В последнее время процессы глобализации ведут к появлению и развитию крупных городов. Город – относительно самостоятельная, сложная, динамическая система, являющаяся социальной общностью с особенностями своего формирования, развития и функционирования, многообразными связями с внешней средой, в которой взаимосвязано проявляются экологические, правовые, социальные, демографические, этнические отношения в жизнедеятельности популяции человека. Стремление получить качественное высшее образование ведет к переселению молодежи из одних регионов в другие. Бывшие выпускники школ из малых городов и сельской местности часто переезжают в большие города, где темп жизни и выработанные определенные культурно-социальные нормы диктуют свои требования вне зависимости от социального, этнического и территориального происхождения. У студентов, поступивших в вузы из других регионов, возникает комплекс проблем социально-психологического плана [1, 2]. Нормальное психофизиологическое, психоэмоциональное состояние студентов является важнейшим фактором обучения в вузе, основой формирования личности специалиста и высокой профессиональной пригодности в будущем. Между тем, адаптационный период для вновь прибывших студентов в современных условиях обучения в вузе, наряду с другими факторами, влияет на здоровье, вызывая напряжение психоэмоциональной сферы. Иногородний студент, пытаясь адаптироваться к ритму огромного города и к комплексу новых социально-психологических условий, сталкивается со многими трудностями. К ним, в первую очередь, можно отнести транспортную усталость, нервные перегрузки, новые социально-бытовые условия. Адаптация к неблагоприятным факторам сопровождается перестройками многих функциональных систем, мобилизацией биологических, психологических и социальных механизмов [3]. Каждый из этих факторов может негативно воздействовать на процесс адаптации молодого организма и при дезадаптационных процессах привести к ряду серьезных отклонений в здоровье студента [4, 5]. Исследование проблемы адаптации студенческой молодежи отражено во многих работах советских и зарубежных ученых. Однако мало встречается публикаций, посвященных адаптации иногородних студентов, имеющих свои особенности. Особое внимание требует комплексное изучение социальной и психофизиологической адаптации гороских и иногородних студентов первого курса, что и стало предметом нашего исследования.
Цель исследования: провести исследование характеристик социально-психофизиологической адаптации у городских и иногородних первокурсников.
Материалы и методы исследования
Исследования были проведены с участием 104 студентов 1 курса фармацевтического факультета медицинского вуза в возрасте от 17 до 21 года. Исследовательская выборка составила 86 студенток, которые были разделены на две группы: 1-ая группа – городские (n = 28), 2-ая группа – иногородние (n = 58). Регистрация психофизиологических показателей проводилась в обычные учебные дни. Комплексное обследование включало замеры следующих физиологических показателей: частоты сердечных сокращений (частоты пульса) в минуту (ЧСС), частоты дыхания (ЧД), артериального давления систолического (СД) и диастолического (ДД), а также роста и веса. По данным показателям были рассчитаны индексы, отражающие психофизиологическую адаптацию организма: ВИК – вегетативный индекс Кердо, выявляет состояние вегетативного гомеостаза организма. ВИК = (1 – (ДД/ЧСС)) х 100 %, где ДД – артериальное давление диастолическое, мм рт.ст., ЧСС – число сердечных сокращений (частота пульса) в минуту. Положительные значения ВИК указывают на преобладание симпатической регуляции, отрицательные – на преобладание парасимпатической регуляции. УИС – уровень испытуемого стресса, отражает степень стресса. УИС = ЧСС x АДп x M1/3x 0,000126, где ЧСС – число сердечных сокращений (частота пульса) в минуту; АДп – пульсовое артериальное давление, мм рт.ст. АДп = СД-ДД. В норме УИС не более 1,5 усл. ед., 1,5-2,0 усл. ед. – умеренный стресс, более 2,0 усл. ед. – выраженный стресс. АП – адаптационный потенциал, оценивает уровень приспособляемости организма человека к различным меняющимся факторам внешней среды. АП = 0,011хЧСС + 0,014хСД + 0,008хДД + 0,014хВ + 0,009хМ – 0,009хР – 0,27, где ЧСС – частота пульса в минуту; СД – систолическое давление, мм рт. ст.; ДД – диастолическое давление, мм рт. ст.; В – возраст, годы; М – масса, кг; Р – рост, см. В норме АП < 2,11 , в диапазоне 2,11-3,20 – напряжение механизмов адаптации, в диапазоне 3,21-4,30 – неудовлетворительная адаптация, АП > 4,1 – срыв механизмов адаптации.
Также было проведено психологическое тестирование для исследования личностной (ЛТ) и ситуационной тревожности (СТ) с использованием опросника Спилбергера-Ханина. Показатели ЛТ и СТ > 45 – высокие, в диапазоне 25-45 – средние и < 25 – низкие.
Исследование влияния переезда и смены места жительства (городской/иногородний), продолжительности сна, длительности нахождения в социальных сетях в течение суток, режима двигательной активности, перенесенных острых и хронических заболеваний было проведено методом анкетирования.
Статистическая обработка данных была проведена с использование программного комплекса «STATISTICA 8,0» и «Excel». Для выявления взаимосвязей между изучаемыми показателями был проведен ранговый корреляционный анализ по Спирмену. Участие студентов в исследовании было добровольным.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ полученных результатов показал, на 1 курсе фармацевтического факультета среди обучающихся преобладали приезжие из других регионов. Так, иногородние студентки (2-ая группа) составили 67,4 % (n = 58), а городские (1-ая группа) – 32,6 % (n = 28). В целом на курсе средние значения показателей личностной и ситуативной тревожности у девушек были в диапазоне средних величин (ЛТ и СТ составили 39,67 ± 9,64 и 36,05 ± 9,25 соответственно). Однако сравнительный анализ результатов исследования показателей тревожности в изучаемых группах обнаружил более высокие средние значения ЛТ и СТ у респондентов 2-ой группы (иногородние). Так, в 1-ой группе ЛТ и СТ составили 35,57 ± 8,15 и 32,36 ± 8,11 соответственно; во 2-ой группе ЛТ и СТ были выше – 41,66 ± 9,73 и 38,27 ± 8,63 соответственно. Причем внутригрупповой анализ средних значений показателей уровня тревожности в 1-ой группе вывил, что у 71 % городских студенток средние значения показателей личностной и ситуативной тревожности были в диапазоне средних величин (ЛТ и СТ – 36,10 ± 4,13 и 31,90 ± 5,10 соответственно), у 18 % – в диапазоне низких величин (ЛТ и СТ – 24,60 ± 7,09 и 24,40 ± 6,35 соответственно) и у 11 % – в диапазоне высоких величин (ЛТ и СТ – 50,33 ± 2,08 и 48,67 ± 1,15 соответственно). Во 2-ой группе 49 % иногородних девушек имели средние значения показателей тревожности (ЛТ и СТ – 48,67 ± 1,15 и 34,18 ± 5,29 соответственно); 10 % – низкие (ЛТ и СТ – 25,67 ± 3,56 и 25,67 ± 3,6 соответственно) и 41 % – высокие (ЛТ = 51,21 ± 5,02; СТ = 46,21 ± 4,64). Таким образом, у большей части городских студенток (71 %) не наблюдалось повышение уровня тревожности вначале процесса обучения в вузе. Однако почти половина иногородних студенток (41 %) имели высокие средние показатели личностной тревожности, что указывает на повышенный уровень тревоги у них.
Сравнительный анализ вегетативного индекса Кердо выявил его незначительное повышение у респонденток всего курса и составил 0,10 ± 0,22. В 1-ой и во 2-й группах ВИК был равен 0,15 ± 0,21 и 0,08 ± 0,21 соответственно, причем у городских выше. Внутригрупповой анализ ВИК выявил его повышение у городских девушек со средним уровнем ЛТ и у иногородних девушек с низким уровнем ЛТ. Положительные значения ВИК свидетельствуют об активации симпатического тонуса, который отражает процессы катаболизма, характерного для напряженного функционирования, расходования резервов организма [6].
Анализ уровня испытуемого стресса подтверждает симпатическую активацию у городских студенток. Так, средние значения УИС на курсе составили 1,50 ± 0,74, во 2-ой группе – 1,47 ± 0,68, что соответствует норме, а в 1-ой группе – несколько выше нормы (1,55 ± 0,86) , что свидетельствует об умеренном уровне стресса. Однако внутригруппой анализ обнаружил самый высокий УИС у иногородних студенток с высоким ЛТ (1,70 ± 0,70).
Анализ средних значений адаптационного потенциала, отражающего адаптационные возможности организма, выявил их снижение у всех девушек. Показатели АП у респондентов как всего курса, так и обеих групп, практически на одном уровне – несколько повышены (2,14 ± 0,31) – это свидетельствует об определенном напряжении механизмов адаптации у первокурсниц, что согласуется с литературными данными об адаптационных перестройках в организме студентов первого курса [6]. Внутригрупповой анализ адаптационного потенциала выявил большее увеличение АП в тех группах респондентов, где средние значения ЛТ ниже нормы как у городских, так и у иногородних (2,22 ± 0,21 и 2,20 ± 0,18 соответственно) студенток.
По результатам опроса выявлено, что у городских и иногородних девушек время пребывание в интернете приблизительно одинаково, около 5 часов в сутки, что возможно указывает на отсутствие влияния социальной сети в интернете такой продолжительностью на уровень тревожности. Анализ режима двигательной активности указал на то, что практически половина респондентов на курсе (54 %) имели физическую нагрузку. Причем в 1-ой группе доля студенток с физической нагрузкой составила 61 %, а во 2-ой группе – 51 %, что указывает на более низкую двигательной активность у иногородних испытуемых.
Анализ длительности сна выявил, что в 1-ой группе только 33 % респондентов имели полноценный сон, у остальных девушек данной группы (67 %) продолжительность сна была меньше 7 часов. Во 2-ой группе продолжительность сна составила более 7 часов у 52 % девушек. В целом по курсу 41 % респондентов имели относительно полноценный сон, у 59 % студенток продолжительность сна была менее 7 часов.
Выводы
Таким образом, результаты сравнительного анализа средних значений психофизиологических показателей городских и иногородних студентов 1 курса отражают влияние переезда в большой город на уровень социально-психофизиологической адаптации у обучающихся. Смена места жительства у иногородних студентов, наряду с такими факторами как, высокая и низкая тревожность, недостаточный сон и низкая физическая активность, вызывают большее напряжение психоэмоциональной сферы в адаптационный период, чем у городских студентов.