Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

METHODICAL ASPECTS OF THE REALISATION OF MUSICAL AND PERFORMANCE-BASED CONTESTS FOR PRE-SCHOOLERS

Chinyakova N.I. 1 Bushayeva O.G. 1
1 Mordovian state teacher training college of a name of M.E. Evsevyev
The leading characteristics of music and performance competitions indicate the validity of their application in the musical and educational process and are of particular importance in the education of preschoolers, priorities and specifics of the effective implementation of competitive activities and the stage of preparation for them children. The revealed methodological aspects of the use in modern conditions of such competitions are based on the understanding of the competition as a means of musical development of children, their performing training, including public and stage music. To increase the productivity of this training, it is necessary to strengthen the links of the educational process with the musical environment of preschoolers and to activate the interaction of teachers with the child’s inner circle. The received scientific substantiations of the methodology of organization of musical and performing competitive activity of preschool children and determination of its potential use in the process of musical education of children have shown the productivity of practical application in this area, which allows to extend the recommendations in the applied pedagogical area and to adapt to specific educational conditions, than to increase the efficiency of the process.
music competitions in education
music and performance competitions of preschool children and especially the methods of their implementation in modern conditions

Конкурс сегодня относится к числу весьма востребованных форм организации современного музыкального образования. В области исполнительства его ведущая цель формулируется не только как выявление из соревнующихся наиболее удачно проявивших себя в музицировании и ранжирование результатов их действий, но и определение из способных обучающихся достойных участвовать в предварительных прослушиваниях и самом конкурсном отборе, за счет чего повышать качественный уровень исполнительского мастерства, а также планировать пути дальнейшего развития талантов конкурсантов и в целом учащихся, включая и не состязавшихся исполнителей. Данная установка обеспечивается требованиями и условиями реализации деятельности участников конкурса; его правилами, традициями и инновациями проведения; предлагаемыми средствами мотивации к участию в конкурсе учащихся и педагогов и т. д. В этом контексте для области образования особую значимость приобретает пролонгированность развертывания целостного процесса подготовки к конкурсу, его реализации и постконкурсного периода, где центральный этап играет определяющую роль «в отношении содержания и организации его подготовительного и заключительного периодов» [1, с. 178]. Сказанное является отражением структурного построения конкурса как вида учебного концерта, именуемого учебный концерт-конкурс.

Подготовка музыканта-исполнителя всегда отличается вариативностью используемых методов и организационных форм обучения. Это связано с тем, что каждый ученик не только индивидуален, но и должен освоить и социализировать неоднозначное, зонное по трактовке и ее воплощению явление – музыкальное произведение (или несколько произведений). Поэтому, даже если разучиваемый опус избран педагогом максимально в соответствии с требованиями развития конкретного ученика, поиск и эксперимент в деятельности педагога всегда присутствует, в том числе и в отношении используемых структурных единиц музыкально-образовательного процесса. Из всего множества существующих организационных форм обучения конкурс имеет свои особенности, знание которых позволяет педагогу оптимально применять его в своей профессиональной практике. К таковой специфике относится следующее.

Конкурс предполагает публичное исполнение музыкальных произведений, что является обязательным требованием осваиваемых умений, обеспечивающих выполнение музыкальным искусством своей главной функции – социализацию опусов. Способность петь или играть на музыкальном инструменте перед публикой формируется постепенно и обычно довольно продолжительно. Начинающий музыкант должен научиться не только воспроизводить определенную интерпретацию музыкального сочинения перед слушателями, но и уметь общаться с ними посредством трансляции «звучащей музыкальной мысли», воспринимать и понимать реакцию публики на озвучиваемое, отвечать на нее. Поэтому достижение необходимого исполнительского мастерства в озвучивании произведений должно дополняться развитием у начинающего музыканта данных умений их социализации, которые со временем перерастают в навыки сценических действий, имеющих свои специфические особенности выполнения. Учитывая актуальность соответствия представленным требованиям конкурсантов и активизацию удовлетворения таковых посредством стремления участников «достичь наивысших результатов в реализации своих способностей, через их развитие и демонстрацию» в условиях конкурсов, их использование для музыкально-исполнительского совершенствования обучающихся целесообразно и перспективно [2].

В данном процессе наиболее часто встречающейся проблемой является боязнь сцены обучающимися, страх демонстрации деятельности перед неким собранием людей (слушателями), в связи с возможностью негативной оценки совершаемых действий воспринимающей стороной. Для преодоления такого рода затруднений необходимо взять за основу выводы психолого-педагогической науки и практики, указывающие, что дошкольный возраст – это особенно значимый этап для дальнейшего активного развития личности (В. Л. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, Д.И. Фельдштейн и др.), ее творческого потенциала (Т.И. Бабаева, Л.А. Венгер, О.В. Дыбина, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, А.Я. Пономарев, Л.Н. Прохорова и др.), в частности, посредством осуществления детьми разных видов музыкальной деятельности (Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, Е.А. Дубровская, A.Н. Зимина, О.П. Радынова и др.). Изложенное делает актуальным начинать формирование у детей умений выполнять музыкальные действия публично и сценически с дошкольного возраста, когда ребенок еще не имеет или легче преодолевает многие психологические барьеры.

К ведущим видам развиваемой музыкальной деятельности дошкольников относится слушание, предполагающее интерпретацию услышанного материала, и исполнительство, создающее базу для импровизации и сочинения музыки. В процессе освоения указанных видов музыкального функционирования у детей расширяется опыт и повышается качество общения с музыкой, которая становится для них средством самовыражения и творчества. Процесс этого обучения облегчает распространенность музыкального искусства в обществе, увеличивающая количество контактов с ним людей, к числу которых относятся и детей. При целенаправленной организации данных коммуникаций потенциально возможен рост качества такого общения ребенка с музыкой. Особенно это актуально в контексте слушания музыки в быту как наиболее востребованном виде музыкальной деятельности в современном социуме. Но данные действия не исчерпывают существующего потенциала в рассматриваемой сфере. Так, в педагогической теории и практике отмечается, что семейная традиция совместного музицирования с детьми способствует расширению знания музыкальных произведений, положительно влияет на развитие их вокальных и инструментальных музыкально-исполнительских способностей, включая и аспекты качественной реализации опусов на публике. Продуктивное достижение указанных перспектив в настоящее время обеспечивает то, что «выявление педагогического ресурса коммуникации, направленного на актуализацию музыкально-культурного потенциала личности, позволяет преодолеть ряд негативных явлений в культуре современного общества» [3, с. 40].

Учитывая доминанту игры в освоении дошкольниками нового и совершенствовании осваиваемого, именно ее элементы должны отличать организацию данного процесса, в том числе и его музыкально-воспитательного аспекта. Стремление детей научиться выполнять действия в музыкальном искусстве, которые активно реализуются в социуме, а далее демонстрировать свои умения и получать признание, одобрительные оценки окружающих, стимулирует их к участию в музыкально-исполнительских мероприятиях. К таковым относятся, в частности, и конкурсы.

В связи со сказанным, конкурс для дошкольников в первую очередь должен носить характер игры, праздника, без акцентуации на ранжировании участников. Это особенно значимо, поскольку в последнее время в воспитании дошкольников наметилась тенденция к вытеснению игровой деятельности, посредством которой происходит «наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности ребенка» [4, с. 3]. Указания на допущенные ошибки, не позволившие стать победителем или попасть в число лучших участников, целесообразно излагать как цели для дальнейшей работы, не забывая подчеркивать все положительные стороны выступления. У ребенка в этом случае появляется желание совершенствовать свои умения и не возникает страха повторно публично совершить какую-нибудь ошибку. Такая установка становится стимулом для выступлений с музыкальными номерами, например, на музыкальных занятиях и утренниках в детском саду или дома перед родственниками и гостями, что часто практикуется в семьях.

Следует отметить, что зачастую именно восторженная, одобрительная реакция взрослых людей из близкого окружения детей на показательное выполнение ими действий, включая и музыкальных, воспитывает смелость в их реализации, уменьшает излишнюю застенчивость и нежелание публично демонстрировать свои умения. Однако, ограниченность только положительными мнениями об описанных выступлениях при отсутствии объективной их оценки, корректного высказывания замечаний в индивидуальном общении с ребенком и работы над совершенствованием исполнительских действий приучает юного музыканта к безусловной правильности любых его проявлений в музыке. Это затрудняет участие в конкурсах детей, которые готовы только к роли победителя, отвергающие любую критику, уверенные безошибочности выполнения ими всякого вида деятельности и воспринимающие все ниже первого присужденные места как трагедию или личное оскорбление.

При проведении конкурсов (соревновательных игр, состязаний и т. п.) в рамках музыкальных занятий, воспитательных и праздничных мероприятий в детских садах, представленные требования всегда сохраняются. Их выполнение контролируется музыкальным руководителем и воспитателями, которые также могут выявлять возможные ошибки исполнения произведений детьми и его организации в домашних условиях, что является основанием для соответствующих консультаций родителей. Всем субъектам подготовки к конкурсу необходимо понимать и учитывать, что данная организационная структура, «как форма культурной активности, предоставляет возможность индивиду проявить собственную уникальность, в то же время регулирует его поведение, оценивает его с точки зрения установленных культурно-ценностных норм» [5, с. 4].

Реализация представленной методики создает благоприятные предпосылки для эффективного формирования у детей сценической культуры, умения публичного музицирования, развития музыкальных способностей и личностных качеств. Более того, здесь ребенок получает первоначальный, базовый опыт участия в конкурсах, что позволяет подготовить его к аналогичным состязаниям более высокого уровня (конкурсам районным, городским, республиканским и т. д.), о проведении которых в очной и заочной формах информируют структуры Управления и учреждения образования, а также много сообщений присутствует в Интернете.

Доказательством положительной результативности изложенной методики может служить экспериментальная практика ее применения студентами-заочниками, работающими в учреждениях дошкольного образования. Так, 9 воспитанников старшей группы детского сада «Рябинка» поселка городского типа Тургенево Ардатовского района участвовали в конкурсах «Серебристый голосок» и «Удивительный оркестр», на которых завоевали призовые места. Данный опыт также подтверждает, что в рамках конкурсов активно осуществляется актуальное сегодня «развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания» [6, с. 351].

Необходимо подчеркнуть, что в результате проведения конкурсов в детских садах появляется возможность активизировать музыкальное развитие воспитанников, расширить их музыкальный кругозор, формировать умения восприятия музыки, сценической ее социализации и публичного общения с ней, а также научиться самостоятельно и с помощью музыкальных руководителей оценивать выступления сверстников и использовать полученные выводы в своей исполнительской практике, освоить правила поведения на концертах-конкурсах и применять приобретенный опыт в последствии. Учитывая положительный потенциал участия дошкольников в музыкально-исполнительских конкурсах, их применение в музыкально-воспитательной работе с детьми результативно и способно повысить эффективность данного процесса, в том числе и через налаживание связей с музыкальной средой ребят, а также усиление реализации ее образовательной и воспитательной составляющих.