Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

DIDACTIC GAME: ESSENCE AND CONTENT

Davydova E.N. 1 Kobozeva I.S. 1
1 Mordovian State Pedagogical Institute
Reliance on play activities, play forms and methods of learning is an important and most adequate way to include children in educational activities. Didactic games contribute to the development of mental processes, form cognitive motivation, mental abilities and speech development, so this topic is relevant and requires constant study and attention.Didactic games and especially their various modifications in the pedagogical literature described a lot. But to choose adequate goals and real circumstances of the educational process allows their ordering, expressed in the classification. Classification of didactic games is a system of games built on a certain basis, which helps to detect General and specific, significant and random, theoretical and practical in them and thus contributes to their conscious choice by the teacher and the most effective application. Based on the classification, he not only clearly understands the system of didactic games, but also understands the purpose, sees the characteristic features of various games and their modifications.The article is devoted to the didactic activity of the teacher. It discusses the main components, nature and specificity of didactic activities, its tasks. In literary sources, there are many approaches to the definition of this concept. The main functions of this type of activity of the teacher are described. The structure is revealed.
didactic activity
didactic games
teacher
pedagogy
teacher

Впервые термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого языковеда и педагога Вольфганга Ратке в 1613 году. Однако первую фундаментальную работу по теории дидактики представил в 1657 году чешский педагог и писатель Ян Амос Коменский в работе «Великая дидактика» [1, c. 471].

В широком смысле дидактика представляет собой отрасль педагогики, направленную на изучение и раскрытие теоретических аспектов организации образовательного процесса, таких как принципы, методы, закономерности обучения, а также направленную на разработку новых принципов, методик, стратегий, систем и технологий обучения или поиск уже существующих.

В более узком смысле дидактика – это наука об образовании и обучении, включающая цели, содержание, методы, средства и результаты обучения, которые могут быть достигнуты в процессе получения образования [2, с. 171].

Таким образом, дидактическая деятельность преподавателя состоит в изучении и разработке целей, содержания, методов, средств и форм обучения.

Дидактика предполагает решение следующих задач:

– исследование законов и принципов процесса обучения;

– разработка основных концепций и положений процесса обучения;

– прогнозирование его результатов на основе применения различных концепций;

– конструирование образовательных методик и технологий;

– создание систем контроля и диагностики процесса обучения;

– создание систем оценивания полученных результатов [3, c.85].

В качестве предметов дидактики ученые Пидкасистый П.И. [4], Хуторской А.В., Мусс Г.Н., Амонашвили Ш.А., В. Тименко выделяют законы и принципы образовательного процесса, а также технологии и методики обучения и воспитания и рекомендуют опираться на следующие фундаментальные закономерности обучения:

– целостность образовательного процесса;

– необходимость социальной значимости целей, содержания, форм и методов обучения;

– единство всех компонентов процесса обучения;

– взаимосвязь результатов обучения с характером образовательной деятельности;

– возможность творческой самореализации обучающегося в образовательной среде [5, c.1].

Также при реализации образовательного процесса необходимо учитывать основные положения дидактической теории, а именно принципы обучения, которые в практической деятельности могут видоизменяться, подстраиваясь под определенные формы и средства обучения, однако содержательный компонент остается без изменений.

Многие педагоги трактовали понятие «игра» с разнообразных сторон. Ш.А. Амонашвили писал: «Игра – это метод познания действительности, направляемый внутренними силами и позволяющий ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры» [6, c.65].

В.А. Сухомлинский обозначил такое понятие следующим образом: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [7, c.114].

В работах А. Макаренко игра рассматривается как мощное средство воспитания воли, коллективизма, формирования практических навыков. Он считал, что детские ролевые игры так же важны для развития ребёнка, как и для взрослого [8].

Л. Выготский понимал игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребёнка, как основу для преобразования игровых действий в умственные. Он назвал игру «девятым валом развития», руководящим средством воспитания и обучения [9, c.65].

По мнению Ф. Блехер, игру можно назвать дидактической только тогда, когда познавательный элемент в ней неразрывно связан с элементом заинтересованности [10].

Необходимость знания дидактических принципов и закономерностей обуславливается важностью правильной организации образовательной деятельности, поскольку предполагает возможность прогнозирования результатов определенных моделей обучения и позволяет приходить к правильным выводам и умозаключениям.

Ведущими учеными-педагогами Бордовская Н.В., Загвязинский В.И., Мусс Г.Н., Краснянская Т.М., выделяются следующие функции дидактической деятельности преподавателя:

– обучающая – заключается в передаче научных знаний обучающимся, а также в формировании у них профессиональных умений и навыков;

– воспитательная – находит отражение в умственном, нравственном, физическом, трудовом, правовом, экологическом, моральном, эстетическом, коллективном, а также воспитании технологической культуры;

– развивающая функция состоит в формировании у обучающихся аналитического, критического и логического мышления, а также в развитии самостоятельности в принятии решений, ответственности за них и в развитии умения работать в коллективе;

– управляющая функция состоит как в управлении коллективом, группой обучающихся, так и в управлении самим образовательным процессом:

– диагностическая – направлена на определения состояния обучающихся и педагогического процесса в целом с целью выявления наиболее правильной стратегии учебно-познавательной деятельности и включает в себя умение педагога учитывать психофизиологические особенности обучающихся в образовательной деятельности, устанавливать соответствие знаний, умений и навыков требованиям учебной программы, а также осуществлять контроль за эффективностью учебно-воспитательной работы;

– контролирующая функция позволяет выявлять и устранять ошибки и затруднения в профессиональной деятельности педагога и предполагает наличие некоего стандарта, нормы и модели педагогического процесса;

– конструкторско-технологическая функция направлена на организацию эффективного педагогического процесса и включает в себя ряд требований: необходимость планирования педагогического процесса, необходимость организации воспитательной и развивающей среды для обучающихся;

– исследовательская функция состоит в умении выявлять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, ставить проблемные вопросы для решения обучающимися;

– информационная функция заключается в умении педагога пользоваться речевой выразительностью, кратко и логично излагать материал с целью добиться его понимания обучающимися, пользоваться различными методами изложения, активизировать обучающихся в процессе усвоения учебного материала;

– мобилизационная функция предполагает умение воздействовать на эмоционально-волевую сферу личности обучающихся наиболее рациональным путем, иными словами, педагог должен заинтересовать обучающихся, увлечь их, активизировать их учебно-познавательную деятельность;

– ориентационная функция заключается в помощи обучающимся в построении личностной картины мира, в определении ими ценностных ориентаций, в поиске ими своего места в профессиональной среде;

– проектная функция представляет собой педагогическое проектирование, то есть, составление планов, нацеленных на решение актуальных образовательных задач;

– организационная функция заключается в грамотной организации педагогом образовательного процесса с целью вовлечения в него обучающихся [2,11,3,5].

Игра эмоциональная по своей природе способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой и наполненной эмоциями.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.

Чтобы осознать предпосылки подобной функциональной способности игры, следует вспомнить некоторые особенности подростковой психологии: В подростковом возрасте устраняются все без исключения условности в действиях, игра приближается к жизни. Игра интересна, когда дается возможность не только познать что-то, но и использовать собственные познания и одновременно с этим, уйти «в мир желаемой фантазии, приоткрыть завесу будущего и побывать там хотя бы в игровой ситуации» [2, с. 52].

Потенциал дидактической игры достаточно высок. Ведущая роль игры в становлении и развитии личности детей неопровержима. В дошкольном возрасте игра является не просто развлечением, а ведущим видом деятельности, в результате которого появляются и необратимые положительные изменения психологического и личностного уровня – новообразования. Дидактическая игра по своей сути характеризуется исследовательским содержанием, которое позволяет ребенку познавать, моделировать доступные возрасту объекты, процессы, явления окружающего мира. Взаимодействие развития мышления ребенка и формирования у него элементарных представлений, знании, умений и навыков поведения и деятельности в процессе игры является одним из путей повышения эффективности обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации. Использование дидактических игр требует от ребенка внимания, сообразительности, способствует позитивному отношению к познанию, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение [2, с. 23]. Велико ее влияние на все сферы личности ребенка дошкольного возраста: физическую, сенсорную, интеллектуальную, духовную, эмоционально – волевую и пр. Помимо этого необходимо признать и мажорные функции игры: она дарит восторг и радость, сам процесс игры полон сюрпризов, а результат – это своеобразное открытие.

В основе, разработанной классификации лежит положение о дидактической игре как деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся. Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое возникает и развивается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и не является данным человеку от рождения. Он имеет сложную структуру, которую составляют как отдельные психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях (Щукина Г.И.) [12, с.120]. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, желанием и более эффективно.

В связи с этим известные виды дидактических игр классифицируются нами на основе их воздействия на отдельные психические процессы как:

– интеллектуальные – порождающие состояние раздумья, размышления, рассуждения;

– эмоциональные – возбуждающие сенсорные процессы и эмоциональные состояния (переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения и достижения товарищей, удовлетворения учебной деятельностью);

– регулятивные – формирующие волевые устремления, установку на целенаправленность, принятие решений, настойчивость, решительность, внимание;

– творческие – активизирующие воображение, фантазию, предвосхищение, озарение, создание новых образцов, моделей и др.;

– социальные – способствующие развитию личности, осознанию места и значимости в обществе, отношения к окружающему миру.

Следует подчеркнуть, что названные дидактические игры взаимосвязаны между собой и несут воспитательный потенциал. Главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом и не отвлекала от учения, а активизировала умственную деятельность. Важно помнить и о том, что дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для педагога – творческая деятельность, требующая определенных усилий для организации и проведения.

Структура дидактической деятельности преподавателя представляет собой осуществление педагогом стимулирования и мотивации деятельности обучающихся на занятии, а также их самостоятельной работы, формирование педагогом профессионально значимых знаний, умений и навыков у обучающихся, проведение целевой ориентации обучающихся, обновление содержания образования, а также оптимизация методов, средств и форм организации образовательного процесса, осуществление проверки, контроля и оценки учебных достижений обучающихся с помощью принятых методов оценивания, корректировка учебного процесса и его результатов на основе полученных результатов проведенного контроля.

Содержание дидактической деятельности преподавателя реализуется через предметное содержание, средства и методы обучения, а также через формы организации обучения.