Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

PREPARATION OF LEARNING TO THE SELF-ASSISTANCE TO THE EDUCATIONAL PROCESS

Romanova M.M. 1 Zuykova A.A. 1 Berleva S.Yu. 1
1 Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko
The relevance of this monograph is due to modern transformations and significant transformation of higher education. The article is devoted to the analysis of the competence-based approach in the medical University in the teaching of polyclinic therapy in the process of formation of General cultural, General professional and professional competences. The educational process at the Department of polyclinic therapy in the framework of the Federal state educational standard of higher education (3+) in the discipline «Polyclinic therapy» is organized in accordance with the competence approach, which is reflected in the definition of the goals of education, content selection, organization of the educational process and evaluation of educational results. Formation of competences of students occurs on a daily basis during practical classes, solving professional problems, test tasks, during the execution of the independent auditor and outside the classroom work, pass the lecture course and summer practice as a physician assistant for a primary care physician, filling out diaries, protocols of supervision of patients, using in the educational process at the Department of modern pedagogical technologies. The article discusses the role of continuous education of teachers in improving professional competence in the field of pedagogical theory and professional practical pedagogical activity. Implementation of the competence-based approach at the Department of polyclinic therapy reveals a holistic experience of implementation, development and improvement of competencies, constant and continuous self-education and self-development of all participants of the educational process.
competence-based approach
competencies
outpatient therapy
medical school
pedagogical process

Развитие и совершенствование системы образования в нашей стране проходит в рамках Болонского процесса, поэтому возрастает роль компетентностного подхода в педагогической деятельности, в том числе в высшем отечественном образовании, в медицинских высших учебных заведениях. В соответствии с «Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы» [1] для образовательных учреждений страны ставится задача «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования», создавать условия для формирования личности [2]. И это актуально на всех уровнях отечественного образования и для любого образовательного учреждения. В том числе и для системы высшего медицинского образования, и для преподавания поликлинической терапии в медицинском вузе.

Так сложилось, что для отечественной педагогической традиции характерен был преимущественно знаниевый характер образования; часто можно было наблюдать невостребованность результатов обучения в социальной и экономической практике и низкую личностную значимость педагогических процессов [3, 4]. Компетентностный подход выступает как бы в качестве альтернативы или, скорее, дополнения к сложившему исторически характеру отечественного образования. Его цель – личностная способность выпускника-специалиста решать определенный круг проблем – компетентность, которая формируется из определенно описанного качества – компетенции.

В настоящее время в педагогической науке и практике определенные общие принципы, цели, содержание образования, особенности организации и оценки образовательного процесса и результатов составляют компетентностный подход. Образовательные компетенции включают базовые, ключевые, общепредметные и предметные [5, 6]. Среди ключевых образовательных компетенций выделяют ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникационные, социально-трудовые, личностные и др. В отечественной педагогической научной литературе встречаются такие компетенции, как ценностно-смысловые (способность к видению и пониманию мира, готовность к выбору смысловых установок), общекультурные (знание и личностное отношение к культуре), досуговые (способность к организации и самоорганизации культурного досуга) и др. [7–9].

В каждой отрасли знания, для осуществления любой профессиональной деятельности необходим свой уникальный набор компетенций. Поэтому требуется специфическая формулировка целей образования в компетентностном подходе, что представляет собой отдельную важную задачу. В то же время необходим и новый подход к построению педагогического процесса, который предполагает не только и не столько изменение структуры целеполагания, но и перестройку всего образовательного процесса. И в медицинском высшем образовании страны в настоящее время такие компетенции сформулированы, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах для разных факультетов медицинских вузов страны.

Цель исследования: изучение особенностей компетентностного подхода при преподавании поликлинической терапии в медицинском вузе.

Материалы и методы исследования

В работе применялся метод теоретического анализа и синтеза научных источников по педагогике, собственный педагогический опыт преподавания медицинских и психолого-педагогических в медицинском вузе, в высшей отечественной школе. В работе были использованы данные литературных источников, нормативно-правовые акты, рабочая программа по дисциплине; применялись методы системного анализа, оценки информационного и дидактического содержания; психолого-педагогический опыт.

Результаты исследования и их обсуждение

В системе высшего образования в медицинском вузе стратегия преподавания всех дисциплин, в том числе поликлинической терапии, основана на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) (3+) высшего медицинского образования. Образовательный процесс формируется на принципах компетентностно-ориентированного подхода, ориентирован на базисные особенности современной медицинской науки и практического здравоохранения, акцентирован на подготовку врача терапевта первичного звена, осуществляющего свою профессиональную деятельность в амбулаторно-поликлинических условиях [10].

Кафедра поликлинической терапии организована в Воронежском государственном медицинском университете им. Н.Н. Бурденко, который отмечает в 2018 г. свой 100-летний юбилей, 15 лет назад. За этот период кафедра прошла сложный и серьезный путь становления, постоянного обновления и совершенствования, роста и развития. В соответствии с новыми Федеральными законами «Об образовании» и «Об основах охраны здоровья граждан», подзаконными актами министерств образования и здравоохранения страны, с изменяющимися и совершенствующимися Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования на кафедре поликлинической терапии происходит трансформация и оптимизация педагогического процесса, качество и эффективность обучения студентов-медиков.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета) (ФГОС 3+) ставит задачу формирования определенных компетенций, полученных выпускниками в ходе обучения [11]. Образовательный процесс на кафедре поликлинической терапии ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (3+) по дисциплине «Поликлиническая терапия» организован в соответствии с компетентностным подходом, что нашло свое отражение при определении целей образования, отбора содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [12, 13].

У студентов в процессе обучения и освоения учебной дисциплины «Поликлиническая терапия» формируются общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции. Все они сформулированы в соответствии с ФГОС в рабочей программе дисциплины, отражены в методических рекомендациях преподавателям и методических указаниях обучающимся к каждому практическому занятию. Формирование компетенций у обучающихся происходит в ходе обучения при реализации учебного плана и рабочей программы дисциплины. Рассмотрим их подробнее.

К общекультурным компетенциям относится способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу; формируется во время ежедневных практических занятий, лекционного курса и прохождения летней производственной практики в качестве помощника врача участкового терапевта. Среди общепрофессиональных компетенций – готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с учетом различных новейших ресурсов, терминов, и технологий, в том числе с применением компьютера и интернет-ресурсов; способность применять принципы этики и деонтологии и другие.

Студент лечебного факультета должен в процессе освоения учебной дисциплины «Поликлиническая терапия» уметь применять и систематизировать знания, полученные на других дисциплинах, проводить анализ клинических случаев с позиций современных научных концепций, проводить анализ актуальной литературы, экспериментальных и клинических данных, стандартов и законопроектов в области медицины; должен владеть научными понятиями и навыками научного анализа, а также современной методологией в ходе практической деятельности и научно-исследовательской работы; должен владеть принципами медицинской этики и врачебной деонтологии; навыками общения с пациентами и их родственниками.

Среди профессиональных компетенций знание, владение, умения проводить диспансеризацию и диспансерное наблюдение, профилактические осмотры, клиническое обследование пациента в амбулаторных условиях – сбор и анализ жалоб пациента, данных его анамнеза, проведения клинического обследования пациентов, а также использование лабораторных и инструментальных исследований для постановки диагноза, особенностям применения природных лечебных факторов и способов лечения, назначения немедикаментозного лечения и фармакологических препаратов, решение вопросов экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности, санаторно-курортного лечения, реабилитационных программ, программ профилактики, направления в дневной стационар, центр здоровья, отделение медицинской профилактики, консультацию узкого специалиста и другие.

Обучающийся в рамках этих компетенций должен знать показатели в норме и при патологии результатов современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей: лабораторных методов диагностики; методов функциональной диагностики; знать алгоритм постановки предварительного и клинического диагноза; должен знать международную классификацию причин болезни и смерти; тактику клинического обследования больного на амбулаторно-поликлиническом этапе, диагностический алгоритм и стандарты обследования пациента с заболеваниями различного генеза при проведении амбулаторно-поликлинического наблюдения, при направлении на госпитализацию, в дневной стационар, на санаторно-курортное лечение, в реабилитационные центры, при оказании гериатрической и паллиативной помощи; методику обследования больных на дому; знать показатели в норме и при патологии результатов современных диагностических технологий: лабораторных, функциональных и других методов диагностики; выполнять алгоритмы обследования больного, особенности проведения медицинских экспертиз; текущие регламенты по экспертизе временной и стойкой утраты трудоспособности;

При формировании профессиональных компетенций в медицинском вузе на кафедре поликлинической терапии особое внимание уделяется тому, что студент должен уметь пользоваться законодательством, установками по экспертизе трудоспособности; определить причину временной нетрудоспособности, критерии выздоровления и восстановления трудоспособности; своевременно выявлять признаки инвалидности, определять группу, оформлять документы для направления на медико-социальную экспертизу. Умения и навыки по заполнению медицинской документации врача участкового терапевта отрабатываются при ежедневном заполнении студентом дневника, включающего протоколы курации больных, выписку рецептов, другой документации участкового врача-терапевта и т.д.

В процессе обучения поликлинической терапии студент в рамках этих компетенций должен освоить особенности анализа эффективности назначенного лечения; тактики ведения пациентов в амбулаторных условиях с патологией различных органов и систем с учетом гендерных и возрастных особенностей, их атипичных форм, внезапных, острых и неотложных состояний, дифференциального диагноза, анализа результатов диспансеризации, формирования здорового образа жизни, санитарно-просветительской работы и т.д.

Несколько отдельно выделяются такие профессиональные компетенции как способность к участию в проведении научных исследований по проблемам заболеваний различного генеза и готовность к анализу и публичному представлению медицинской информации о заболеваниях различного генеза на основе доказательной медицины. Эти профессиональные компетенции реализуются в ходе выполнения обучающимися учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы под руководством преподавателя.

При обучении на кафедре поликлинической терапии освоение студентами медицинского вуза всех этих компетенций – и общекультурных, и общепрофессиональных, и профессиональных – происходит ежедневно во время практических занятий, в ходе выполнения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы, прохождения лекционного курса и летней производственной практики в качестве помощника врача участкового терапевта, заполнения дневников, протоколов курации больных, решения профессиональных задач, тестовых заданий. Компетентностный подход реализуется и при использовании в образовательном процессе на кафедре современных педагогических технологий, таких как технологии развивающего обучения, критического мышления, мозгового штурма, информационно-коммуникативные, поисковые, исследовательские, проектные и др. [3, 10, 11]. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

Вместе с тем компетентностно-ориентированный подход определяет также необходимость овладения педагогом ключевыми компетенциями, чтобы быть профессионально подготовленным к модернизации системы высшего образования в России. Преподаватель высшей школы в свою очередь должен владеть и совершенствовать свои компетентности, компетенции и метакачествах педагога, которые обеспечивают совершенствование профессионализма на современном этапе их модернизации, подчеркивая при этом его педагогический профессионализм «как важнейшую составляющую часть в избранной им предметной области; психолого-педагогическую, методическую и технологическую подготовку и его высокие личностные качества» [14, 15].

Компетентностный подход нацеливает преподавателя высшей школы на совершенствование образовательного процесса, поиск новых приемов, методов, методик и технологий при преподавании, а также на непрерывное самовоспитание, саморазвитие и самосовершенствование. И в рамках непрерывного профессионального образования это в том числе становится возможным и реальным. В Воронежском государственном медицинском университете им. Н.Н. Бурденко совершенствование профессиональной компетентности в области педагогической теории и профессиональной практической педагогической деятельности на кафедре педагогики и психологии этот процесс постоянно осуществляется всеми преподавателями высшей школы.

Только преподаватель-профессионал, обладая глубокими, многоаспектными знаниями и навыками их применения в самом образовательном процессе формирует в процессе педагогической деятельности индивидуальный педагогический почерк, который, совершенствуясь, вырастает в высокую педагогическую компетентность [15], что в свою очередь способствует совершенствованию педагогического процесса и совершенствованию формирования профессиональных компетенций у выпускников медицинского вуза в системе отечественного высшего образования.

Специфика работы врача участкового терапевта поликлиники требует большой оперативности, необходимости самостоятельно и быстро принимать решения, назначать лечение с учетом возможности приобретения пациентом нужных лекарств; надо уметь оценить эффективность лечения и причины ее отсутствия. В достаточно сложных условиях современного периода отечественного здравоохранения еще более возрастает роль первичного звена оказания медицинской помощи, в учреждениях которого начинают и заканчивают лечение 80–85 % пациентов. Терапия как специальность остается наиболее массовой и востребованной в практическом здравоохранении, поэтому потребность в подготовке специалиста-терапевта на современном уровне, в том числе и особенно работающего в амбулаторно-поликлинических учреждениях, является актуальной [10, 12, 13].

Невозможно переоценить вклад качества обучения в медицинском вузе на кафедре поликлинической терапии, в том числе в формировании профессиональных компетенций врача-терапевта участкового. Хорошо известно, что в современной ситуации участковый терапевт, врач общей практики должен быть универсалом, поскольку к нему обращаются пациенты с самой разнообразной патологией. Важнейшие разделы работы врача познаются только в первичном звене здравоохранения, в амбулаторно-поликлинических условиях и требуют большого объема дополнительных знаний и умений: медико-социальная экспертиза, ранняя диагностика заболеваний, вопросы профилактики, диспансеризации, амбулаторной реабилитации, особенности патологии и лечения разных возрастных групп.

Заключение

Таким образом, проведенный анализ реализации компетентностного подхода на кафедре поликлинической терапии подчеркивает целостный опыт выполнения, освоения и совершенствования профессиональных и социальных функций и компетенций, решения профессиональных и жизненных проблем, постоянное и непрерывное самообразование и саморазвитие, раскрывает необходимость и целесообразность непрерывного совершенствования формирования профессиональных компетенций обучающихся и педагогической профессиональной компетентности.