Чем дальше идет время, тем больше человечество начинает использовать все новые и новые виды ресурсов (атомную и солнечную энергию, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Но все же основную роль в энергообеспечении всех отраслей экономики на сегодняшний день играют топливные ресурсы. Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации – основа экономики страны, которая обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей хозяйства, объединение регионов нашей большой страны в единое экономическое пространство, образование и формирование огромной части бюджетных доходов и валютных поступлений. От качества деятельности ТЭК зависят также платежный баланс страны, поддержание курса рубля и степень снижения долгового бремени России. ТЭК – наиважнейшее звено в цепи преобразований, связанных с переходом к рыночной экономике.
Изучение проблем и перспектив развития топливно-энергетического комплекса России сейчас очень актуально, так как данная отрасль экономики связана со всеми отраслями народного хозяйства. ТЭК использует продукцию машиностроения, металлургии, очень тесно связан с транспортным комплексом. Для топливно-энергетического комплекса свойственно наличие развитой производственной инфраструктуры в виде магистральных высоковольтных линий и трубопроводов (для транспорта сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа), образующих единые сети. Также ТЭК обладает большой районообразующей ролью: вблизи энергетических источников формируется мощная промышленность, растут города и поселки.
Развитие топливно-энергетического комплекса во многом определяет динамику, масштабы и технико-экономические показатели общественного производства, в первую очередь промышленности. Вместе с тем приближение к источникам топлива и энергии – одно из основных требований территориальной организации промышленности. Массовые и эффективные топливно-энергетические ресурсы служат базой для формирования многих территориально-производственных комплексов, в том числе промышленных, определяя их специализацию на энергоемких производствах. Все эти утверждения показывают актуальность изучения выбранной мной темы.
Цель моей работы – изучить структуру, проблемы и перспективы развития топливно-энергетического комплекса России.
Роль тэк в системе национальной экономики
Топливно-энергетический комплекс в структуре экономики России имеет гораздо большее значение, чем в развитых странах. В нашей стране ТЭК не только выполняет инфраструктурную функцию, но и является главным комплексом национальной экономики, так как обеспечивает огромную часть доходов страны – 2/3 экспортных доходов, более 40 % налоговых доходов бюджета и около 30 % ВВП. Именно поэтому перспективам развития этого комплекса стандартно уделяется наибольшее внимание. Топливно-энергетический комплекс России является одним из самых главных устойчиво функционирующих и динамично развивающихся производственных комплексов экономики страны. Мощный производственно-технологический и кадровый потенциал ТЭК удовлетворяет необходимые потребности общества в энергетических продуктах и услугах, а также обеспечивает необходимые показатели национальной энергетической безопасности страны и вносит большой вклад в формирование финансово-экономических показателей ее развития [1].
Российскую Федерацию всегда считали одним из лидирующих энергетических государств мира. В мировом производстве топлива и энергии на ее долю приходится 23 % добываемого газа, около 10 % нефти, почти 6 % угля и 6 % электроэнергии. Ученые с уверенностью полагают, что роль топливно-энергетических ресурсов в обеспечении устойчивого энергоснабжения сохранится и в XXΙ веке.
В России роль топливно-энергетического комплекса особенно велика по ряду причин:
1. Огромный ресурсный потенциал: страна располагает 2,4 % населения и 13 % территории мира, она имеет 12-13 % прогнозных топливно-энергетических ресурсов, в том числе более 12 % разведанных запасов нефти, более 30 % запасов газа, более 11 % разведанных запасов угля.
2. Россия обладает уникальным производственным, научно-техническим и кадровым потенциалом.
3. Важное место ТЭК обосновывается климатическими условиями, при которых обеспечение энергоресурсами экономики и населения страны является жизненно-важным фактором существования целых регионов.
4. Топливно-энергетический комплекс России, являясь основным субъектом обеспечения национальной энергетической безопасности, становится определенным стержнем экономики страны [2].
Проблемы развития тэк в россии
Внешние проблемы развития ТЭК России
Основные внешние проблемы развития мировой энергетики (и российского ТЭК как составной части этой большой системы) на ближайшие десятилетия, следующие:
1. Выход к 2030 г. мировой добычи нефти на максимальный уровень после 2020 г. Имеется ввиду экономический прорыв, а не физическое истощение ресурсов нефти. Как следствие, цены на нефть на мировом рынке будут постепенно расти. Данная тенденция прописана во всех прогнозах развития мировой энергетики.
2. Природный газ в мировом топливно-энергетическом балансе выходит на лидирующие позиции в мире, которые в идеале закрепятся на своих местах до середины 21 века. Также многие страны возлагают большие надежды на сланцевый газ, хотя перспективы его освоения пока остаются очень неясными.
3. Глобальное потепление и обязательство сохранять климат планеты могут оказать значительное влияние на структуру потребления энергоресурсов, что приведет к сокращению в ней доли углеродосодержащих топлив (особенно угля).
4. Политика энергетической безопасности основных импортеров энергоресурсов уже приводит к уменьшению импорта энергоресурсов из регионов с нестабильным политическим положением, к развитию собственных источников энергии.
5. Возможно возникновение ограничений на развитие ядерной энергетики как следствие аварий в Чернобыле и на Фукусиме [3].
Внутренние проблемы развития ТЭК России
Перспективы развития мировой энергетики рассматриваются при разработке Энергетической стратегии России до 2030 г., однако наша национальная энергетика имеет ключевые особенности и проблемы. А именно:
1. Крайне низкая энергетическая эффективность экономики.
2. Слабая диверсификация (расширение ассортимента выпускаемой продукции с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды) энергоресурсов – 52 % внутреннего спроса и 42 % производства энергоресурсов обеспечивает газ.
3. Большая нагрузка топливно-энергетического комплекса на окружающую среду и экономику [3].
Рассмотрим внутренние проблемы ТЭК подробнее.
Самая основная проблема российской энергетики – высокая энергоемкость нашей экономики. В 1990 г. Россия почти в 6 раз превышала по энергоёмкости ВВП среднемировой уровень и в 1996-98 гг. разрыв стал семикратным. Однако с подъёмом экономики после 1998 г. началось быстрое снижение энергоемкости ВВП. Таким образом, за 10 лет мы почти в 3 раза сократили отрыв от среднемировых показателей, но и сегодня превышаем их в 4,5 раза. На уменьшение энергоёмкости экономики должны быть направлены главные усилия государства. Россия располагает 1/5 частью мировых ресурсов органического топлива, но существенно отстает в последнее десятилетие в их разведке.
Следующая важная проблема – это нагрузка энергетики России на окружающую среду. В частности, выбросы парниковых газов в окрестности 2020 г. превысят уровень 1990 г., который взят за эталон на первом этапе «киотского процесса» регулирования парниковых выбросов. В связи с этим исследователи прогнозируют замедление темпов роста экономики на 0,4-0,5 % ежегодного годового прироста; за период с 2005 г. по 2030 г. это означает отставание в развитии на полтора года. Такой исход событий кардинально меняет электроэнергетику страны. В приоритете остаются АЭС и ГЭС, но вместо угольных электростанций должны активно появляться и развиваться современные парогазовые технологии. На данный момент времени сильно увеличивается экономически обоснованное использование возобновляемых энергоресурсов.
Еще одна проблема российского ТЭК – гораздо более весомая, чем во всём мире, нагрузка на экономику. Согласно данным Мирового энергетического агентства, за последние 20 лет мир вкладывал в энергетику 1,5 % от всего ВВП, оно же прогнозирует до 2030 г. капиталовложения в энергетику в размере 1,3-1,5 % от ВВП. Это колоссальные объёмы – 21-22 трлн. долларов, но нагрузка энергетики на экономику остается более-менее прежней. В России капиталовложения в ТЭК, по прогнозам наших ученых, составят от 6 до 8 % ВВП против 4 %, которые в действительности тратились в последнее пятилетие. Это, и правда, уже предел возможностей экономики.
Отраслевые перспективы и прогнозы развития тэк россии
Нефтедобыча
Значение нефти, нефтепродуктов и природного газа как основных источников валютных поступлений будет таким же большим до тех пор, пока в России не возникнут другие соизмеримые финансовые источники. Поэтому главной задачей и целью российского углеводородного экспорта должно быть для начала хотя бы сохранение российских позиций на мировом рынке. При этом, несомненно, должно оставаться полное обеспечение внутренних нужд страны в углеводородах.
Необходимо расширить масштабы применения современных методов увеличения нефтеотдачи (отношение величины извлекаемых запасов к величине геологических запасов), обеспечить развитие инновационных технологий разработки месторождений с трудно извлекаемыми и нетрадиционными запасами нефти и газа. Для достижения поставленных задач структурная перестройка нефтяного комплекса должна параллельно двигаться в двух направлениях. Во-первых, необходимо обеспечить интенсивное стимулирование геологоразведки на устойчивые приросты запасов нефти и газа в районах с «традиционным» уровнем затрат на их добычу, чтобы сдержать переход к эксплуатации месторождений в экстремальных районах Арктики. Это направление нефтедобычи необходимо развивать за счет увеличения государственных вложений в разведку, которые затем могут быть «возвращены» в казну за счет высокой цены лицензий на разработку участков месторождений [3].
Для каждого разрабатываемого месторождения государство должно устанавливать соответствующие мировым стандартам уровни извлечения основных и сопутствующих углеводородов и объемы штрафов, вычитаемых из чистой прибыли компаний. На сегодняшний день коэффициент извлечения нефти при добыче составляет примерно 35 %, что ниже среднемирового уровня. Избавление и переработка попутного газа и извлечение газового конденсата – также ниже мировых величин. В районах нового освоения нефтегазовых ресурсов (прежде всего, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке) для организации добычи необходимо инновационное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры. При этом вместе с традиционной для России трубопроводной и железнодорожной транспортировкой нефти должна начать развиваться и морская транспортировка. Для этого нужно создать новые «транспортно-логистические коридоры» для экспортных поставок нефти в рамках развития региональной конкурентоспособности .
Согласно расчетам ИНП РАН, добыча нефти в стране будет медленно возрастать до 2030 г. и достигнет максимума 535-545 млн т, далее ожидается сокращение добычи нефти до 460-470 млн т к 2040 г. С увеличением объемов добычи нефти до 2030 г. будет возрастать и ее экспорт до 255-265 млн т, по сравнению с 249 млн т в 2010 г., с последующим снижением до 220 млн т к 2040 г.
Нефтепереработка
За последние годы произошли важные изменения в структуре внутреннего спроса на нефтепродукты. Отметим, что сократился спрос на дизельное топливо внутри страны. В связи с широкой газификацией, проводимой в последние годы, мазут был вытеснен из внутреннего потребления с направлением его на экспорт. Между тем структура производства почти не изменилась. При практически максимальном удовлетворении внутреннего спроса на бензины большая часть дизельного топлива стала невостребованной внутри страны и ее начали экспортировать. При этом качество нефтепродуктов осталось достаточно низким, как это было в СССР, так как коренных изменений в технологии нефтепереработки не произошло. Таким образом, глубина переработки остается на низком уровне (72 % за последние годы). Именно по ряду вышеуказанных причин на сегодняшний день основная задача развития нефтепереработки заключается в ее модернизации на основе инновационных технологий с целью выхода на мировой уровень по глубине переработки. В нефтепереработке России должна быть применена государственная программа выполнения технических регламентов, введенная в 2007 г., но отложенная из-за экономического кризиса. При этом как следствие увеличения глубины переработки объемы экспортируемого мазута будут уменьшаться, что снизит валютную выручку от продажи этого продукта. В такой ситуации устранение финансовых потерь и поддержка со стороны государства российских поставщиков углеводородов на мировом рынке чрезвычайно необходимы [3].
По оценкам ИНП РАН, внутренний спрос на сырую нефть возрастет с 248 млн т в 2010 г. до 265-270 млн т в 2030 г. с последующим сокращением до 225-235 млн т к 2040 г. в обоих сценариях.
Газовая промышленность
Накопленных запасов природного газа в целом достаточно для использования и внутри страны, и для экспорта до 2040 г. В то же время разработка месторождений на севере Тюменской области требует длительного времени для освоения, огромных капиталовложений и эксплуатационных затрат по сравнению с более южными месторождениями. Поэтому здесь экономически рациональна разрабатывать только уникальные и очень крупные месторождения. Для этого необходима экономическая переоценка запасов газа северных районов. Все они нацелены на поставку газа в западном направлении.
Особое внимание должно быть уделено уникальным месторождениям газа Восточной Сибири, которые не выходят на рынки из-за их далекого расположения. Газ данных месторождений содержит огромные запасы этана и всей цепочки непредельных углеводородов. На этой основе могут быть установлены мощные производства полимерной химии для нужд страны и масштабного экспорта. Но пока на сегодняшний день освоения этих месторождений, не считая обеспечения малого местного спроса, не осуществляется.
По оценкам ИНП РАН, добыча природного газа в России, учитывая ожидаемый рост затрат и ожидаемый спрос на внешних рынках, скорее всего, может возрасти, но незначительно: с 651 млрд. куб. м в 2010 г. до 660-670 млрд. куб. м в 2030 г. и оставаться примерно на этом уровне в течение последующего десятилетия.
Угольная промышленность
Развитие угольной промышленности может пойти по двум существенно различным направлениям в зависимости от принятых государством и обществом решений:
1) Использование огромных запасов энергетических углей открытой добычи для развития топливной базы электроэнергетики;
2) Ориентация на строгие экологические требования по сокращению выбросов СО2 и других газов при сокращении добычи углей уже в ближайшее время.
В обоих вариантах сохраняется обеспечение металлургии углями для коксования (процесс переработки жидкого и твёрдого топлива нагреванием без доступа кислорода) за счет основных для страны Кузнецкого и Печерского угольных бассейнов преимущественно с подземной добычей таких углей. Также в стадии освоения сейчас находятся два очень крупных угольных месторождения с углями высокого качества для коксования в Р. Тыва и Р. Саха (Якутия). Ввод в эксплуатацию этих месторождений позволит удовлетворить будущий спрос отечественной металлургии, даст возможность увеличить экспорт высококачественных углей и одновременно решить стратегические задачи по соединению Р. Тыва с железнодорожной сетью страны.
По расчетам ИНП РАН, в отсутствие государственной политики по сокращению выбросов тепличных газов добыча угля в стране будет возрастать с 151 млн т н.э. (322 млн т угля) в 2010 г. до 205-225 млн т н.э. (400-450 млн т угля) к 2030 г. с дальнейшим ростом до 260-265 млн т н.э. (520-530 млн т) к 2040 г.
Электроэнергетика
Электроэнергетика является одним самых сложных объектов ТЭК. Современная российская электроэнергетика отличается быстрым устареванием генерирующего и сетевого оборудования, малым привлечением новых электроэнергетических мощностей, большими потерями электроэнергии, низкой надежностью электроснабжения, а также скудным финансированием инвестиций. В итоге, на собственные нужды и потери расходуется примерно 1/5 часть всей произведенной электроэнергии, наблюдаются частые отказы в ряде регионов от присоединения новых потребителей из-за отсутствия свободных мощностей, а необходимых средств для развития мощностей в компаниях нет. Слабая развитость государственных нормативных и экономических рычагов управления электроэнергетикой дает возможность частным электроэнергетическим компаниям использовать разные предлоги для уменьшения обязательных для них инвестиционных программ, не проводить энергосбережения.
Базу электроэнергетики составляют тепловые электростанции, из них 60 % работают на природном газе (в Европейской части РФ – до 90 %) – происходит существенный прогресс в тепловой генерации. Сегодня почти полностью прекращено строительство новых угольных электростанций, особенно в восточных районах, имеющих достаточные запасы дешевых углей. В прогнозном варианте развития угольной энергетики прирост электропотребления планируется осуществить или за счет транспорта угля из сибирских месторождений для новых тепловых электростанций, или за счет передачи электроэнергии от ТЭС, расположенных в Сибири у источников угля и воды [3].
В атомной энергетике, быстрое развитие которой могло бы решить многие вопросы перспективного электрообеспечения европейского и уральского регионов, слабо развитая машиностроительная база объективно не позволяет вводить более одного-двух атомных энергоблоков в год. При этом большая часть производственных и строительных мощностей занята выполнением зарубежных заказов. Затруднен выбор новых строительных площадок для атомных электростанций. Отрицательное отношение к атомным электростанциям простого населения заставило сооружать новые АЭС на площадках уже существующих атомных электростанций, выработавших возможные сроки их продления. С одной стороны, это более дешевый вариант строительства АЭС – за счет использования созданной производственной, социальной инфраструктуры и линий электропередач. Но с другой – не дает возможности строить новые АЭС в соответствии с новым размещением электрических нагрузок, что создает дополнительные нагрузки в электрических сетях.
По расчетам ИНП РАН, выработка электроэнергии в стране должна возрасти с 1038 млрд. кВт?ч в 2010 г. до 1355 млрд. кВт?ч и 1820 млрд. кВт?ч в 2030 г., а установленные мощности – с 230 млн. кВт до 270 млн. кВт и 395 млн. кВт.
Теплоснабжение
Неблагополучная картина с теплообеспечением страны уже признается на государственном уровне, но новая стратегия развития теплоснабжения не разрабатывается, а предпочтение отдается уже давно проложенному пути. Главными источниками теплоснабжения остаются котельные и ТЭЦ в системах централизованного теплоснабжения (СЦТ). Остальные источники по объему отпуска тепла малозначительны. Обеспечение потребителей теплом производится при помощи большей части от СЦТ, однако в последние годы проявилась тенденция перехода к децентрализованному теплоснабжению.
При грамотном применении принцип комбинированной выработки тепловой и электрической энергии (теплофикация), способный обеспечить более высокую эффективность по сравнению с раздельной выработкой энергии, сохранит свои преимущества в центрах потребления энергии с высокой плотностью тепловых нагрузок при растущих ценах на энергоресурсы, особенно при выработке электроэнергии на угольных электростанциях. Избавление от потерь тепла в теплотрассах, связанное с заменой трубопроводов на новые, из современных материалов, при использовании эффективных методов прокладки и замены трубопроводов, должно стать приоритетной задачей в СЦТ. Однако на сегодняшний момент это пока финансово недостижимо для подавляющей части теплоснабжающих компаний [3].
По оценкам ИНП РАН, ожидается, что к 2030 г. выработка тепла в СЦТ при условии проведения активной политики энергосбережения и сокращения теплопотерь в сетях может составить около 1445-1520 млн. Гкал по сравнению с 1369 млн. Гкал в 2010 г. К 2040 г. она может достичь 1500-1565 млн. Гкал.
Новые источники энергии и технологии
Технологии использования возобновляемых источников энергии в настоящее время имеют высокие капиталовложения и высокую себестоимость электроэнергии. В 2010 г. их доля в энергетическом балансе страны не превышала 1,5 %. На перспективу прогнозируется ее увеличение до 3-4 %. Полученные оценки экономической эффективности и высокие темпы развития возобновляемых источников энергии за рубежом говорят о пользе освоения и внедрения новых технологий энергопроизводства в промышленное использование.
Прогресс в использовании новых источников энергии будет зависеть от двух факторов: от темпов снижения стоимости новых источников энергии и стоимости дублирующих мощностей в энергосистемах и от активной государственной поддержки в случае принятия ограничений на выбросы СО2.
В результате, наиболее существенный интерес для России в рассматриваемой перспективе будут представлять:
– использование органических отходов промышленности, сельского и коммунально-бытового хозяйства;
– солнечные фотоэлектрические преобразователи нового поколения пленочного типа с КПД более 20 %;
– тепловые насосы, работающие на тепле водоемов, рек, морей (для крупных потребителей, снабжаемых теплом от СЦТ) и тепле грунта (для индивидуальных потребителей);
– глубинное тепло Земли при условии обнаружения новых дешевых технологий бурения глубинных скважин [5].
Заключение
Таким образом, стоит отметить, что топливно-энергетический комплекс России, потерявший после распада СССР более четверти своих мощностей, сумел в целом и дальше выполнять прежние хозяйственно-производственные и технологические задачи. Также добавлю, что именно на энергетический сектор легла в последние годы основная нагрузка по стабилизации экономики на переходной стадии развития к современному рыночному хозяйству.
Возникшая за последние 15 лет ярая необходимость коренной перестройки российского топливно-энергетического комплекса принимается и осознается всеми слоями общества. Законодательство приняло программы по выводу ТЭК России на качественно новый уровень, отдельно взятые научно-исследовательские центры стараются разработать инновационные технологии, а население, в свою очередь, плавно переходит к использованию ресурсосберегающего оборудования. Однако, как показывает статистика, все предпринятые действия в большей степени разрознены и не систематизированы.
В итоге: Россия реально может выйти на путь устойчивого и грамотного развития, но предстоит еще найти правильные комбинации экономического роста с развитием энергетики и охраной окружающей среды и, что важно, создать механизмы их реализации. Это главная задача Энергетической политики России.