Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF MODERN STUDENTS’ EMOTIONS BY MEANS OF MUSIC

Rodkova J.A. 1 Kobozeva I.S. 1
1 Mordovian State Pedagogical Institute
The development of emotions in students of the means of music was and remains one of the urgent tasks of musical education and upbringing. Music is the most vivid, emotional, and therefore effective means of influencing a person. Thanks to music, he is able to see the beauty not only in the surrounding world, but also in himself. The emotional attitude of a person to the world is formed and develops throughout his life. Many writers, educators, cultural figures point to the special importance in this regard of school age.This article deals with the problem caused by modern sociocultural conditions, which form students’ new musical preferences and a low level of interest in universal and national cultural values. Sociological studies of recent years show that many students in modern conditions, for various reasons, practically do not attend concerts of classical music, theaters, musical performances. At the same time, the development of modern mass culture, which has a huge impact on the younger generation, in many respects contributes to the emergence of psychological, emotional squeezing in schoolchildren of different age groups. This determines the relevance of the problem of the development of emotions by means of music in modern schoolchildren.
emotions
feelings
music
students
musical education
musical upbringing

Интерес к проблеме развития эмоций проявляли многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги. Эта проблема остается актуальна и в настоящее время, так как, эмоции и чувства являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие – печалят, третьи – возмущают. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх, и др. – все это различные виды субъективного отношения человека к действительности.

Жизнь без эмоций не возможна, как и без ощущений, поскольку развитые эмоции регулируют деятельность человека, определяют широту и характер отношений ко всему, что его окружает. «Эмоции в качестве процесса есть не что иное, – пишет Б.И. Додонов, – как деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущения и восприятия кодируют в форме его субъективных образов» [1, с. 34].

В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему его миру [2, с. 67].

Эмоции как субъективные психологические состояния человека отражают настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы [3, с. 155].

Б.М. Теплов считает, что эмоциями называются «специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона» [4, c. 59].

Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым – ведет к отрицательным эмоциям (П.К. Анюхин).

Таким образом, можно сказать, что эмоции – это процессы, связанные с непосредственной оценкой значимости индивида, действующих на него факторов, выражающихся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения. Они являются одним из главных регуляторов деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов.

Столяренко Л.Д. полагает, что для создания оптимального эмоционального состояния необходимы: во-первых, правильная оценка значимости события; во-вторых, достаточная информированность по данному вопросу, событию и в-третьих, полезно заранее подготовить отступные запасные стратегии – это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон для решения проблемы [2, c. 70].

Сегодня существует достаточно много теорий, объясняющих причину возникновения эмоций и динамику их развития (концепции У. Джемса, К. Ланге, У. Кеннона, П. Барда, С. Шахтера).

Особое место в развитии эмоций занимает музыка. Мы откликаемся на музыку, которая окружает нас с раннего детства до глубокой старости. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую определенные этические свойства. Человек будет получать наслаждение от музыки в той мере, к какой музыка соответствует его характеру или настроению в данный момент. Для древних греков – Аристотеля, Платона, пифагорейцев – музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека [5, с. 263].

Музыкальное искусство позволяет человеку обогатить свой жизненный опыт, пережить те эмоции и чувства, которые он, быть может, раннее не ощущал в жизни, развивать все более глубокое и тонкое отношение к себе, к другим людям к миру в целом
[6, с. 283].

Сила музыки, пишет В.В. Бойко, заключается в том, что она способна передавать смену различных настроений и переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. В одном случае она способна ослабить излишнее возбуждение, в другом – изменить грустное настроение на веселое, в третьем – придать бодрость и снять усталость [7, с. 371].

Музыка это искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. Б.М. Теплов говорит о том, что познание звуков в качестве музыкальных требует особых чувств, но таких, которые еще не являются переживанием. Это чувство ритма, ладовое чувство, чувство гармонии и другое. Переживание музыки не просто эмоционально, оно связано с пониманием содержания: «Музыка, прежде всего, есть путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств» [8, с. 54].

По выражению В. В. Медушевского, содержанием музыки являются человеческие эмоции и что музыке присущи механизмы «заражения» и «внушения» слушателям эмоций [9, с. 21].

Музыка является средством общения. Наслаждение музыкой в обществе других людей дает нам возможность разделить радость, что является важной частью социального благополучия и присуще любому обществу, любой культуре.

П.А. Елисеева утверждает, что способность к переживанию настроений музыкальных произведений, развивающаяся в результате воссоздания эмоционального замысла музыки является отражением музыкальной эмоциональной культуры человека, которая проявляется и в эмоциональной отзывчивости на музыку, и в умении координировать свои эмоциональные состояния с эмоциями музыки, и в умении сопереживать композитору [10, с. 47].

Для педагогов, учителей музыки, всех тех, кто работает в образовательной области «Музыка» в исследовании П.А. Елисеевой важно сосредоточить внимание на том, что музыкальная эмоциональная культура как личностное качество не передается по наследству, не образуется с необходимостью в опыте каждого человека без исключения, а требует целенаправленного воспитания.

Эмоциональная сторона воспитания школьника отражается в его музыкальном развитии. Это выражается в том, что человека подготавливают к эмоционально ценностному отношению к искусству и жизни, развивают у него адекватное музыкальное восприятие, способствуют накоплению им опыта музыкально-творческой деятельности.

Процесс музыкального образования и воспитания, предполагает знакомство школьников с различными эмоциональными состояниями, делает их более способными к переживанию тех эмоций, которые не входят в структуру темперамента конкретного возрастного периода, тем самым расширяет и углубляет контакты обучающихся с окружающей действительностью и с другими людьми.

Нельзя понять содержание музыки иначе как эмоциональным путем – музыкальное переживание по самому своему существу – эмоциональное переживание. Музыка воздействует благодаря целому комплексу выразительных средств. К ним относятся – ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм, они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека. Именно на это обращает внимание Б.М. Теплов когда пишет, что для того, чтобы эмоционально переживать музыку, нужно прежде всего воспринимать ее звуковую ткань [4, с. 27].

Воспринимая музыку, учащиеся должны понимать, что музыка может звучать в различных динамических контрастах: громко или тихо; темпах: медленно, умеренно или быстро; в разных тембрах, регистрах: высоко или низко. Мелодия может быть плавная или скачкообразная, может звучать с сопровождением или без него. Б. М. Теплов считает, что эмоциональный отклик на музыку может быть развит во всех видах деятельности – восприятии, творчестве, так как он необходим для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения [8, с. 132].

Музыкальная деятельность (слушание музыки, ее инструментальное или вокально-хоровое исполнение) играет основную роль в развитии сложных чувств и эмоций у школьников, в ходе, которой они вступают в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивают созданные обществом ценности.

Участие в различных видах музыкальной деятельности служит гарантом проявления эмоций у школьников, поскольку позволяет им «прожить» собственное эмоциональное переживание, но в том случае, если содержание музыкального произведения близко к эмоциональному состоянию ребёнка. При этом, следует помнить, что создание успешной музыкально-деятельностной среды для проявления эмоций школьниками на то или иное произведение музыкального искусства – это сложный и многогранный музыкально-образовательный и воспитательный процесс.

Сказанное обусловливается современными социокультурными условиями, которые формируют и новые музыкальные предпочтения, и низкий уровень заинтересованности школьников общечеловеческими и национальными ценностями культуры. Проблемным для музыкального образования и воспитания остается процесс развития современной массовой культуры, во многом способствующей возникновению психологической, эмоциональной зажатости у школьников разных возрастных групп.

Эмоциональность, эмоции это важнейший компонент музыкальности, без которого сложно приобщить школьников к миру ценностей музыкальной культуры, невозможно и целостное развитие личности. Вот почему уже с школьного возраста необходимо развивать эмоции у всех детей, независимо от тех возможностей, которыми они обладают от природы. Развивая эмоции средствами музыки, учитель на учебных занятиях или во внеурочное время полноправно участвует в процессе формирования эмоционально-образной сферы личности. Но, к сожалению, в реальной педагогической практике общего образования развитию эмоций уделяется неоправданно недостаточно внимания.

Актуальность проблемы развития эмоционального состояния школьника через музыку обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, работа по музыкальному образованию должна вестись с учетом того, что музыка является организатором внутреннего мира человека, его помощником и другом в жизни; во-вторых, эмоции заложены в самой природе музыки; в-третьих, выражение эмоций учащимися является естественной природной потребностью детского возраста.

Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Обозначенные проблемы формируют необходимость обновления существующей педагогической практики в сфере развития эмоций средствами музыки у современных школьников. Важность рациональной организации этой педагогической деятельности особо возрастает в рамках перехода на новые образовательные стандарты.