Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

FOREIGN LANGUAGES EDUCATION AT CORRESPONDENCE DEPARTMENTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Smirnov A.V. 1 Smolina L.V. 1
1 Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
The main characteristics of correspondence language education in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are described and its importmance for professional competence of law enforcement professionals substantiated. It is emphasized that not only the acquisition of special knowledge is important for professional competence but also the successful profession oriented learning of a foreign language. The psychological characteristics of students of correspondence courses and special aspects of foreign language communicative competence development are considered. Correspondence form of education imply the development of special methods of language education for students in order to optimize the educational process taking into account all of its characteristics: the structure of the educational process, students’ psychological characteristics, training resources developed for correspondence education. The article emphasizes the need for a competence-based approach and the use of special training resources, primarily electronic support, in order to intensify foreign language teaching in the part-time form of education of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
professional competence
foreign language communicative profession oriented competence
competence approach
correspondence form of education
the principle of active learning
personalization of students’ independent work

В настоящее время необходимость изучения иностранных языков, в первую очередь английского, бесспорна. Для грамотного специалиста важна не только теоретическая грамотность, но и способность применять обобщенные знания, навыки и умения в иностранном языке для разрешения конкретных проблем, возникающих в реальных ситуациях профессионального общения. Установление контакта с иностранным гражданином, проверка документов, ориентирование в городе, экстренный вызов, нарушение общественного порядка с участием иностранных граждан – вот далеко не полный перечень профессионально значимых ситуаций, к которым должен быть готов сотрудник полиции.

Заочная форма подготовки сотрудников органов внутренних дел является незаменимой для людей, сочетающих трудовую деятельность с учебой, поскольку потребности системы МВД в высококлассных специалистах возрастают. При этом для формирования профессиональной компетентности важным является не только приобретение специальных знаний, но и успешное овладение иностранным языком, ориентированное на профиль специальности. Так, целью изучения иностранного языка по направлению подготовки «Юриспруденция» в Воронежском институте МВД России является формирование иноязычной коммуникативной профессионально направленной компетенции, подразумевающей совершенствование владения иностранным языком и его практическое использование в профессиональной деятельности в рамках достижения общекультурных и общепрофессиональных компетенций, включающих в себя способность к коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия и способность владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке.

Особенность заочного образования заключается не только в сокращенном количестве аудиторных часов. Специфика заочного образования включает такие специфические характеристики, как социально-психологические особенности обучающихся, большой объём самостоятельной работы в межсессионный период, специальное методическое обеспечение, разработанное для условий заочного обучения. «Учебники, по которым обучаются на заочном отделении, как правило, не содержат четкой системы управления учебными действиями студента и не имеют надежного аппарата самоконтроля» [7]. Особенности заочной формы обучения предполагают разработку особых методик языковой подготовки обучающихся неязыковой образовательной организации с целью оптимизации учебного процесса с учетом всех его характеристик: структуры учебного процесса, психологических особенностей контингента, средств обучения, разработанных для условий ЗО.

На наш взгляд, процесс обучения иностранному языку обучающихся по заочной форме обучения в неязыковых учреждениях высшего образования следует строить на основе компетентностного подхода с учетом принципа деятельностного характера обучения, принципов личностно-центрированной направленности и непрерывности обучения. Обращение к компетентностному подходу в обучении иностранным языкам означает формирование профессиональной компетентности специалиста как конечной цели профессиональной подготовки и дальнейшего самосовершенствования, предполагающей высокий уровень актуализации компетенций [1]. Успех освоения модернизированного содержания обучения в неязыковых вузах зависит от использования модифицированной технологии, представляющей собой последовательность обучающих приемов и учебных действий, которые обеспечивают формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности специалиста через сообщение профессиональных знаний средствами иностранного языка, формирование его профессиональных качеств, а также в результате формирования иноязычных речевых навыков и умений пользоваться иностранным языком в реальных ситуациях профессионального общения [6].

Таким образом, для обучающихся в образовательных организациях МВД России иностранный язык становится инструментом формирования и совершенствования профессиональных компетенций, средством использования информационного пространства, осуществления профессиональной функции, выступая дополнительным инструментом познания, способствует оптимизации профессиональной деятельности специалиста [2, с. 54].

К преимуществам компетентностного подхода для условий заочного обучения можно отнести следующие: личностно-ориентированное обучение; возможность выбора индивидуальной образовательной стратегии; развитие потенциально значимых качеств личности; формирование профессиональных и общекультурных компетенций и др.

Обучающиеся на заочном отделении отличаются отсутствием единообразия в психологическом, интеллектуальном, возрастном отношениях. Взрослый обучаемый испытывает самые различные трудности, характер которых зависит от уровня владения ИЯ, уровня сформированности языковой, речевой, социокультурной, стратегической, компенсаторной, учебной и других компетенций. Психологические барьеры в общении могут быть вызваны смещением статуса и вхождением в роль обучающегося. Кроме того, важную роль в адаптации к условиям заочной формы обучения играет такая интегративная характеристика обучающегося, как учебный тип, который определяется его индивидуально-психологическими особенностями и детерминируется содержанием и методом обучения [5]. Существуют также трудности объективного характера: занятость на основном месте работы, в семье, что сокращает время на удовлетворительную работу над ИЯ, усталость из-за перегрузок, командировок и т.п.

Вместе с тем взрослые имеют, как правило, бóльший умственный потенциал и высокую обучаемость (особенно люди с высшим образованием), эрудицию, жизненный опыт, более высокую мотивацию и саморегуляцию. Эти особенности с возрастом усиливаются, и в учебном процессе можно находить способы учитывать их. Необходимо, чтобы слушатели знали о преимуществах своего возраста и его особенностях для изучения ИЯ и пользовались ими. Важно создавать поддерживающую социально-психологическую атмосферу, в которую вовлекается обучающийся: уверенность, что его уважают как личность со своими собственными взглядами, интересами, сильными и слабыми сторонами и предпочтительными для него стилями обучения.

В связи с вышеизложенным становится очевидным, что необходима индивидуализация самостоятельной работы обучающихся в решении методических проблем, что вполне естественно, поскольку процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции у всех происходит по-разному. В ходе обучения обращается внимание на обучение слушателей методике самообразования, которая позволяет им овладеть приемами самостоятельной работы над языком. Развитие самостоятельности обучающихся представляет собой постепенный процесс, который необходимо поощрять.

В отличие от очной формы, обучение слушателей-заочников организуется в виде установочно-экзаменационных сессий. При заочной форме обучения иностранный язык изучается на практических занятиях, путем самостоятельной работы слушателей и консультаций у преподавателя. Особенностью овладения иностранным языком при заочном обучении является то, что объем самостоятельной работы обучающегося по выработке речевых навыков и умений значительно превышает объем практических аудиторных занятий с преподавателем. Очень важно подготовить слушателей к усвоению нового материала, организовать сам процесс его усвоения, осуществить выполнение упражнений и задач для формирования навыков и умений, контроль и коррекцию. Поэтому в условиях неязыкового заочного вуза необходимо так организовать аудиторные занятия, чтобы под руководством преподавателя осуществлять языковую подготовку и тем самым приблизить заочное обучение к очному. У преподавателя во время занятий должна быть возможность оценить усвоение полученных знаний каждым обучающимся, чтобы нацелить его на устранение пробелов в знаниях и на совершенствование знаний при выполнении самостоятельной работы в межсессионный период. С учетом ограниченного количества времени качественное проведение аудиторных занятий требует соблюдения высоких педагогических требований, обеспечивающих оптимальное содержание занятия в соответствии с требованиями учебной программы и поставленной целью; умение преподавателя провести занятие максимально эффективно; обеспечение высокой познавательной и практической активности обучающихся, оптимальное сочетание положений учебного материала, излагаемых преподавателем, с самостоятельным поиском, выполнением творческих заданий, решением проблемных задач; дифференцированный подход к обучающимся, учет уровня их подготовленности к усвоению учебного материала, использование дидактического материала различной степени сложности; рациональное чередование различных видов деятельности в течение занятия; контроль знаний и умений.

Важно создать качественно новые учебные материалы, включающие учебные материалы, соответствующие учебным программам, объему обучения, современным научным достижениям, предварительному уровню подготовки; учебные материалы, имеющие традиционную форму представления (учебные пособия) и мультимедийную (обучающие компьютерные программы). Функция таких учебных материалов заключается в том, чтобы заставлять обучающихся думать, следовать цепочке логических рассуждений, видеть проблемы и противоречия, сосредотачиваться на ключевых позициях. Они помогут преподавателям перейти от традиционной консультации по выполнению контрольной работы к активным занятиям.

По нашему мнению, специфика заочного обучения иностранному языку требует разработки путей и способов интенсификации учебного процесса с учетом целостной системы обучения, предполагающей обучение преимущественно устной речи в сессионный период и обучение преимущественно письменной речи в межсессионный период. При этом необходимым условием является учет таких особенностей заочной формы обучения, как необходимость использования компетентностного подхода в обучении ИЯ, потребность в специальных средствах обучения на заочном отделении, необходимость внедрения новых информационных технологий в процесс обучения иностранному языку, потребность практически владеть ИЯ для будущей профессии.