Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE APPLICATION OF INTELLIGENT CARDS FOR THE FORMATION OF CREATIVE THINKING OF STUDYING

Purer N.A 1 Minkina V.A. 1 Neumoina N.G. 1
1 Kamyshin technological institute of the «Volgograd state technical university
1430 KB
In the modern world, the flow of new knowledge and information is constantly increasing. According to the most modest estimates, the amount of information on the planet every 3–4 years is doubled. A person who is educated in such conditions is in a rather difficult situation. Obviously, it is necessary to use new teaching technologies that will enable the use of unused reserves of the brain, given by nature. For successful learning, it is necessary to develop both hemispheres of the brain, that is, to be able to combine a rigorous logical approach and creative thinking. One of the ways to develop creative thinking is to give it nonlinearity. In the 60s, the theory was developed by Professor Joseph Nowak. He developed the rules for creating concept -cards. The technology of mind maps began to gain popularity after the publication of Tony Buzan’s book “Work with your head.” He based it on the main principles of the human brain, explained that we use our biological computer called the brain inefficiently, and suggested a way to increase this efficiency by using intelligence cards in the learning process. Intellect cards are the best tool for structuring and processing information today. The article discusses the history of the creation of mind maps, the essence of the method of mapping ideas, the basic rules for compiling mind maps, discusses the practical results of their use for learning the material.
mind map
nonlinear thinking
creative thinking
structuring and processing information

В современном мире поток новых знаний и информации постоянно увеличивается. И зачастую, бывает очень сложно в этой информации выделить рациональное зерно. С проблемой переработки и усвоения информации в той или иной мере сталкиваются все люди. Эта проблема возникает в различных сферах деятельности человека: обучение, творчество, планирование, мышление, память, принятие решений, передача информации и т.д. Один из путей разрешения обозначенной проблемы, на наш взгляд, лежит в области наиболее полного раскрытия творческих способностей человеческого мозга, задействования его ещё не использованного потенциала. Большую помощь в этом могут оказать интеллектуальные карты (интеллект-карты). Они находят все большее применение в образовательном процессе, бизнесе и промышленности, в правительственных и общественных учреждениях. Одна из причин, по которым интеллект-карты настолько привлекательны – это то, что они позволяют визуализировать любую проблему [1]. Как вы быстрее найдете дорогу – или по объяснению или по нарисованному маршруту на карте? Карты, позволяют в мгновение ока ясно увидеть, как работает ваш мозг, что он вкладывает в различные понятия, как формирует связи, как принимает решения. Они используют все способы представления и обработки информации в мозге: слова, изображения, логику, счет, ритмы, цвета, пространственное расположение и т.д. Интеллект-карты – это лучший инструмент на сегодняшний день для структурирования и обработки информации. Они позволяют ускорить процесс изучения учебных материалов, повысить количество и скорость запоминаемой информации, ускорить разработку проектов, правильно планировать и лучше учиться.

История создания интеллектуальных карт

В 60-е годы теорию развил профессор Джозеф Новак. Он разработал правила создания концепт-карт (инструмента для проработки новых концепций). Дальнейшее развитие теория получила благодаря Тони Бьюзену. В 1974 году он опубликовал книгу «Работай головой», где описал метод интеллект-карт. На основе его работы были разработаны десятки компьютерных программ, а концепция составления карт постепенно стала распространяться. Концепция карт основана на теории Девида Осубела. Его основная идея – это представление новых идей, теорий и понятий через уже имеющиеся идеи, опыт и понятия [2].

В настоящий момент создание интеллект-карт как самого эффективного способа обучения игнорируют лишь… государственные образовательные структуры. О данном инструменте нет информации ни в одном школьном учебнике и ни один предмет в рамках образовательных программ не предполагает объяснение и проработку с помощью интеллект-карт. Интеллект-карты упорно игнорируются при обучении детей и студентов в школе, институте и активно используются в учреждениях, которые подготавливают некоторые категории специалистов: разведчиков, сотрудников спецслужб, военных. Лишь некоторые педагоги, самостоятельно освоив данный инструмент, и, убедившись в его полезности и актуальности, используют его в учебном процессе.

Метод интеллект-карт

В основе теории карт лежит представление о принципах работы человеческого мозга: ассоциативное или нелинейное мышление, визуализация мысленных образов и целостное восприятие. Наилучшим способом визуализации образного, творческого мышления является применение интеллектуальных карт. Этот способ систематизации учебной информации обладает главным достоинством, которое заключается в том, что при построении интеллект-карты используется так называемое радиантное мышление, которое, по сути, является ассоциативным мыслительным процессом, повторяющим передачу нервного импульса от нейрона к нейрону. Есть два способа, которыми мозг создаёт ассоциации. Первый метод называется цветок ассоциаций (рис. 1). Это процесс, в котором все идеи как лепестки, исходят из центральной мысли и ассоциируются с ней. Второй метод называется поток ассоциаций (рис. 2). В этом случае ассоциации начинаются с одной мысли, которая приводит к другой мысли, а она в свою очередь – к следующей. Это напоминает поток сознания. Создание интеллект-карт сочетает цветок ассоциаций и поток ассоциаций (рис. 3) [3 ,4].

pur-1.tif

Рис. 1. Мышление по типу цветка

pur-2.tif

Рис. 2. Мышление по типу потока

pur-3.tif

Рис. 3. Мышление по типу цветка плюс по типу потока

Дело в том, что нейроны соединены друг с другом множеством «щупалец», которые называются дендритами и аксонами (рис. 4) [5]. По дендритам информация поступает в нервную клетку, а по аксонам – отводится из неё. И, таким образом, передаётся информация в разные отделы головного мозга, которые отвечают за движения, память, мышление, желание съесть котлету в 12 ночи и остальные важные процессы. Интеллект-карта, по сути, тот же нейрон, со множеством связей, которая кажется нашему мозгу близким родственником. Это одна составляющая. Но есть еще и вторая, не менее важная – восприятие.

Основную информацию наш мозг получает через орган зрения. Остальное – через осязание, обоняние, слух, вкусовые рецепторы. Конечно, человеку легче всего запоминать, когда сочетается несколько органов чувств, но не всегда это получается.

Что же делать? Разнообразить информацию, поступающую через глаза. Сделать ее более красочной и запоминающейся, вызывающей необходимые ассоциации. Исследователи объединили образ ассоциативного радиантного мышления и конспектирование, получив метод интеллект карт, который мозг отлично воспринимает.

pur-4.tif

Рис. 4. Строение нейрона головного мозга

Основные приёмы, используемые для создания интеллект-карт: различные яркие цвета; различная толщина линий для различных уровней структурирования информации, применение рисунков для визуализации того или иного события.

Основные правила составления интеллект-карт

Создание карты начинается в центре. Центральное изображение или сочетание «слово + изображение» представляет предмет или тему интеллект-карты. При выполнении карты необходимо использовать как минимум три цвета. Это позволяет задействовать правое полушарие головного мозга, т.е. творческие способности человека. Главные ветви примыкают к центральному изображению. Они обозначают области основного предмета. Идеальное количество главных ветвей – от пяти до девяти для каждой интеллект-карты. Обычно наш мозг может удерживать около семи порций информации, прежде чем внимание начнёт рассеиваться. Если в интеллект карте есть порядок изложения информации, необходимо составлять её по часовой стрелке, начиная с главной ветви, которая расположена в позиции «1 час». Для создания интеллект-карт необходимы три главных базовых умения. Во-первых, это определение ключевых слов, во-вторых, определение главных ветвей, в-третьих, создание простых рисунков [1]. В этих трех пунктах как раз и заключается умение обучаемого обрабатывать информацию. При определении главных ветвей и ключевых слов формируется способность структурировать и компоновать знания, а создание простых рисунков – это и есть визуализация. Таким образом, при создании обучаемым интеллект-карт присутствуют все признаки современной педагогической технологии, которая способна сформировать у него профессиональные навыки работы со знаниями, развить творческое мышление. При составлении интеллект-карт используются все кортикальные способности головного мозга, человек становится интеллектуально более активным и восприимчивым к новой информации, а равно более уверенным в себе. Его мышление приобретает признаки гибкости.

Практические результаты применения интеллект-карт

Мы студентки первого курса и на личном опыте ощутили пользу интеллектуальных карт. Понять пользу карт нам помогла преподаватель по физике. В простой и наглядной форме намного легче запоминать пройденный материал. Написать карту – работа трудоёмкая, но, безусловно, очень интересная. Закрепить знания с помощью интеллектуальных карт – это лучшее решение, т.к. визуализация позволяет не только закрепить тему, но и развивает творческое мышление. Необходимость пользоваться интеллектуальными картами в жизни также отчётливо видна. Ведь наглядное представление помогает не только в рамках учёбы, но также будет хорошим помощником при решении любых житейских вопросов, таких как: планирование личного времени, бюджета; проведении различного рода праздников. И это только малая часть, в которой мы можем использовать принцип наглядной визуализации. Мы на собственном опыте почувствовали пользу данной методики: благодаря подобной работе мы позволяем мозгу отдохнуть и прийти к самому креативному решению задачи, а также огромной пользе в изучении большого количества информации.

Нам нравится заниматься физикой и очень редко у нас бывают проблемы с этим предметом. Но, всё же, иногда это случается. Когда не понимаем какую-либо тему. Например, одной из нас была непонятна тема о молекулярно-кинетической теории газов. Было сложно освоить явление переноса, да и распределение Больцмана было не совсем понятно. Я очень долго пыталась полностью разобраться с данной темой, но не всё получалось. В итоге пришлось просить помощи у преподавателя. Она не только объяснила тему, но и посоветовала разобраться самой, с помощью интеллект-карты. Мне сразу понравилась эта идея. Попробовала сделать первую карту. При создании карты (рис.5), я смогла разложить всю информацию данной темы «по полочкам» и многие аспекты стали довольно ясны. Например, я поняла, как выводится и как необходимо понимать барометрическую формулу, с помощью структурирования смогла определить, что относится к явлениям переноса. Конечно же, не всё сразу получилось, но я продолжала над этим работать, и результат был отличным. На самом деле создавать интеллект-карты не так уж и сложно, а самое главное интересно. И ведь, правда, такие карты развивают наши творческие способности; тренируют память; позволяют понять, как мы умеем работать с данными знаниями, способствуют развитию мышления, а самое главное мы учимся структурировать знания – «расставлять всё по полочкам». Особенно интеллектуальные карты очень помогают на экзаменах. Я на личном опыте это испытала. У многих, наверное, бывало, что вроде бы и хорошо выучил тему, но на экзамене забыл какую-то мелочь, чаще всего из-за нервов, но интеллект-карта это отличный помощник. Она поможет не только вспомнить эти самые мелочи, но и надолго отложить их у вас в памяти. Пока что я использовала интеллектуальные карты только в физике, но вскоре буду разрабатывать их и для других предметов. Ведь это в действительности лучший и доступный способ получения знаний.

pur-5.tif

Рис. 5. Инетеллект-карта «Молекулярно-кинетическая теория газов»

Для другой же была сложна тема о кинематике точки. Тема казалась не такой и сложной, но всё же были непонятные моменты. Чтобы разобраться с ними, я решила сделать интеллект-карту (см. рис. 6). Я знала, что карта должна быть довольно яркой, чтобы мозгу было легче воспринимать информацию, поэтому взяла несколько цветных ручек для этого.

Далее выделила главные аспекты в тексте, это были ветви карты. От ветвей идёт их основная характеристика. Вначале составления карты давалось мне не очень легко, но вскоре я полностью разобралась с принципом работы с ними. Оказалось, что работа с картами это очень увлекательное занятие, а главное – полезное. Когда я написала карту, моменты, которые были не понятны стали довольно ясны. Так как карта позволяет увидеть то, что иногда не позволяет сама лекция. На карте я увидела формулировки, определения и какие графики к ним относятся. Так ещё в яркой и доступной форме.

Нам разрешили пользоваться картами не только на занятиях, но и на экзамене в целях улучшения знаний. Ведь это наш собственный труд, показывающий, как мы освоили навыки структурирования информации. Мы сделали достаточно карт, которые помогли нам усвоить предмет. Благодаря картам, мы не только отлично сдали экзамен, но и освоили много новых знаний.

pur-6.tif

Рис. 6. Интеллект-карта «Кинематика точки»