Офицер – это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению военной службы. Офицер – профессия, требующая развития таких качеств, как компетентность, дисциплинированность, командирская воля, организаторские способности, творческая активность, психологическая устойчивость и хорошие физические данные. Его общественно-социальная активность и инициативность должны быть на высшем уровне. Офицер призван защищать государство, поэтому он должен стойко переносить тяготы и лишения военной службы. Офицер – профессия героическая [1]. В современный период интенсивного развития индустриальных и социальных технологий офицер, как командир и лидер, должен обладать умениями, позволяющими ему эффективно взаимодействовать с людьми, быть с ними «на одной волне», вести их за собой. Как сейчас говорят – «обладать харизмой». Да, есть Устав Вооруженных Сил, его никто не отменял, но мы видим, что общество меняется и, соответственно, меняется качественный состав военнослужащих. Современные призывники и военнослужащие-контрактники, находящиеся в подчинении молодого командира, – это контингент, который просто так, «размахивая шашкой», не возьмешь.
Необходимо понимать, что все вышесказанное не закладывается при рождении и не выдается с офицерскими погонами. Лидерские качества и общественная инициативность приобретаются в работе с людьми, при обучении, военной службе и активной общественной деятельности. Прибывший в войска молодой офицер оказывается один на один с армейским коллективом, и от того, как он сможет организовать свою работу с подчиненными и проявить свои лидерские качества, зависит его дальнейшая военная судьба.
Необходимость исследования социальной инициативности курсантов
«Смысл, назначение и миссия современного образования – не просто получение базовых знаний и необходимых навыков и умений, – это выработка культурного кода, самостоятельного подхода к усвоению новых знаний, культурных ценностей, новых форм и видов деятельности» [2]. Подготовку специалистов с высшим образованием для Министерства обороны РФ ведут не только профильные военные училища, но и гражданские университеты – в институтах военно-технического образования (ИВТО), учебных военных центрах (УВЦ) и на военных кафедрах [3]. Необходимо отметить, что курсант УВЦ – такой же студент вуза и ему предоставляются такие же возможности для самореализации, как и для обычных студентов. В данной работе рассмотрены особенности военной подготовки офицеров в учебных военных центрах. Цель работы – исследование социальной инициативности курсантов учебного военного центра Уфимского государственного авиационного технического университета.
Период с 18 до 25 лет, когда большинство молодых людей обучается в вузах, называют поздней юностью или ранней взрослостью. Бывшие школьники – это вчерашние подростки с меняющимся социальным статусом и неустойчивым гормональным фоном. Стресс выпускных экзаменов, волнения абитуриентства и смена привычного образа жизни оставляет у первокурсников повышенный уровень тревожности. В это время в психике студентов происходят внутренние изменения – они вживаются в новый учебный коллектив, привыкают к новым условиям реализации своей устоявшейся «Я-концепции» [4]. У курсантов УВЦ к этому всему добавляется еще и новый, армейский уклад жизни и учебы. Студенческий возраст завершает этап взросления и становления личности и имеет определенные социально-психологические отличия от зрелого периода. Особенности данного этапа жизни человека заключаются в активном развитии процессов самосознания и решении вопросов, касающихся профессионального самоопределения. Молодые люди, ставшие студентами, отличаются от других социальных групп (в том числе и от сверстников, которые отказались от идеи обучения в вузе) следующими чертами:
- интеллектуальной и социальной зрелостью;
- познавательной мотивацией;
- стремлением к получению углубленных профессиональных знаний и навыков;
- более высоким образовательным уровнем;
- высокой активностью на социальном уровне [5].
Сегодня встает проблема адаптации молодежи к изменяющимся требованиям общества – необходимо готовить ее к активному построению своей профессиональной карьеры, реализации имеющегося личностного творческого потенциала и проявлению инициативы в общественно полезной деятельности.
Возможности проявления и реализации творческого потенциала студентов УГАТУ
Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ) помогает студентам в реализации их творческого потенциала, предоставляя различные площадки для общения и самовыражения. Курсантам УВЦ, как и всем остальным студентам университета, предлагаются разнообразные направления для воплощения в жизнь своих интересов и взглядов. В УГАТУ работает отдел воспитательной работы и творчества молодежи, деятельность которого разнопланова и многогранна. Специалисты отдела организуют работу со студентами в рамках конкурсов и фестивалей: «А ну-ка, парни», «Мисс УГАТУ», «Мистер УГАТУ», «Взлет», «Студенческая весна», КВН и др. В вузе для студентов действуют музыкальные группы, студенческие клубы, спортивные секции и команды, театр студенческих миниатюр, ансамбли танца «Айтуган» и «Лэтуаль», работает «Волонтерский центр УГАТУ им. Н.А. Черных» и студенческое телевидение «Студент ТВ». Также институт военно-технического образования ежегодно проводит мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества и Дню Победы, с привлечением 100 % личного состава курсантов учебного военного центра.
Но воспитательная работа офицеров УВЦ с курсантами показывает, что в основном они участвуют лишь в мероприятиях института военно-технического образования, и практически не задействованы в общевузовских клубах, секциях и т.д. А подготовка к фестивалю «А ну-ка, парни» выявила, что курсанты даже в этом, сугубо мужском конкурсе, не проявляют инициативы, и иногда их приходится привлекать даже в приказном порядке. Авторами данной работы была поставлена задача – выяснение причин низкой социальной инициативности курсантов.
Исследование причин низкой социальной инициативности курсантов
Для решения поставленной задачи было проведено исследование методом анкетирования курсантов учебного военного центра УГАТУ. На вопросы анкеты «Готовность курсантов к проявлению инициативы в общественной деятельности» ответили 103 курсанта: 2 курс – 31 человек, 3 курс – 35 человек и 4 курс – 37 человек. Материалы, полученные после обработки ответов обучаемых УВЦ должны разъяснить причины социальной пассивности курсантов. На основе результатов был сделан анализ общественной активности курсантов УВЦ, выявлены причины их инертного отношения к общественной жизни университета и предложены пути решения проблемы.
Анкета «Готовность курсантов к проявлению инициативы в общественной деятельности» состояла из 8 вопросов, характеризующих активную жизненную позицию курсанта, определение степени участия курсантов в общественной жизни и проявления их социальной активности.
По результатам анализа ответов на первый вопрос анкеты «Считаете ли вы себя активными людьми?» большинство (65 %) опрошенных курсантов учебного военного центра ответили, что считают себя активными людьми.
Но, закономерно возникает следующий отклик – если вы энергичны и деятельны, то почему это практически не проявляется в повседневной жизни? Для подробного рассмотрения этой проблемы, курсантам было предложено ответить на остальные вопросы анкеты.
Анализ ответов выявил следующие результаты.
Второй вопрос «Есть ли у вас свободное от учебы время?» должен был выявить степень занятости курсантов УВЦ учебной работой. Были получены следующие результаты: для 29 % курсантов хватает свободного от учебы времени, у 61 % свободного времени остается очень мало и 10 % его не хватает. Возникает предположение, что если у трети опрошенных имеется свободное время, позволяющее им использовать его по своему усмотрению, то, возможно, остальные учащиеся просто не умеют правильно распределять свое время.
На третий вопрос «Как вы проводите досуг?» большинство курсантов (55 %) ответили, что проводят его в спортивных секциях, 42 % – встречаются с друзьями и лишь 3 % курсантов в свое свободное время получают дополнительные знания в библиотеке вуза. Анализ ответов показал, что количество курсантов, занимающихся спортом, увеличивается с повышением курса обучения. Связано это, скорее всего, с желанием поддержать свою физическую форму и пониманием того, что на офицерской службе уровень их физической подготовки будет влиять на военную карьеру и денежное довольствие [6]. Многие курсанты посещают платные тренажерные залы, несмотря на то, что при вузе имеются секции бокса, борьбы, тяжелой атлетики, зимнего полиатлона, баскетбола, бадминтона и т.д.
Четвертый вопрос: «Имеете ли вы представления о различных общественных организациях в университете и в Республике Башкортостан?» Обработка результатов ответов показала, что 58 % курсантов учебного военного центра имеют хорошее представление о различных общественных организациях, 29 % немного знают об этом, 10 % опрошенных не имеют представления, и лишь 3 % честно ответили, что им это просто не интересно. Таким образом, большая часть опрошенных курсантов об общественных организациях знают и могут принимать участие в их работе.
Анализ ответов на пятый вопрос: «Состоите ли вы в общественной организации?» выявил, что активное участие в них принимает 19 % курсантов и 7 % проявляют активность от случая к случаю. Большинство же курсантов – 67 % – не состоят в общественных организациях университета и 7 % вообще не хотели бы этим заниматься.
Так как из 87 % курсантов, имеющих представление об общественных организациях вуза, только 26 % в них участвует, то можно сделать вывод, что они или слабо мотивированы к этой деятельности, или их не устраивает формат действующих общественных организаций и мероприятий.
На вопрос «В каких общественных организациях и мероприятиях вы хотели бы участвовать?» самыми популярными (примерно 85 %) ответами оказались: профбюро факультетов; профком студентов; центр студенческого телевидения «Студент ТВ».
Исходя из полученных ответов, можно сделать несколько выводов. Первый – курсантов в первую очередь интересуют организации, где они могли бы показать свои лидерские качества. Второй – поскольку о мероприятиях «А ну-ка парни» и КВН, студенческом волонтерском движении и других социальных проектах упомянули в ответах всего лишь около 15 % опрошенных, то напрашивается заключение, что курсанты или не знают об этом, или не видят для себя перспектив в этом направлении.
Для уточнения возникшей ситуации курсантам предложили ответить на седьмой вопрос – «Есть ли возможность заниматься общественной деятельностью в институте?». 42 % респондентов ответили «да, конечно», 35 % сказали «да, но эта возможность есть не у всех». Не могут принимать участие 7 % и воздержались от ответа 16 % курсантов.
Учитывая специфику общественной работы в УВЦ, можно сделать неутешительный вывод, что более половины курсантов участвуют в общественной деятельности УГАТУ под принуждением.
Результаты ответов на последний вопрос только подтверждают предположение, что более половины курсантов, при удобной возможности, отказались бы от участия в общественных мероприятиях.
При выявлении степени участия курсантов в мероприятиях, проводимых университетом, выяснилось, что 42 % с удовольствием участвуют в общественных мероприятиях вуза, 13 % участвуют с неохотой и в случае крайней необходимости (традиционные вузовские мероприятия) и большинство – 45 % – вообще не хотят участвовать.
Выводы из результатов проведенного исследования
Результаты анкетирования общественной активности курсантов УВЦ позволили определить уровень формирования общественной инициативы курсантов как недостаточно высокий и сделать вывод, что причинами полученных неутешительных результатов опроса курсантов являются:
- неумение курсантов младших курсов правильно распределить свое свободное от занятий время;
- непонимание и недооценивание курсантами необходимости участия в общественной работе как направления своего социального и гражданского развития;
- низкая информированность курсантов об общественных организациях и мероприятиях, проводимых в вузе;
- отсутствие у курсантов заинтересованности при привлечении их к общественным мероприятиям.
Для развития социальной инициативности и успешного формирования целостной личности курсантов авторы предлагают:
- создать в УВЦ условия для развития личности курсантов посредством участия их в общественных мероприятиях, проводимых в университете;
- совершенствовать и развивать нормативно-правовую базу военно-патриотического воспитания курсантов, формировать у них чувство сопричастности ко всему происходящему в стране, интереса к истории и культуре России [7];
- разработать стратегию, позволяющую раскрыть потенциал курсантов, и показать им пути личностного роста через общественную работу;
- формировать военно-прикладные навыки у курсантов учебного военного центра УГАТУ, организовать учебные и дополнительные занятия по физической подготовке в полном соответствии с требованиями руководящих документов Министерства обороны РФ [8];
- сформировать процедуры стимулирования курсантов, участвующих в общественной работе УВЦ и вуза;
- ответственным офицерам совместно с курсантами старших курсов необходимо помогать курсантам младших курсов в формировании своего распорядка дня и правильного распределения внеучебного времени;
- необходимо с первых месяцев обучения вовлекать курсантов в организацию и проведение культурно-досуговой деятельности в университете – это будет способствовать успешному формированию общественной инициативности будущих офицеров;
- подробнее информировать коллектив УВЦ об общественно-культурных мероприятиях университета;
- к организации общевузовских мероприятий активно привлекать курсантов учебного военного центра;
- поощрять и мотивировать курсантов, активно участвующих в общеуниверситетских мероприятиях.
Заключение
Требования, предъявляемые к современному офицеру, «включают не только сформированную профессиональную позицию, хорошую теоретическую и практическую подготовку, но и умение научно обосновать, преподнести и донести свои знания до других» [9, с. 603]. При проведении воспитательной работы с личным составом необходимо объяснять курсантам, что социальная активность, инициативность, участие в общественных мероприятиях и студенческих организациях способствуют их личностному росту. В будущем, во время воинской службы, это даст молодым офицерам возможность грамотно определять главное направление работы с личным составом при выполнении поставленных задач.
Армии и флоту России нужны грамотные и образованные офицеры – профессионалы и патриоты, в любых условиях способные самостоятельно решать тактические и стратегические задачи [10]. У профессорско-преподавательского состава учебного военного центра Уфимского государственного авиационного технического университета должно сложиться четкое понимание того, что поддержка общественной инициативы и активности курсантов, вырабатывание у них организаторских и управленческих умений и навыков будут содействовать развитию творческого потенциала курсантов и их профессиональному росту. Пристальное внимание к созданию условий для всестороннего личностного развития курсантов в стенах вуза дает возможность реализовать главную задачу военно-технического университетского образования – формирование, обучение и воспитание офицерской элиты Вооруженных Сил Российской Федерации.