Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

MUNICIPAL SOCIAL POLICY

Evdokimova E.K. 1 Kolokoltsova E.A. 1
1 Kemerovo State University
Social policy is one of the most important policies implemented at the Federal, regional and municipal levels. At each level, tasks are performed and the corresponding functions are implemented. Of great interest is the study of social policy by municipalities. The article assesses the role of local governments in the implementation of social policy in the main directions of its implementation on the example of a particular municipality. The division of powers between different levels of power in the field of social policy is shown. The task of local self – government bodies is the direct provision of a range of social services that ensure the living conditions of a person and its reproduction-social support for large children, the organization of guardianship and guardianship of minors, the provision of benefits to certain categories of citizens for services and services in municipal institutions of the social sphere. It is necessary to take into account the specifics of the local population and the type of municipal economy in the development and implementation of measures in the field of municipal social policy. As a result of the study identified problems arising in the implementation of municipal policy (incomplete information, conditions inappropriate for people with disabilities, insufficient number of schools, medical professionals, etc.), and proposed recommendations for their elimination.
social policy
municipal social policy
local self-government bodies
powers of local self-government bodies

Конституция определяет Российскую Федерацию, как социальное государство, политика которого ориентирована на формирование условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина [1]. В России на законодательном уровне закреплены охрана труда и здоровья людей, установлен минимальный размер заработной платы, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, пенсионное обеспечение граждан, социальное обеспечение. Социальная политика представляет собой взаимоотношения между социальными группами, обществом и его членами, связанных с переменами в социальной структуре, подъемом благополучия и благосостояния людей, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей [2, с. 40].

Проводиться социальная политика может как на общегосударственном, региональном, так и на местном уровне. На федеральном уровне осуществляется разработка нормативной правовой базы, формирование системы взаимоотношений между субъектами разного уровня, а также утверждается расходная часть бюджета, необходимая для реализации социальной политики [3, с. 168]. На уровне региональной социальной политики решаются задачи обеспечения комплексного, сбалансированного развития территории, конкретизируются и дополняются положения федеральных решений. На местном уровне конкретизируются способы, методы, механизмы достижения целей, которые определены в рамках федеральной и региональной социальной политики.

Один из самых важных механизмов реализации социальной политики государства – система минимальных социальных стандартов, который представляет собой минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения [3, с. 167]. Примерами могут служить: минимальный уровень социальных выплат, минимальный уровень оплаты труда, нормативная обеспеченность жилой площадью, стандарты образования, предельная доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, перечень лечебно-профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств. Минимальные стандарты определяют пороговые значения социальных благ, ниже которых их опускать невозможно.

Особого внимания заслуживает исследование проведения социальной политики муниципалитетами. Причиной этому служит тот факт, что по месту жительства человек трудоустроен, получает зарплату или пособие по безработице, различные социальные выплаты, медицинскую помощь и образование. Социальная политика муниципалитета неразрывно связана с государственной социальной политикой, поэтому ее реализация протекает в контексте социальной политики страны, дополняет и конкретизирует отдельные ее направления [4, с. 29-34].

Круг вопросов, относящихся к ведению муниципальных органов в сфере социальной защиты населения, сузился после принятия федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [5]. Согласно закону, вопросы социальной поддержки были исключены из перечня вопросов местного значения, соответствующие полномочия отнесены к компетенции субъектов РФ [5]. Однако органы местного самоуправления вправе осуществлять некоторые полномочия, не отнесенные к вопросам местного значения путём передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления посредством принятия закона субъектом РФ, который включает перечень переданных полномочий, источники финансирования, контроль их исполнения. Как правило, передаются следующие полномочия: социальная поддержка многодетных, опекунов и попечителей несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организация опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Органы местного самоуправления могут предоставлять отдельным категориям граждан льготы на получение услуг и обслуживание в муниципальных учреждениях социальной сферы, социально-бытовой направленности.

Органы местного самоуправления реализуют социальную политику по следующим направлениям:

– создание условий для деятельности учреждений культуры и досуга в муниципальном образовании, содержание муниципальных учреждений культуры и мест массового отдыха, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

– содействие обеспечению граждан жильем через создание условий для жилищного строительства и прямое обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

– организация муниципальной системы здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

– организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

– создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании, содержание муниципальных физкультурно-спортивных сооружений [6, с. 26-29].

При разработке программы мероприятий в сфере муниципальной социальной политики необходимо учитывать тип данного муниципального образования и специфику местного населения. Такая разработка осуществляется и реализуется органами местного самоуправления с привлечением широких слоев общественности

Анализ реализации социальной политики был проведен на примере Промышленновского муниципального района Кемеровской области. В состав района входит 1 городское поселение, 10 сельских поселений, 59 населенных пунктов. Численность составляет 48, 4 тысячи человек [7].

Одним из важнейших условий осуществления муниципальной политики является финансирование. Так, например, финансирование деятельности управления образования осуществляется за счет средств бюджета Промышленновского муниципального района: 2015 г. – 680594 тыс. руб., 2016 – 688299 тыс. руб., 2017 – 684611 тыс. руб., 2018 – 554091 тыс. руб., 2019 – 554048 тыс. руб. [6]. Финансирование деятельности управления культуры, молодежной политики осуществляется за счет средств, выделяемых из местного бюджета: 2015 – 505 тыс. руб., 2016 – 340 тыс. руб., 2017 – 484 тыс. руб., 2018 – 80 тыс. руб., 2019 – 80 тыс. руб. [8].

Социальная защита населения осуществляется согласно программе «Социальная поддержка населения Промышленновского муниципального района» на 2017-2019 годы, которая направлена на улучшение качества жизни граждан. Общий объем финансирования муниципальной программы из бюджета всех уровней составляет на период 2017-2019 гг. – 896337 тыс. руб.[6]. Основными получателями социальных услуг и социальной поддержки можно назвать: лиц пожилого возраста; инвалидов; ветеранов и инвалидов боевых действий, членов их семей; семей с детьми; граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Каждый год увеличивается численность населения пенсионного возраста, на 2017 год их доля в общей численности населения составила 27,4 %. Вместе с этим растет число пожилых, чья пенсия ниже прожиточного минимума, это связано с изменением размера прожиточного минимума для пенсионеров с 7179 рублей до 7267 рублей.

Закон Кемеровской области от 14.01.1999 № 8-ОЗ «О пенсиях Кемеровской области» регламентирует право на получение дополнительной пенсии за счет средств, выделяемых из областного бюджета [9]. Благодаря этому в 2017 году девятьсот жителей муниципального района получили дополнительное пенсионное обеспечение в размере от 550 рублей до 30 тысяч рублей, в зависимости от категории [6].

Особых условий проживания и обслуживания требуют люди с ограниченными возможностями. Их число в районе на 2017 год – 3153, из них 218 дети-инвалиды. Часть инвалидов не могут вести полноценную жизнь без оказания помощи со стороны органов социальной поддержки. В рамках муниципальной программы социальной поддержки осуществляется подпрограмма «Доступная среда для инвалидов», финансируемая за счет районного бюджета (планируется потратить 100 тысяч рублей). Цель подпрограммы: организация культурно – досуговых мероприятий; организация занятости инвалидов; социальная поддержка и реабилитация инвалидов, включающая материальную и психологическую помощь.

Единовременное пособие при рождении ребенка за 2017 год получили 192 семьи на 194 ребенка. Многодетные семьи получают льготы по оплате коммунальных услуг. Дети из многодетных семей, помимо бесплатного проезда в общественном транспорте, получают бесплатное питание в школах. 889 многодетных семьей получают 1000 рублей ежемесячно.

На территории муниципального образования действует муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения». Адресную помощь получили 1670 человек в денежном и натуральном выражении. Отделение срочного социального обслуживания способствует оказанию социальной помощи, в том числе гражданам, освободившимся из мест лишения свободы. За 2017 год в центр обратилось 78 человек данной категории, из них 52 человек получили услуги психолога и 12 человек воспользовались пунктом взаимопомощи.

Одной из важных составляющих для полноценного проживания является общение. Было принято решение о создании клубов общения на дому, так называемых «Мини-клубов». К началу 2018 года функционирует 29 таких организаций по всему району. Главными участниками «Мини-клубов» являются 192 пожилых человека, обслуживаемых на дому, пенсионеры с удовольствием делятся своими эмоциями и увлекательными историями друг с другом.

Проведенный анализ реализации социальной политики муниципального образования Промышленновский муниципальный район позволил выделить ее следующие проблемы:

1. Неполная информированность населения о своих правах на получение социальной помощи. На сайте УСЗН Промышленновского муниципального района не представлен полный список социальной поддержки, которыми может воспользоваться человек. Следует создать дополнительный раздел на сайте, где можно будет увидеть весь перечень услуг, с подробным описанием порядка их предоставления.

2. Несоответствующие условия для людей с ограниченными возможностями. Ежегодно выделяются средства на создание благоприятной среды для инвалидов, но результаты неудовлетворительные, не все учреждения и организации оборудованы пандусами и перилами. Данная проблема может быть решена за счет средств местного бюджета и привлечения владельцев предприятий и организаций к установке пандусов, вывесок со шрифтом Брайля, установке подъемных устройств, кнопок вызова персонала.

3. Недостаточное количество школ. На весь муниципальный район приходится 7 средних общеобразовательных школ и 8 основных общеобразовательных, из-за чего школьники должны ездить на учебы в другие населенные пункты. Требуется открытие новой школы и модернизация имеющихся школ.

4. Неоперативное оказание первой медицинской помощи, отсутствие специалистов. Имеющееся число бригад не в состоянии оперативно приехать на вызов в удаленные населенные пункты из районного центра. Время ожидания приезда кареты скорой помощи достигает более часа. Также недостаточное число специалистов в районной больнице, в которой вынуждено обслуживаться всё население муниципального района. При отсутствии какого-либо специалиста трудно найти замену. Данную ситуацию могут изменить целевые направления в медицинские ВУЗы для учеников муниципального образования.

В результате анализа социальной политики Промышленновского муниципального района было выявлено, что ее главной целью является повышение уровня и качества жизни населения с учетом адресного подхода, на улучшение положения тех, кто в силу разных обстоятельств больше всего нуждается в поддержке и помощи, воспитывает детей, имеет заслуги перед государством и обществом.