Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

MODELING METHOD OF STRATEGIC PLANNING AND BUSINESS ORGANIZATION

Kulachenkov A.A. 1 Gusarova O.M. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
The article presents an analysis of the role of strategic management in developing and designing business. The analysis of strategic management capacities in the formulation of the strategy and tactics of development of business of the company. Identified principles of strategic management in strategic planning and business organization. Analyses of methodological bases of designing business process models. Defined stages of implementation of the concept of strategic management, analysis of the systemic approach and the implementation of the principle of integrated design business. Analyzed methods used in strategic management. Identified strengths and areas of application of such methods for modeling business processes as economic and statistical, simulation and structural-functional modeling. Identified the main objective of business process modeling, which consists in designing a prototype model of the real object of the study with the same properties and quality as the original. Set a target of both analysis and study of the properties of the object of study. Provides a brief overview of the methods of linear programming, graph theory, balance models, methods of probability theory and statistics, theory of games, etc. Considered the phased implementation of the structural-functional method of designing business processes, starting with the model AS-IS on an «as is» to the design model TO BE ‘ as it should be. Analysis of structural-functional model of the restructuring of the enterprise management system, which provides for the transition from the status of research object AS-IS as-is to the State TO BE ‘ as it should be. Double-circuit diagram model of restructuring of enterprise management system.
strategic management
modeling techniques
designing business process models

В условиях цифровизации экономики и управления внедрение прикладных информационно-аналитических технологий во все сферы бизнеса находит широкое применение. Для организации и управления бизнес-процессами используются различные методы и приемы, базирующиеся на проектировании единой системы бизнес-процессов и использующие современный инструментарий экономико-статистического и структурно-функционального моделирования. Проблемам моделирования различных сфер экономики посвящен ряд научных публикаций [1–5].

Одним из действенных инструментов проектирования бизнеса является стратегический менеджмент. Он дает возможность сформулировать общие цели компании, выработать долгосрочное направление деятельности, определить сферу работы. Стратегия развития бизнеса носит абстрактный характер, она может претерпевать изменения с течением времени [6].

Концепция стратегического менеджмента бизнеса включает следующие этапы: определение общей стратегии развития организации; разделение стратегии на подзадачи, проект их реализации в краткосрочных периодах; выработка вариантов реализации поставленных целей; выбор, разработка и утверждение оптимальной стратегии; практическое исполнение разработанной стратегии; контроль исполнения решений; установление качественной и количественной обратной связи.

Стратегическое управление требует системного подхода и основывается на принципах комплексности. Достижение общей стратегической цели развития бизнеса невозможно без согласованной работы всех элементов системы организации бизнеса. Очень важен подготовительный этап, который строится на анализе факторов, поиске и оценке внешних и внутренних рисков, выявление слабых мест стратегического планирования. Также необходимо реализовать инструменты контроля исполнения управленческих решений.

Стратегический подход в проектировании результатов бизнеса является подготовительным этапом к формированию будущей деятельности компании и организации ее бизнес-процессов. Он направлен на определение общих глобальных целей, а также выработку определенной философии предприятия.

Одним из научных методов, часто используемых в общественных знаниях, является моделирование. Если говорить о сфере менеджмента в бизнесе, то моделирование в нем используется для построения и исследования моделей управления организацией, прогнозирования и анализа результатов бизнеса. Модель представляет собой максимально приближенное к реальности описание объекта или явления. Целью данного метода является построение некоторого прототипа, обладающего такими же свойствами, ка и объект оригинал с целью изучения реальных и прогнозируемых свойств объекта исследования.

Наиболее часто в сфере экономики используются такие методы, как экономико-математическое моделирование, которое дает возможность описать исследуемый объект в виде некоторой модели. При этом используются следующие методы: линейное программирование, теория графов, балансовые модели, применение теории вероятностей и статистики, теория игры и т.д. Модели системного анализа предполагают на первом этапе описание объекта в качестве структуры элементов, а затем, проведение его исследования.

Широкое применение при проектировании системы бизнеса находит имитационное моделирование. Имитация строится на фактических данных, с обязательным проектированием программной модели, реализующей свойства объекта исследования, в данном случае организации бизнеса. В сфере управления компанией имитационное моделирование позволяет решать задачи информационного, методического и организационного обеспечения бизнеса.

Применение моделирования в менеджменте облегчает работу специалистов, так как дает возможность унифицировать бизнес-процессы организации. Универсальность применяемых моделей позволяет использовать продукты программного обеспечения. Помимо ускорения процесса работы управляющего персонала, они влияют на создание единого информационного пространства. Такой подход устанавливает связи между отдельными подразделениями или филиалами компании, стандартизирует документацию, увеличивает скорость документооборота. Общее информационное пространство дает возможность отслеживать качество выполнения поставленных целей и задач, исполнения управленческих решений. Оно помогает собирать информацию, необходимую для анализа и корректировки действующих систем управления и внесения в них своевременных управленческих воздействий.

Обычно бизнес-моделирование следует за разработкой и утверждением стратегического менеджмента. Моделирование бизнес-процессов имеет свои особенности и строится на фактических реальных данных деятельности компании и направлено на решение стратегических и тактических задач [7].

На этапе проектирования моделей бизнес-процессов выявляются противоречия, дублирующие процессы, рассматриваются взаимосвязи и формулируется вывод о необходимости внесения изменений в существующую схему бизнес-процессов [8]. Первоначально проектируется вариант модели организации бизнес-процессов AS-IS «как есть». Далее разрабатывается модель TO-BE «как должно быть». Данный этап направлен на определение того, как на самом деле должна выглядеть организация бизнес-процессов с целью получения максимального эффекта. В разработанные модели вносятся изменения в соответствии с поставленными стратегическими и тактическими целями [9, 10].

После разработки модели TO-BE «как должно быть», осуществляется проведение тестирования модели на предмет эффективности функционирования. На этом этапе модель применяется на практике и уже на основе ошибок, вносятся окончательные корректировки в конечную модель бизнес-процессов. Данный этап требует осуществления контроля над работой процесса и определения его эффективности с целью повышения уровня интеграции процесса в работу всей системы компании.

При проектировании моделей бизнес-процессов используется структурно-функциональная модель реструктуризации системы управления предприятием, которая обеспечивает переход объекта исследования из состояния AS-IS «как есть» в состояние TO-BE «как должно быть». Общая схема структурно-функциональной модели реструктуризации системы управления компанией изображена на рисунке.

kulac1.tif

Двухконтурная модель реструктуризации системы управления бизнес-компанией

Каждый бизнес-проект ограничивается временными рамками, а его окончание наступает в момент достижения поставленных целей, либо, когда цели оказываются недостигнутыми или больше нет необходимости в самом проекте. Каждый проект ограничивается бюджетом, ресурсами и сроками. Баланс этих основных составляющих обеспечивает качество и выполнение поставленных целей. В связи с этим, можно выявить основные признаки проектного управления:

– наличие конкретных целей проекта, вытекающих из определенной стратегии организации;

– уникальность и неповторимость проектных задач;

– совокупность ограничений – временных, финансовых ресурсных и т.д., в условиях которых реализуется каждый из проектов.

Преимущества проектного управления представлены в таблице.

Преимущества и недостатки проектного управления бизнесом

Преимущества

Недостатки

– ответственность за выполнение проекта в срок;

– повышение организации управления планов в связи с применением календарно-сетевых графиков при планировании;

– улучшенная оценка и снижение финансовых рисков;

– наличие конечной идентифицированной цели;

– декомпозиция деятельности по проекту до уровня работ или технологических операций, позволяющая детально определить состав и количество ресурсов, а также бюджет;

– определение критического пути, позволяющее выявить более значимые для проекта работы (операции), изменение длительности которых отразится на длительности проекта в целом;

– гибкость в управлении проектом;

– определение и мониторинг контрольных точек;

– повышение эффективности коммуникаций.

– достоверность результата зависит от качества информации;

– усложняет организацию распределения финансовых ресурсов;

– сложность учета влияния параллельно выполняемых проектов на результат;

– конкуренция ресурсов между проектами.

Если рассматривать бизнес-компанию в виде системы хозяйствования, то принцип комплексности строится на согласованности работы всех ее элементов. Достижение общих стратегических целей невозможно в случае разрозненности и отсутствия единых принципов управления и осуществления бизнес-деятельности. Разработка стратегии бизнеса предполагает серьезную подготовительную работу. Кроме того, на этапе реализации проекта необходимо наладить прозрачную обратную связь, которая позволит руководству вовремя реагировать на любые изменения в бизнес-процессах и в целом повысить эффективность бизнеса.