Несомненно, что профессия инженера требует наличия у выпускника ВУЗа обширных профильных знаний. Однако, чтобы стать настоящим профессионалом, просто высшего или специального образования недостаточно. Независимо от категории специализации работника большую роль в профессиональной деятельности играют и другие личные качества инженера. Последнее время среди потенциальных работодателей стали все чаще звучать требования о наличии у выпускников ВУЗов так называемых hard skills и soft skills. Причем, что важнее, до сих пор остается предметом споров.
Первоначальное упоминание понятий hard skills и soft skills датируется 1959 годом в исследованиях армии США для подготовки военнослужащих. В ходе исследования выяснилась важность этих навыков в подготовке военных кадров. В 1968 году было выражено понимание различий между навыками в доктрине «Системы проектирования военной подготовки». После этого термины hard skills и soft skills перешли в свободное употребление [1]. Сегодня в вакансиях, в том числе на русском языке, можно встретить вместо разделов «профессиональные навыки» и «личные качества» – hard skills и soft skills.
Что же это такое? Существует много разных трактовок данных понятий. Например.
Hard skills – это набор профессиональных навыков и умений, связанных с технической стороной деятельности [2]. Примерами могут следующие навыки:
– компьютерное программирование;
– умение статистического анализа;
– каллиграфия.
Soft skills – связаны не с конкретным видом деятельности, а с коммуникациями для эффективного взаимодействия с коллегами, клиентами и партнерами [3, 4].
– лидерство;
– целеполагание;
– коммуникация.
Различия в этих навыках [4, 5] представлены в таблице.
Сравнительный анализ hard skills и soft skills
Hard skills |
Soft skills |
Для овладения важны логика и интеллект, которые измеряют уровнем IQ. |
Важен высокий коэффициент эмоционального интеллекта EQ. |
Наличие и уровень «твердых» навыков проверяют при помощи экзаменов и аттестаций |
Проявление «мягких» навыков сложно отследить, измерить или показать |
Практически не изменяются, не зависимо от того, в какой среде находится человек |
Требуют адаптации под конкретную аудиторию и ситуацию. |
Приобретаются путем анализа и запоминания готового материала |
Формирование навыков основано на личном опыте |
Критичны в краткосрочной перспективе |
Критичны в долгосрочной перспективе |
Для выявления степени овладения обучающимися технического ВУЗа так называемыми «жесткими» и «мягкими» навыками было проведено исследование. В опросе приняли участие 100 обучающихся технических направлений подготовки бакалавриата. Большую часть опрошенных составили бакалавры 2-го курса (19-ти лет). В ходе опроса выяснилось, что большинство знакомо с этими понятиями (рис.1).
Рис. 1. Оценка знаний понятий Soft и Hard Skills
Дальнейшие вопросы были направлены на проверку знаний опрашиваемых. Результаты представлены на рис. 2, 3.
Рис. 2. Знание soft skills
Рис. 3. Знание hard skills
Рис. 4. Оценка социальных компетенций
Рис. 5. Оценка лидерских компетенций
Рис. 6. Оценка волевых компетенций
Рис. 7.Оценка интеллектуальных компетенций
Последующие вопросы были направлены на оценку респондентами их социальных, лидерских, волевых и интеллектуальных компетенций. Результаты представлены на рис. 4, 5, 6 и 7.
На рис. 4 представлены результаты того, как студенты оценивают свои социальные компетенции. Как видно, большинство студентов оценивают их на 4 балла из 5. Западающей компетенцией является «умение выступать на публике».
Далее респонденты оценивали свои лидерские компетенции. На рис. 5 представлено, что они на хорошем уровне, но часть респондентов имеют трудности с «умением разрешения конфликтов», «ведением сложных переговоров» и «умением формировать команду» (имеют трудности / проблемы с коммуникативными навыками).
Затем шла оценка волевых компетенций. Большинство оценили свои качества на 4. Но западающими у части респондентов были – «стрессоустойчивость» и «умение работать под давлением» (рис. 6).
И, наконец, были оценены интеллектуальные компетенции. Из рис. 7 видно, что «умение писать отчеты и доклады» вызывают трудности.
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы.
1. У большинства опрошенных социальная компетенция «умение выступать на публике» не достаточно хорошо развита.
2. Лидерские компетенции хорошо развиты, но у части опрошенных наблюдаются трудности с «умением разрешения конфликтов», «ведения сложных переговоров» и «умением формировать команду».
3. В волевых компетенциях западающими являлись такие навыки, как «стрессоустойчивость» и «умение работать под давлением».
4. В интеллектуальных компетенциях «умение писать отчеты и доклады» вызывает трудности у большинства респондентов.
Затем респонденты определяли значимость этих компетенций в своей инженерной деятельности. Результаты представлено на рис. 8.
Рис. 8. Значимость компетенций современного инженера
Очевидно, что приоритет в инженерной специальности респонденты отдали интеллектуальным компетенциям.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что большинство западающих умений относятся к soft skills. Поэтому, необходимо повысить эффективность обучения в ВУЗах этим навыкам. Для этого можно предложить использовать такие методы обучения:
1. самокоучинг;
2. фоновые задания;
3. саморазвитие;
4. ментворинг;
5. тренинги и мастер-классы;
6. тайм-менеджмент.
Данные методы обучения не являются традиционными. Однако их применение ориентировано на самообразование обучающихся, развитие их эмоционального интеллекта.
Таким образом, в профессии инженера hard и soft skills одинаково важны. Но в зависимости от занимаемой должности идет разное преобладание этих навыков: в начале карьеры идет преобладание hard skills, а в дальнейшем идет преобладание soft skills. Это объясняется тем, что увеличивается взаимодействие между людьми, следовательно, у человека должны быть лучше развиты soft skills.
Авторы выражают благодарность научному руководителю – кандидату педагогических наук, доценту кафедры естественнонаучных и гуманитарных дисциплин филиала ТИУ в г. Тобольске, Елене Сергеевне Чижиковой.