Развитие аудиторского саморегулирования в России началось в 90-х годах XX века, в то же период, когда началось становление аудиторской деятельности. Однако лишь несколько лет спустя на законодательном уровне впервые был определён статус профессиональных аудиторских объединений в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 2001 года. Перед данными объединениями стояла задача развития аудиторской и бухгалтерской деятельности, повышение престижа соответствующих профессий. Кроме того, объединения должными были иметь определённое количество участников и обязательную аккредитацию органа, ответственного за регулирование в сфере бухгалтерского учёта и аудита (Министерство финансов Российской Федерации) [1].
С принятием в 2008 году нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» существенно изменилось положение данных организаций. С тех пор профессиональное аудиторское объединение стало именоваться саморегулируемой организацией аудиторов. Изменились требования к количеству членов в одной организации, а также основные функции и предназначение организаций. Наличие таких СРО стало обязательным требованием регулирования аудиторской деятельности, что сделало их роль более значимой.
Продвигалась концептуальная идея передачи контроля от органов исполнительной власти, государства к общественной саморегулируемой организации как институту гражданского общества. Данная реформа предполагала передачу функций контроля в аудиторской деятельности саморегулируемым организациям аудиторов. Инструментами осуществления контроля выступили различные установленные стандарты деятельности в каждой саморегулируемой организации, проведение проверок членов организации и применения различных мер дисциплинарной ответственности за нарушения деятельности.
Несколько раз вносились поправки к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», которые изменяли требования к саморегулируемым организациям аудиторов.
В настоящее время особенностью данных организаций является обязательное членство аудиторов – физических лиц, а также аудиторских организаций. Кроме того, минимальное число аудиторов – физических лиц должно составлять не менее 10 000 человек, а аудиторских организаций не менее 2 000 [2].
Вносимые поправки в нормативно правовое регулирование СРО аудиторов привели к изменениям, направленным на улучшение и повышение качества надзора за деятельность аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимые организации. В частности, произошло изменение периода ротации представителей СРО аудиторов в составе Совета по аудиторской деятельности, который создан при Министерстве финансов РФ, а также расширились основания для исключения аудиторских организаций из членов СРО аудиторов.
Таблица 1
Количество саморегулируемых организаций аудиторов, шт.
На 1 января 2017 года |
На 1 января 2018 года |
Изменение |
5 |
2 |
-3 |
Примечание. Источник: составлено авторами [3].
Рассмотрим текущее положение саморегулируемых организаций аудиторов. Так, на 1 января 2018 года в России в государственном реестре числилось две саморегулируемые организации аудиторов (табл. 1):
– СРО «Российский Союз аудиторов» (РСА);
– СРО Ассоциация «Содружество» (ААС).
В 2017 в том же реестре содержались сведения о пяти СРО аудитор, однако три из них исключены из него по причине несоответствия численности членов в объединении.
Заметно сократилось количество членов СРО аудиторов. На 1 января 2018 года членами являлись 23815 человек, в том числе 19592 аудитора – физическое лицо и 4223 аудиторские организации (табл. 2). Однако фактически число участников двух саморегулируемых организаций аудиторов увеличилось в основном благодаря переходу индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций из трёх других СРО, которые были исключены из государственного реестра.
Таблица 2
Количество членов СРО аудиторов, физ./ юр. лиц
СРО |
На 1 января 2017 года |
На 1 января 2018 года |
Изменение |
РСА, в том числе: |
10566 |
12318 |
+1752 |
– аудиторские организации |
2073 |
2044 |
-29 |
– индивидуальные аудиторы |
8493 |
10274 |
+1781 |
ААС, в том числе: |
7964 |
11497 |
+3533 |
– аудиторские организации |
2128 |
2179 |
+51 |
– индивидуальные аудиторы |
5836 |
9318 |
+3482 |
Примечание. Источник: составлено авторами по [4].
Важно отметить, что у саморегулируемой организации аудиторов Ассоциация «Содружество» имеются нарушения в части выполнения требования минимального числа членов СРО аудиторов, а именно по количество индивидуальных аудитор не превышает установленные 10 000 лиц.
Рассмотрим подробней как саморегулируемые организации аудиторов выполняли свои функции по выработке отраслевых стандартов деятельности аудиторов (табл. 3).
Таблица 3
Методическая работа СРО
Показатель |
2016 |
2017 |
Тем роста, % |
РСА |
|||
Количество принятых стандартов аудиторской деятельности |
0 |
0 |
0,0 |
Количество принятых методических материалов по вопросам аудиторской деятельности |
25 |
26 |
104,0 |
Количество иных принятых правил (стандартов) |
0 |
0 |
0,0 |
Количество проведённых методических (в том числе обучающих) мероприятий |
49 |
92 |
187,8 |
ААС |
|||
Количество принятых стандартов аудиторской деятельности |
0 |
0 |
0,0 |
Количество принятых методических материалов по вопросам аудиторской деятельности |
21 |
25 |
119,0 |
Количество иных принятых правил (стандартов) |
0 |
0 |
0,0 |
Количество проведённых методических (в том числе обучающих) мероприятий |
34 |
74 |
217,6 |
Примечание. Источник: составлено авторами по [3].
Произошедший переход на международные стандарты аудита привёл к отмене ряда федеральных стандартов аудиторской деятельности. При этом в России отсутствуют принятые саморегулируемыми организациями аудиторов стандарты аудиторской деятельности. Таким образом, нарушается главный принцип саморегулирования – установление стандартов деятельности в сфере действия СРО, что свидетельствует о прямом нарушении положений Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [1].
На начало 2018 года саморегулируемые организации аудитор существенно сократили количество проверок своих членов на 69,6 % по сравнению с предыдущим годом при охвате членов данными проверками в 14,5 % (в 2017 – 29,7 %). При этом в разы увеличилось количество выявленных нарушений (+113,0 %). Таким образом, прослеживается негативная тенденция сокращения числа проверок и рост числа выявленных нарушений (табл. 4).
Таблица 4
Результаты осуществления контроля деятельности членов СРО аудиторов в 2016-2017 гг.
Показатель |
2016 |
2017 |
Тем роста, % |
Плановые проверки |
11263 |
3419 |
30,4 |
Внеплановые проверки, в том числе по основаниям: |
80 |
48 |
60,0 |
– жалоба |
51 |
44 |
86,3 |
– иные, предусмотренные СРО основания |
29 |
4 |
13,8 |
Общее количество проверок |
11343 |
3467 |
30,6 |
Количество членов СРО аудиторов, в отношении которых были проведены проверки |
7292 |
3467 |
47,5 |
Количество выявленных нарушений, в том числе в ходе: |
2145 |
4569 |
213,0 |
– плановой проверки |
2118 |
4464 |
210,8 |
– внеплановой проверки |
27 |
105 |
388,9 |
Количество выявленных случаев нарушения стандартов деятельности СРО аудиторов |
1880 |
4183 |
354,5 |
Примечание. Источник: составлено авторами по [5].
Наблюдается тенденция снижения практики применения мер дисциплинарного воздействия на членов соответствующих СРО аудиторов несколько лет подряд. В 2017 году на 4569 выявленных нарушения пришлось 532 случая применения мер дисциплинарного воздействия (табл. 5).
Таблица 5
Количество случаев применения СРО аудиторов мер дисциплинарного воздействия в 2016-2017 гг.
Показатель |
2016 |
2017 |
Тем роста, % |
Предписание |
50 |
75 |
150,0 |
Предупреждение |
163 |
173 |
106,1 |
Штраф |
14 |
3 |
21,4 |
Приостановление членства |
141 |
134 |
95,0 |
Исключение из членов |
244 |
144 |
59,0 |
Иные меры |
41 |
3 |
7,3 |
Всего мер |
653 |
532 |
81,5 |
Примечание. Источник: составлено авторами по [5].
Таким образом, намечаются следующие тенденции развития саморегулирования аудиторской деятельность в России.
Снижение проявления принципов независимости и саморегулирования деятельности СРО аудиторов. В настоящее время при данных условиях экономической среды индивидуальные аудиторы и аудиторские организации сильно зависят от своих клиентов. Независимость института саморегулирование подрывается тем, что реформа аудита превратит СРО аудиторов в придаток государственного регулятора (Центрального банка РФ). Поэтому необходимо создавать условия обеспечения реальной независимости аудиторов и одновременно с этим повышать эффективность саморегулирования [6].
Угроза монополизма в саморегулировании. Уже в настоящее время в Росси сохранилось лишь два крупных СРО аудитов. По мнению Министерство финансов РФ такие укрупнение СРО аудиторов позволит увеличить их финансовую устойчивость, а значит сохранить возможность ими исполнять возложенные на них функции регулирование аудиторской деятельности. Однако, не совсем ясно какие критериями апеллирует исполнительная власть при установлении минимального числа членов СРО аудиторов, так как имеется явные тенденция общее сокращения числа аудиторов. Наличие двух саморегулируемых организаций аудиторов в ситуации изменения критериев обязательного аудита может в конечном счёте изжить всех СРО аудиторов. Наступит момент, когда ни одна из имеющихся саморегулируемых организаций не сможет набрать необходимое минимальное количество членов.
Снижение эффективности деятельности СРО аудиторов. В настоящее время имеют явные нарушения деятельности саморегулируемых организаций аудиторов в ходе выполнения своих функций. Так, СРО аудиторов не устанавливают стандарты аудиторской деятельности, что прямо противоречит федеральному закону. Кроме того, наблюдается негативная тенденция сокращения числа проверок и рост числа выявленных нарушений членами СРО.