Для изучения особенностей работы руководителя ДОО по развитию организационной культуры педагогов необходимы конкретные критерии и показатели, на основании которых мы планируем осуществлять исследование.
В практической части исследования мы позаимствовали критерии и показатели учёных, которые уже разработаны в полном объёме и апробированы в практике деятельности дошкольного образования.
Чтобы проанализировать организационную культуру педагогов дошкольной образовательной организации необходимо, прежде всего, подобрать критерии оценивания, показатели, а также разработать уровни сформированности исследуемого компонента.
Для этого была определена цель исследования – изучить особенности работы руководителя ДОО по развитию организационной культуры педагогов.
При достижения поставленной цели предстоить решать некоторые задачи практической части исследования:
• Определить критерии и показатели сформированности организационной культуры педагогов ДОО;
• Изучить уровень сформированности организационной культуры педагогов ДОО;
• Разработать систему работы руководителя ДОО по развитию организационной культуры педагогов.
Эффективность деятельности руководителя ДОО зависит от организационной культуры в целом. Для этого необходимо изучать как внутренние, так и внешние институты взаимодействия организации [1].
На диагностическом этапе происходит сбор аналитических данных образовательной организации об особенностях развития организационной культуры среди педагогов, а также о системе мероприятий, проводимых руководителем в рамках данного компонента [2].
На этапе констатирующего эксперимента нами были выделены критерии, и разработаны показатели сформированности организационной культуры среди педагогов дошкольной образовательной организации.
Также для выявления системы работы руководителя по развитию организационной культуры разработали критериальный аппарат. За основу были взяты критерии и показатели Бескровной Л.В., Арсеньевой Ю.Э. [3, с. 112–154].
Критерии и показатели системы работы руководителя ДОО по развитию организационной культуры.
Когнитивный компонент: – осознание внешних и внутренних факторов организационной культуры;
– знание организационной культуры и её компонентов;
– жизненные ценности руководителя;
– образ идеальной организационной культуры.
Ценностный компонент: – внедрение специальных форм работы по актуализации, систематизации и совершенствованию уровня развития организационной культуры педагогического коллектива ДОО;
– координация профессиональной деятельности педагогов;
– демонстрация прогрессивных тенденций развития организационной культуры;
– профилирование деятельности педагогов;
– реализация совместно-творческой деятельности педагогов ДОО.
Деятельностный компонент: – организация совместной деятельности по проектированию организационной культуры;
– организация социального взаимодействия; – организация группового обучения педагогов;
– закрепление организационных норм административными мерами.
Критерии и показатели сформированности организационной культуры педагогов ДОО
Когнитивный компонент: – знание педагогов сущности понятия «организационная культура», её характеристик;
– самостоятельный анализ, соотношение накопленных знаний и культурного опыта организационной деятельности;
– знание особенностей членов коллектива;
– понимание необходимости постоянного обновления способов деятельности;
– использование в совокупности всех знаний об организационной культуре организации в своей деятельности.
Ценностный компонент: – принимает педагогические ценности как значимые;
– ориентируется на ценности созидания и развития организации;
– оценивает свою организационную культуру как нравственное качество;
– мотивы деятельности педагогов при взаимодействии с субъектами образовательных отношений;
– ориентация на профессионально-организационную культуру поведения в практической деятельности.
Деятельностный компонент: – взаимодействие на основе согласия и соучастия;
– выбор культурных вариантов поведения в процессе организации педагогической деятельности;
– отношения к соблюдению норм пяти нравственных качеств (терпимость, принципиальность, справедливость, правдивость и ответственность);
– признание собственной ответственности за результаты своей деятельности;
– принятие правил поведения в соответствии с традициями, нормами поведения организации, педагогическим этикетом.
Для выявления каждого критерии были подобраны специальные разработанные методики, отдельно для педагогов и отдельно для руководителя, которые уже направлены на выявление организационной культуры. Тест профессиональной мотивации (Ш. Риччи и П. Мартина) направлен на выявление уровня сформированности ценностного компонента. Он выявляет особенности потребностно-мотивационной сферы. Тест О.Ю. Коровиной «Организационная культура в сфере образования» [4] направлен на выявление уровней сформированности всех выделенных компонентов среди педагогов ДОО и руководителя. Методика О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто «Изучение социально-психологического климата трудового коллектива» [5] позволит выявить также уровни сформированности всех компонентов. Данные методики предполагается использовать для работы с педагогами.
Работу руководителя ДОО по развитию организационной культуры педагогов можно представить в виде определённой системы действий.
1 этап – подготовительный. Задача на данном этапе состоит в определении философии, идеологии, миссии образовательной организации, основных ценностей.
2 этап – диагностический. Задача раскрывается в выявлении основных характеристик организационной культуры образовательной организации методами анализа локальных актов, протоколов и планов работы педагогического Совета по организационной культуре, анкетирования педагогов, проведения бесед.
Конкретно мы выявляем какая работа с ними ведётся по развитию органихзационной культуры, знакомит ли руководитель их с данным компонентом, ведёт ли какие-либо мероприятия и как они закреплены в нормативных актах, какую работу ведёт при несоблюдении положенных форм работы.
Исходя из вышесказанного, в нашем исследовании мы пришли к выводу, что, формирование и развитие организационной культуры образовательной организации, организационной культуры педагогического коллектива образовательной организации является определяющим фактором эффективного образовательного процесса, который позволяет достичь высоких результатов.