Как только модель бизнес-процесса «как есть» получена, можно с помощью различных аналитических методов проверить, насколько процесс оптимален и рентабелен, насколько каждая выполняемая операция оправдывает затраты и какой доход приносит, насколько она является лишь бюрократической процедурой и просто отнимает время и деньги.
Оптимизация бизнес-процессов – достижение наиболее значимых результатов в ходе выполнения бизнес-процессов и в конечном итоге. Это означает определение количественных и качественных показателей-эталонов, к которым должен стремиться владелец бизнес-процесса и предприятие в целом, а также формулировку основных шагов для достижения этих оптимальных результатов и другие действия. Таким образом, оптимизация бизнес-процессов – это и процесс, и итог деятельности [1].
Методология ARIS представляет собой современный подход к сатурированному описанию деятельности организации и представлению в виде взаимосвязанных и взаимодополняющих графических диаграмм, удобных для понимания и анализа. Методология ARIS основывается на концепции интеграции, предлагающей целостный взгляд на процессы и представляет собой множество различных методик, объединённых в рамках еденного подхода [2].
Методология ARIS предназначена специально для визуального описания бизнес-процессов и условий функционирования различного рода организаций и предприятий, а также для анализа их деятельности п различным показателям в целях определения идеальных характеристик деятельности, реорганизации их организационной структуры, целей и функций, бизнес-процессов, используемых данных. В рамках данной методологии также имеется возможность определить требования к автоматизированной системе управления и провести ее проектирование. В общем, методологию ARIS эффективно использовать для анализа и оптимизации бизнес-процессов (реинжиниринг), для внедрения стандартных информационных систем класса ERP и внедрения систем управления качеством [3].
Анализ и оптимизация бизнес-процессов в методологии ARIS осуществляются с помощью процедурной модели ARIS (которая регламентирует фазы оптимизации), позволяющей перестраивать и постоянно совершенствовать бизнес-процессы. В основе процедурной модели лежит циклический принцип. Новые бизнес-процессы определяются в результате анализа существующих структур, реализуются современными средствами ИТ, а затем регулярно пересматриваются и модифицируются [4].
Согласно процедурной модели, на фазе анализа «как есть» выполняется «инвентаризация» бизнес-процессов и разрабатываются модели «как есть» («as is»). Таким образом, выявляются слабые места бизнес-процессов и потенциальные возможности их оптимизации.
На фазе формирования целевой концепции на основании моделей «как есть» описываются альтернативные варианты целевых процессов «как должно быть» («to be»), которые должны отражать представление о том, как будет функционировать организация после улучшения «неоптимальных» процессов.
ОАО «Авиаагрегат» – российское предприятие в г. Махачкала, занимающееся проектированием и производством аэродромного оборудования, изделий оборонной и автомобильной техники.
Существует ряд «необходимых» бизнес-процессов управления, которые имеются в любой компании, в том числе, и на OAO «Авиаагрегат». Управленческие бизнес-процессы OAO «Авиаагрегат» представлены на рис. 1.
Рис. 1. Модель управленческих бизнес-процессов на ОАО «Авиаагрегат»
От того, насколько профессионально организовано управление финансами предприятия, напрямую зависят позиция компании на рынке и размер её прибыли. Построение системы финансового менеджмента включает в себя разработку арсенала инструментов, способных повысить эффективность работы не только финансовой службы, но и организации в целом. Поэтому изучение вопросов оптимизации системы управления финансами актуально для любой компании, в том числе и для ОАО «Авиаагрегат».
Основными задачами управления финансами на предприятии являются – помощь функциям продаж, производства, логистики, снабжения, администрации генерирование максимальной прибыли, рационально используя оборотные и основные средства компании, то есть облегчение процесса зарабатывания денег. Помощь заключается в оценке влияния на прибыль тех или иных управленческих решений, обеспечении оптимального объема финансирования операционной деятельности по приемлемой стоимости, контроле величины затрат и оборотных средств, мониторинге показателей достижения стратегических целей [5].
Для выполнения этих задач должно быть отлажено несколько основных подпроцессов, из которых состоит бизнес-процесс управления финансами. Ни представлены на рис. 2.
Рис. 2. Модель управления финансами на ОАО «Авиаагрегат»
Расчет и выплата заработной платы на предприятии ОАО «Авиаагрегат» является одним из основных подпроцессов управления финансами.
На основе алгоритма расчета заработной платы построена модель «как есть», кoтoрая описывает существующую организацию работы процесса расчета и выплаты заработной платы на предприятии OAO «Авиаагрегат». Данная модель представлена на рис. 3.
Рис. 3. Модель «как есть» процесса расчета и выплаты з/п
Рис. 4. Модель «как должно быть» процесса расчета и выплаты з/п
После анализа пoстрoеннoй модели «как есть» процесса расчета и выплаты заработной платы, кoтoрая позволяет понять, где находятся наиболее слабые места, в чем будут состоять преимущества новых процессов автоматизации и насколько глубоким изменениям подвергнется существующая структура, была построена модель «как должно быть» (to-be), кoтoрая представлена на рис. 4.
Модель «to-be» показывает, какой будет работа после создания системы, какие изменения при этом будут внесены. Конструктивным отличием модели является использование информационной системы. Благодаря ее внедрению в производство, значительно сокращаются потери времени на обработку информации, также устраняется ряд операций, имевших место в существующей модели организации бизнеса, что приводит к уменьшению издержек.