Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

LEGAL BASIS FOR THE APPLICATION OF PROHIBITIONS AND RESTRICTIONS IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Orekhov A.V. 1 Belousova T.I. 1
1 Vladivostok branch of the Russian customs Academy
The article deals with the legal basis for the application of prohibitions and restrictions in the Eurasian Economic Union (EAEU). Prohibitions and restrictions in the customs field are independent legal categories that are important for determining the nature of customs legal relations. The Federal Customs Service of the Russian Federation, in accordance with the customs legislation, carries out functions for the development of state policy and regulatory legal regulation in the field of customs. The current system of prohibitions and restrictions on the movement of goods across the customs border of the Eurasian Economic Union is the very instrument with which the state can defend both political and economic interests. The article describes the characteristics of individual legal acts, the practice of their application for admission of certain types of goods produced by foreign countries, as well as the gaps in the legal regulation of the sanctions regime due to the introduction of economic responses by the Russian Federation. The author draws conclusions about the development and improvement of legislation on prohibitions and restrictions in terms of sanctions.
prohibitions and restrictions
export controls
non-tariff regulatory measures

Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время формирование эффективной системы запретов и ограничений, мер нетарифного регулирования является одной из неотложных задач, для стран Евразийского экономического союза, поскольку в достаточно остры проблемы развития экономики и обеспечения экономической безопасности стран.

В соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) (ст. 7 п.1), товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Под запретами и ограничениями понимается, согласно ст. 2 пп. 10 ТК ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования. В случае если актами, устанавливающими запреты и ограничения, не определены случаи и (или) порядок подтверждения их соблюдения, соблюдение таких запретов и ограничений подтверждается при перемещении товаров через таможенную границу Союза, а также при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим осуществление внешнеторговых отношений в рамках ЕАЭС, является Договор о Евразийском экономическом союзе, при этом в рамках Договора действует ряд проколов, каждый из которых связан с одним из видов запретов и ограничений, упомянутых ранее, а именно:

1. Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран.

2. Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам.

3. Протокол о техническом регулировании.

4. Протокол о техническом регулировании в рамках ЕАЭС.

5. Прокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.

Согласно протоколу о мерах нетарифного регулирования, решения о введении, применении, продлении и отмене таких мер принимаются Евразийской экономической комиссией [1].

В торговле с третьими странами Союзом применяются следующие единые меры нетарифного регулирования: запрет ввоза и (или) вывоза товаров; количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров; исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров; автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров; разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Следующим нормативно-правовым актом в области применения мер нетарифного регулирования также является Решение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования». Данное решение устанавливает Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами ЕАЭС в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами. Главными видами таких товаров являются:

1. Озоноразрушающие вещества.

2. Опасные отходы.

3. Информация на печатных, аудиовизуальных и иных носителях информации.

4. Средства защиты растений.

5. Лесоматериалы, регенерируемая бумага, картон, макулатура.

6. Служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему.

7. Орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

8. Дикие живые животные, отдельные дикорастущие растения и дикорастущее лекарственное сырье.

9. Виды дикой фауны и флоры, подпадающие под действие конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящиеся под угрозой исчезновения.

10. Драгоценные металлы и драгоценные камни.

11. Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры.

12. Радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные либо входящие в состав других товаров [2].

Специальная защитная мера может быть применена к товару в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт этого товара на таможенную территорию Союза осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства в государствах-членах аналогичного или непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли экономики государств-членов или создает угрозу причинения такого ущерба [3].

Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств-членов, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств-членов.

Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия экспортирующей третьей страны, в случае если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств-членов, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств-членов [4].

В соответствии с соглашением о ЕАЭС, каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), отнесенной в соответствии с перечнем подкарантинной продукции к группе подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров) с высоким фитосанитарным риском, ввозится на таможенную территорию Союза и (или) перемещается с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в сопровождении экспортного (реэкспортного) фитосанитарного сертификата.

Санитарные меры применяются в отношении лиц, транспортных средств, а также подконтрольной санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукции (товаров), включенной в соответствии с актами Комиссии в единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

Главным НПА в сфере применения санитарных мер является Решение Комиссии Таможенного союза «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе». В частности, данное решение устанавливает перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору, например:

1. Пищевые продукты.

2. Товары для детей.

3. Материалы, оборудование, вещества, устройства, применяемые в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения, при очистке сточных вод и т.д.

4. Парфюмерно-косметические средства.

5. Химическая и нефтехимическая продукция, товары бытовой химии.

6. Материалы для изделий (изделия), контактирующих с кожей человека, обувь [5].

Анализируя практику применения рассмотренных мер в области запретов и ограничений, необходимо разобрать статистику правонарушений, связанных с нарушением вышеуказанных запретов и ограничений.

В период с 2016 по 2018 годы, объем выявленных товаров, перевозимых в нарушение запретов и ограничений в ЕАЭС, возрастал каждый год (13,4 тыс. тонн в 2016 году, 19,1 тыс. тонн в 2017 году, 50,1 тыс. тонн в 2018 году). Таким образом, наибольший рост наблюдается в период с 2017 на 2018 годы [6].

Помимо указанного объема товаров, в 2018 году также было задержано более 5 тысяч тонн товаров, попадающих под действие санкций. На сегодняшний день запрещено ввозить некоторые товары и продукты питания из:

1. Соединённых Штатов Америки.

2. Украины.

3. Стран, входящих в состав Европейского Союза.

4. Канады.

5. Норвегии.

6. Австралии.

Говоря о незаконном ввозе различных товаров, необходимо также отметить статистику возбуждения уголовных дел за данное правонарушение.

В 2016 году по статье 226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ…) было возбуждено 342 дела, при этом в 2017 году их количество увеличилось почти в два раза (656 возбужденных дел). В 2018 году, однако, наблюдается снижение количества возбужденных дел по рассматриваемой статье (514 возбужденных дел). Таким образом, статистика объема выявленной контрабандной продукции вкупе с количеством возбужденных дел за последние три года говорит о том, что система запретов и ограничений, в целом, справляется со своей задачей исправно. Тем не менее, даже на сегодняшний день существует ряд трудностей, с которыми система сталкивается на постоянной основе [6].

Говоря об актуальных проблемах применения запретов и ограничений в рамках не только ЕАЭС, но и конкретно РФ, необходимо отметить проблемы, касающиеся экспортного контроля, как одного из главных элементов этих самых запретов и ограничений. На основании проведенного анализа экспортного контроля, можно выделить основные задачи, решаемые системой:

- обеспечение национальной, в том числе и экономической безопасности государства в области международной торговли;

- противодействие распространению оружия массового поражения и связанных с ним технологий, а также продукции, являющейся особо опасной в террористическом отношении;

- обеспечение условий для равноправной торговли с другими государствами в сфере высоких технологий включая ядерную), вооружения и военной техники; – установление порядка и правил проведения внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией на национальном уровне для участников внешнеэкономической деятельности;

- безусловное обеспечение неотвратимости санкций со стороны государства к лицам и организациям нарушителям порядка и правил экспортного контроля;

- воспитание культуры экспортного контроля путем проведения соответствующих пропагандистских и информационных мероприятий.

Проблема заключается в том, что действующее законодательство не предусматривает выплату поставщикам продукции двойного назначения каких-либо компенсаций понесенных убытков в случае принятия решений о запрете экспорта. По этой причине экспортеры, заключая внешнеторговые контракты на экспорт контролируемой продукции, как правило, относят подобного рода риски к форс-мажорным обстоятельствам, а порой даже страхуют соответствующие риски.

Цель экспортного контроля состоит не в противодействии экспорту, а в устранении связанных с ним рисков для безопасности государства. Сегодня проблематика экспортного контроля выходит на передний план в международной политике, становится своего рода показателем эффективности усилий государств по противодействию новым вызовам и угрозам, ключевым направлением международного взаимодействия по поддержанию мира и стабильности [7].

Другим важным вопросом является применение запретов и ограничений в условиях экономической нестабильности, а также санкций, принимаемых против РФ. Как было сказано ранее, запреты и ограничения вводятся с целью защиты интересов страны на мировой арене и обеспечения ее внутренней безопасности, представляя собой меры ограничительного характера в отношении товаров и транспортных средств, пересекающих таможенную границу.

Товарное эмбарго, выражаясь в полном запрете на ввоз определенных товаров из конкретной страны или группы стран, считается исключительной разновидностью нетарифных мер таможенного регулирования. Определяющее значение в процессе введения эмбарго приобретает таможенный контроль, который, являясь способом таможенного регулирования, распространяется на все ввозимые товары. Представляя собой совокупность контрольных мероприятий, таможенный контроль подразделяется на виды по таким критериям, как характер и форма осуществления, а также степень его охвата и время действия.

Отмечая актуальные проблемы применения системы запретов и ограничений в ЕАЭС, важно отметить, что на данном этапе имеются предпосылки для полного, всеобъемлющего контроля в отношении ввозимых товаров, в том числе с учетом автоматизации и ускорения процесса совершения таможенных операций. То же касается и вывозимых товаров, при условии развития законодательства в области экспортного контроля. В то же время, отмеченный ранее значительно увеличившийся ввоз контрабандных товаров в 2018 году, который возник в связи с действием эмбарго, введенного Россией по отношению к ряду стран, выявил слабые стороны применения запретов и ограничений в рамках ЕАЭС, что должно положительно сказаться на дальнейшем развитий применения данных мер [6].