Развитие энергетического комплекса (ЭК) Российской Федерации – одно из важнейших направлений формирования новой инновационной экономики страны, которое содержит модернизацию уже существующего оборудования, разработку новых технологий, внедрение современных трудовых отношений и обязательно – интенсивную работу с персоналом. «Культура современного специалиста – это интеграция знаний, убеждений, интересов и поведенческих норм, впитанных личностью и демонстрирующих развитость и зрелость всей системы социально значимых качеств, которые проявляются в ее индивидуальной деятельности – в результате и процессе усвоения и создания социальных ценностей» [1, с. 212]. В настоящее время остро стоит вопрос подготовки высококвалифицированного персонала ЭК. Для эффективной модернизации высшего технического образования в России «в первую очередь необходимо с большей ответственностью поддерживать и контролировать уровень подготовки высококлассных специалистов реального сектора экономики» [2, с. 108]. Рассматривая кадровую ситуацию в энергетическом комплексе, сразу видим ее «болевые точки»:
- высокая ответственность работника при относительно невысоком уровне заработной платы в энергетическом комплексе Российской Федерации (по сравнению с IT-сферой, индустрией развлечений и т.д.);
- общее старение квалифицированных рабочих, среднего и инженерного производственного персонала, выступающих носителями ключевых технологий и определяющих эффективность народнохозяйственного комплекса [3, с. 4];
- малая привлекательность работы в реальном секторе экономики для молодежи;
- понижение престижа инженерного труда в Российской Федерации (в том числе в особо ответственном контуре управления – оперативно-диспетчерском) [4, с. 109];
- дефицит квалифицированного рабочего персонала (рабочие должности в электросетевых компаниях составляют около 60 %) [5, с. 143];
- маленький конкурс на инженерно-технические специальности в российских вузах;
- недостаточный уровень подготовки молодых специалистов для такого сложного и наукоемкого инженерно-технического комплекса, как электроэнергетика (в связи с переводом вузовского обучения на Болонскую систему – бакалавриат-магистратура) [2];
- противоречия между возможностями работодателей и завышенными ожиданиями выпускников учебных заведений [6, с. 68];
- отток из отрасли молодых перспективных технических специалистов, получивших практический опыт работы, в поиске более высокого уровня заработной платы в другие области российской промышленности (нефтяную, газовую, оборонную...).
Выправить сложившуюся в отрасли ситуацию непросто – это длительный и дорогостоящий процесс, так как современного грамотного технического специалиста для промышленности быстро не подготовить. В ходе проведенного нами анализа системы управления персоналом региональной электросетевой компании было выявлено, что на предприятиях энергетического комплекса Республики Башкортостан достаточно слабо организована кадровая работа по привлечению и удержанию перспективных молодых специалистов разного уровня. В этой связи на современном этапе социально-экономического развития одним из основных направлений кадровой политики компаний ЭК должно стать закрепление на предприятиях отрасли выпускников высших и средних специальных учебных заведений, соответствующих требованиям работодателей.
Организация работы с молодыми специалистами крайне важна. Это обусловлено, во-первых, неизбежным «старением» персонала рассматриваемой отрасли, а во-вторых, повышением динамичности внешней среды – как известно, молодежь мобильна, относительно легко и быстро обучаема и переобучаема, полна новых идей и готова к нововведениям. Однако мало привлечь перспективных и талантливых сотрудников, гораздо важнее удержать ценные кадры, закрепить их на предприятии. Для достижения этих целей мы предлагаем применить системный подход, а именно создать и реализовать целый комплекс мероприятий по усовершенствованию работы с молодыми специалистами (рисунок).
Направления работы с молодыми специалистами
Целевая аудитория, программы и задачи каждого из направлений работы с молодыми специалистами представлены в таблице.
Этапы работы с молодыми специалистами
Целевая аудитория |
Целевые программы |
Задачи |
Этап 1. Профориентационная подготовка |
||
Школьники, абитуриенты |
- Проведение образовательно-воспитательных мероприятий по профессиональному самоопределению выпускников. - Организация профильных олимпиад, научно-технических конкурсов, экскурсий и «промышленного туризма» на предприятия ЭК. - Выдача абитуриентам целевых направлений для поступления в ссузы и вузы по профилю ЭК |
- Развитие у молодежи интереса к техническому творчеству и естественным наукам. - Оказание помощи школьникам в выборе профессии. - Повышение имиджа компаний ЭК в глазах школьников и их родителей. - Формирование и поддержка производственных династий ЭК |
Этап 2. Программа работы со студентами |
||
Студенты ССУЗов и ВУЗов |
- Проведение ознакомительных, учебных, производственных, преддипломных практик студентов на базе компаний ЭК. - Награждение лучших студентов профильных специальностей именными стипендиями. - Развитие студенческой научной деятельности по целевым грантам предприятий ЭК. - Создание студенческих научных и инженерно-конструкторских обществ, занятых разработкой проектов по заказу ЭК. - Целевое распределение на работу в компании ЭК для лучших студентов. - Целевое направление на обучение в магистратуре и аспирантуре по специальностям, востребованным в ЭК |
- Привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности. - Повышение мотивации и заинтересованности в сотрудничестве с компаниями ЭК. - Развитие деловых, технических и профессиональных компетенций студентов. - Повышение привлекательности компаний ЭК как престижного работодателя среди студентов. - Работа по адаптации студентов, проходящих практику на базовых предприятиях ЭК. - Вовлечение будущих сотрудников компании в контур корпоративной культуры ЭК |
Этап 3. Работа с молодыми специалистами |
||
Молодые специалисты (до 35 лет) |
- Развитие профессиональных компетенций молодых специалистов. - Удержание на предприятии грамотных профессионалов и управленцев. - Разработка и реализация комплексной целевой программы по работе с персоналом ЭК |
- Развитие и продвижение перспективных специалистов по карьерной лестнице (выдвижение в кадровый резерв 1 и 2 уровней). - Повышение уровня профессиональной и управленческой грамотности – организация курсов повышения квалификации и переподготовки. - Стимулирование талантливой молодежи к продолжению своей научной деятельности. - Проведение конкурсов профессионального мастерства |
Этап 1. Профориентационная подготовка
Необходимо спонсировать организацию школьных научно-технических конкурсов, проводить экскурсии «промышленного туризма» на предприятия ЭК, проводить профильные олимпиады, выделять целевые гранты на реализацию школьных проектов. Эти и подобные образовательно-воспитательные мероприятия будут повышать имидж компаний ЭК в глазах школьников и их родителей, оказывая позитивное влияние на выбор будущей профессии.
Еще одно важное направление – это формирование и поддержка производственных династий ЭК. Например, выдача целевых направлений для поступления в ссузы и вузы детям работников предприятия, обладающих значимыми профессиональными достижениями. Это поможет и повышению профессионального уровня самих сотрудников ЭК, закреплению их в отрасли. Желание получить высшее образование по целевому направлению может возникнуть и у работников со средним или среднеспециальным образованием. Обучение станет ступенью повышения социального статуса, уровня квалификации и приобретения новых актуальных знаний, способных качественно улучшить степень профессиональной деятельности работника.
Этап 2. Программа работы со студентами
Студенты, зачисленные по целевому приему, заключают трехсторонний договор (студент – ссуз/вуз – предприятие-заказчик) о целевой подготовке, принимают на себя обязательства по окончании обучения отработать не менее 3 лет на предприятии, выдавшем целевое направление, и получают ряд преимуществ:
1. Бесплатное обучение и награждение лучших студентов профильных специальностей именными стипендиями предприятия. Это еще одна «работающая» форма сотрудничества с талантливой молодежью и результативный рычаг профориентационного воздействия. Именные стипендиаты – это студенты профильных специальностей с высокой успеваемостью, выполняющие научно-практические работы по направлению деятельности предприятий ЭК и успешно прошедшие производственную практику.
2. Прохождение всех видов практик на «своем» предприятии: с профессиональной адаптацией и тесным «адресным» знакомством с организацией работы подразделений, приобретением необходимых практических навыков [7].
3. Возможность изучения дополнительных дисциплин и проведение актуальных и востребованных научных исследований по заказу базового предприятия. «В программу подготовки технических специалистов, помимо получения глубоких базовых теоретических знаний, получаемых на лекциях, и самообучения, также необходимо включать побольше практической деятельности: лабораторных работ, знакомства с оборудованием, прохождения производственных практик. К сожалению, многие учебные пособия по электроэнергетике, используемые в российских вузах, написаны еще в 1960–1970-е гг. Мало современных отечественных и зарубежных учебников по изучению и проектированию станций и подстанций, работе с электрооборудованием на возобновляемых источниках энергии – солнечная, ветряная энергия, энергия приливов, геотермальная энергия, энергия биомассы, биогазов и так далее» [8]. Целевое обучение осуществляется в соответствии с ФГОС [9, 10] и с учетом требований предприятия-заказчика к уровню и качеству профессиональной подготовки и предусматривает:
- дополнительные занятия (лекции, практические работы…) по дисциплинам, не предусмотренными ФГОС, но необходимым при работе на предприятиях ЭК;
- написание курсовых и дипломных проектов по актуальным темам, предложенным предприятием-заказчиком;
- учебно-практическую подготовку с присвоением соответствующей квалификации по рабочей профессии в рамках профиля получаемой специальности высшего (среднего) профессионального образования.
4. Гарантированное трудоустройство после окончания вуза.
«Вузовское обучение сегодня носит комплексный, междисциплинарный характер и ориентировано на овладение не только знаниями и умениями, но и на способность их использовать в профессиональной деятельности» [11, с. 54]. В ЭК востребованы специалисты с высоким уровнем профессиональной, интеллектуальной и управленческой культуры. Поэтому основными программными целями работы со студентами являются:
- поиск и поддержка талантливой молодежи;
- оказание помощи студентам в осознанном выборе профессии;
- развитие у молодежи интереса к научно-техническому творчеству для решения актуальных задач в процессе трудовой деятельности;
- помощь студентам в выработке индивидуальной траектории дальнейшего профессионального развития и организации их карьерного роста как будущих работников предприятия;
- построение единой профессиональной коммуникационной среды для активной молодежи – «преимущество подобных коллективов – это получение студентами знаний и навыков командной инженерной работы» [2, с. 111];
- поддержка молодежных инициатив и проектов, востребованных в компаниях ЭК.
Этап 3. Работа с молодыми специалистами
Работа с молодыми специалистами – это систематическое и планомерно организованное воздействие с помощью организационных, финансовых и социальных механизмов управления, взаимосвязанных между собой, с целью обеспечения эффективной работы предприятия и повышения степени удовлетворения потребностей молодежи в их профессиональном и личностном росте. Это совокупность организационных структур, моделей и процессов управления молодыми специалистами, нацеленных на эффективное использование их трудового потенциала и удовлетворение потребностей профессионально развивающейся личности. «От использования потенциала молодых специалистов компании ожидают в первую очередь получить инновационность; высокий уровень квалификации, полученной в вузе; решение кадрового дефицита» [12, с. 149]. В период адаптации молодого специалиста важно активное усвоение им норм профессионального общения, производственных навыков, трудовой дисциплины и традиций рабочего коллектива [13].
Институт наставничества – это важная часть работы с молодыми специалистами. Наставники подбираются из числа наиболее подготовленных кадровых сотрудников с высокими профессиональными качествами и стабильными показателями в трудовой деятельности, способных и готовых делиться своим опытом, обладающих системным представлением о своем участке и работе всего подразделения, имеющих развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении. Наставник должен быть признанным профессионалом и проводником корпоративной культуры; знать нормативные акты и положения, принятые в ЭК; специфику своего подразделения и всей компании в целом; основы управления персоналом и работы с людьми. Наставник преподает теоретический материал в минимальном объёме, делая основной акцент на самостоятельное выполнение практических заданий. В первый месяц работы наставник знакомит сотрудника-стажера с историей и структурой компании, расположением офисных и производственных помещений, правилами внутреннего распорядка, локальными нормативными актами, особенностями деятельности подразделения, коллективом и его традициями, рабочим местом стажера, перспективами профессионального и карьерного роста на предприятии.
Результатом совместной работы наставника и молодого специалиста является обученный сотрудник, который овладел основными компетенциями, знаниями, умениями и навыками и готов к самостоятельной работе в своей профессиональной области.
Формирование Совета молодых специалистов является относительно новой, но уже хорошо себя зарекомендовавшей и перспективной формой работы с молодыми сотрудниками. Это общественное объединение, содействующее вовлечению молодежи в профессиональную и социально-культурную жизнь предприятия для наиболее полной реализации потенциала молодых специалистов [14]. Цели деятельности Совета:
1) создание условий для профессионального, социального, нравственного, творческого и физического развития молодежи;
2) защита прав и интересов молодых работников;
3) повышение заинтересованности молодежи в получении новых знаний и образования;
4) разработка и реализация программ по работе с молодёжью в области образования, трудовой занятости и досуга;
5) поддержка молодежных инициатив в социальной и общественной сферах деятельности, в науке и образовании;
6) поддержка деловой активности и творческой самореализации молодых специалистов.
Работа молодежного Совета ведется в различных направлениях – от официальных встреч с должностными лицами руководящего состава компании до развлекательных мероприятий. Это способствует:
- привлечению молодежи к участию в перспективных разработках, поддержке и развитию научно-технического движения;
- укреплению профессиональных и деловых связей между молодыми специалистами предприятия;
- расширению взаимодействия и обмен опытом молодых специалистов компании;
- сближению молодежи предприятия и укреплению ее приверженности корпоративным ценностям;
- адаптации и закреплению молодых специалистов в компании;
- созданию условий для повышения творческой инициативы молодых специалистов;
- развитию и совершенствованию управленческого потенциала перспективных молодых сотрудников [15].
«Реализация системного подхода к работе с молодыми специалистами на практике позволяет решить задачи, которые на первый взгляд кажутся почти несовместимыми (например, сформировать молодого амбициозного высококомпетентного сотрудника и при этом сохранить его лояльность компании)» [13, с. 263]. Внедрение предложенной комплексной целевой программы в работу ЭК дает возможность профессиональной самореализации молодых специалистов, совершенствования их трудовых навыков, формирования из молодого работника высококвалифицированного специалиста и в итоге – закрепления его на предприятии. Разработанные предложения в интегрированном виде представляют качественное совершенствование всей системы управления персоналом предприятий энергетического комплекса России.