно, отсюда следует вывод, что проведенная программа может считаться эффективной.