Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

STATE OF ALERT AND MOTIVATION FOR EDUCATIONAL ACTIVITY OF FOREIGN AND RUSSIAN STUDENTS IN THE MEDICAL UNIVERSITY

Starikova I.V. 1 Radyshevskaya T.N. 1 Chaplieva E.M. 1 Zhuravleva M.V. 1 Alexandrina E.S. 1
1 Volgograd State Medical University
52 students of the Dental Faculty of the 5th year of medical school at the age of 18-21 were examined. Determined the state of anxiety and the level of motivation to learn. As a result of the study, it was revealed that the increase in the level of anxiety, mental strain and mental fatigue was more pronounced among foreign students than among Russian students Degree of anxiety and personal anxiety of Russian students is associated primarily with adaptation to the educational process. High levels of anxiety and trait anxiety among foreign students are not only associated with adaptive mechanisms to the educational process, but also with the language barrier, changes in the social environment. Analysis of the motives of the students’ academic activity revealed the following: 15 (56.7%) foreign students and 17 (65.3%) Russian students had a desire to become a highly qualified specialist. 18 (69.2%) foreign and 16 (61.5%) Russian students wanted to acquire profound and solid knowledge. The receipt of the diploma was given priority by 20 (77%) foreign and 22 (84.6%) Russian students, parents’ approval 13 (50%) and 16 (61.2%), respectively.
motivation
educational activity
level of anxiety
adaptation

Повышение мотивации студентов к учебной деятельности имеет огромное значение, так как уровень обучения студента определяется не только его способностями, но и «силой» мотивации, а также применяемыми методами обучения. К ориентации на успех будущего специалиста может привести знание особенностей потребностно-мотивационной сферы личности, умение преподавателя заинтересовать студента в процессе обучения.

Преподаватель должен выполнять обучающую, воспитательную и исследовательскую функции, от этого зависит интерес студентов к дисциплине. В основе подготовки будущих врачей лежит высокая мотивация студентов на получение знаний, которая должна опираться на потребность человека в признании, что делает человека более уверенным, дает ему чувство собственного достоинства [1].

Термин «мотивация» появился в литературе для объяснения особых форм поведения (так называемых мотивационных) и в течение долгого времени существовал самостоятельно. Любое поведение в той или иной степени включает мотивацию, но формы проявления её разнообразны. Формирование социальных мотиваций человека (получение образования, занятие определенной профессии, интерес к предметам искусства, литературы) происходит в процессе общественного воспитания [2].

Учебная деятельность студента – это усвоение знаний, самостоятельное приобретение их. Знания строения потребностно-мотивационной сферы личности студента и её элементах необходимы преподавателю для увеличения интереса к получению знаний. Преподавателю необходимо создавать такие ситуации, которые отвечают потребностям студентов, используя различные методики обучения.

Успешность обучения студента зависит от развития потребности в достижении цели, в нацеленности на успех. У разных студентов различные мотивации, такие как стать высококвалифицированным специалистом, получить диплом, отсутствие мотивация к учебной деятельности. Следовательно, преподаватели вузов мотивацию к обучению в вузе должны рассматривать как начало всей последующей работы [3]. Помимо общей профессиональной мотивации, у студентов появляется определённое отношение к разным учебным предметам, которое определяется важностью их для профессиональной подготовки, качеством преподавания, взаимоотношением с педагогом.

Мотивация – является движущей силой поведения человека и связана с такими сторонами личности, как характер, потребности, чувства, эмоции, воля, самореализация и самооценка. Проблема профессиональной мотивации в развитии личности, несомненно, является актуальной. Проведение исследования в этой области позволит разработать методические рекомендации для преподавателей и студентов. Чтобы повысить мотивацию студентов к приобретению знаний и умений будущей профессии, можно включать проведение тренинга развития мотивации для студентов. Это могут быть тренинги по формированию знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности; формированию потребностей и мотивов профессионального развития; оценки профессиональных способностей и возможностей, по самовоспитанию, саморазвитию и так далее. В результате таких тренингов студенты осознают цель обучения в вузе, учатся работать над собой. Раскрыть потенциальные возможности личности студента поможет правильная организация учебного процесса. Для этого в обучении необходимо использовать активные методы обучения, организовать работу студентов в малых группах, привлекать их к научно-исследовательской работе [4].

Особые требования предъявляются к студентам-медикам. Процесс повышения качества подготовки будущих врачей сложен, в его основе должна лежать мотивация студентов на получение знаний и работы с людьми. Отсутствие мотивации к учебной деятельности не может способствовать формированию высококлассного специалиста в дальнейшем. Студент должен научиться самостоятельно получать знания и иметь навыки клинического мышления [5]. Только целенаправленная работа над повышением своих знаний приведет к успешной деятельности в избранной профессии в дальнейшем.

Если у студента имеется познавательная потребность, то целесообразно заинтересовать его научно-исследовательской деятельностью, привлечь к работе в научном кружке, вместе с ним разработать тему исследования, наметить цель работы, определить задачи и пути их решения. Конечной целью будет выступление его на конференциях, написание научных работ, что стимулирует его дальнейшую научно-исследовательскую деятельность в ординатуре, аспирантуре и в качестве молодого ученого.

При преобладании у студента потребности в аффилиации целесообразно создавать ситуации активной взаимопомощи, а при преобладании доминирования создать ситуацию дискуссии и обсуждения. Преподаватель должен иметь отчетливое представление о личности студента, использовать активные и интерактивные методы в процессе обучения, что в дальнейшем приведет к повышению мотивации студента [6].

Требования, предъявляемые вузом к студентам, постоянно возрастают. Знание психофизиологических основ обучения и индивидуально-типологических различий студентов позволяют преподавателю максимально расширить объем преподаваемой студентам учебной и научной информации. Повышение качества учебного процесса требуют новых форм преподавания. Высшая школа должна выработать у студентов умение самостоятельно овладевать знаниями, профессиональными навыками.

Изучение психологических возможностей и физиологических резервов организма студента является актуальной проблемой, знание которой позволит повысить качество знаний, работоспособность и усвоение учебного материала.

В ряде исследований рассматривается роль эмоционального напряжения в психических процессах (внимание, мотивация). Особая роль отводится способности анализировать, разрабатывать и реализовывать различного вида информацию, получаемую в процессе обучения.

При анализе активности студента в вузе необходимо учитывать личностные характеристики студентов: уровень тревожности, лабильность нервной системы, которые отражаются на психофизиологических параметрах и адаптации студентов к новым условиям обучения. Адаптация – это процесс, обеспечивающий оптимальный уровень жизнедеятельности индивида в непривычных условиях социокультурной, информационной и физической среды. Высшая школа должна не только дать сумму знаний, но и выработать у студентов умение самостоятельно овладевать знаниями, профессиональными навыками.

У иностранных студентов, проходящих обучение в российских вузах, период адаптации в новых условиях затягивается на несколько лет, что определяется религиозными, социальными факторами. Основным препятствием, затрудняющим процесс адаптации иностранных студентов, является языковой барьер, при этом снижается мотивация к обучению. Они попадают в новую социокультурную среду с разными традициями и бытовыми условиями. В начале обучения процесс адаптации характеризуется наличием психоэмоциональной напряженности, с преобладанием влияния симпатической нервной системы. Важным для процесса адаптации является измененный темп и ритм жизни, климатогеографические условия, отсутствие у организма «опыта» приспособления к ним, новый пищевой рацион. Показатели функционального состояния, физической подготовки зарубежных студентов в начальном периоде обучения ниже, чем у российских студентов. Основными трудностями адаптации отечественного студента является переход от социальной роли «вчерашний школьник» к статусу «студент», непривычные методы преподавания, большие учебные нагрузки, новая система оценивания знаний и умения учиться и овладения знаниями. При этом снижается скорость переработки информации, зрительная память.

Целью настоящего исследования явилось изучение состояния тревожности и мотивации отечественных и иностранных студентов в медицинском вузе.

Материалы и методы исследования

Всего обследовано 52 студента в возрасте 18–21 год, из них 26 иностранных и 26 российских студентов стоматологического факультета 5 курса медицинского вуза. По методике Ч. Спилберга определяли состояние тревожности, адаптированной в нашей стране Ю.Л. Ханиным. По опроснику А.А. Рейно «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи», а также при помощи методики: «Изучение мотивации обучения в вузе (Т.И. Ильина)» определяли уровень мотивации студентов к обучению. Методика состоит из 50 утверждений, которые могут оцениваться личностью по отношению к себе положительно либо отрицательно. Результаты обрабатываются в соответствии с ключом. Основой жизненной активности человека является надежда и потребность в достижении успеха, что является позитивной мотивацией. Негативная мотивация – это мотивация на неудачу, потребность избежать срыва, получить порицание или наказание. Второй тест «Изучение мотивации обучения в вузе» включало список вопросов о причинах, которые мотивируют студентов к обучению.

Всем испытуемым было проведено анкетирование в начале цикла по терапевтической стоматологии и в конце. На занятиях использовались интерактивные методы обучения: презентации, обсуждение проблемы, круглый стол, дискуссии, ролевые игры. Студенты, интересующиеся предметом, привлекались к научно-исследовательской работе.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате исследования выявлена низкая степень реактивной тревожности у 2 (7,8 %) иностранных студентов и у 18 (69,2 %) российских. Низкая степень личностной тревожности встречалась у 2 (7,7 %) иностранных студентов и у 19 (73 %) российских студентов. Средняя степень реактивной тревожности у 10 (38,4 %) иностранных и у 5 (19,2 %) российских студентов; средняя степень личностной тревоги составляла у 16 (23,1, %) иностранных и у 4 (15,4 %) российских студентов. Высокий уровень реактивной тревоги встречался у 14 (53,8 %) иностранных студентов и у 3 (11,5 %) российских, высокая степень личностной тревожности у 18 (69,2 %) иностранных и у 3 (11,5 %) российских соответственно.

Личностная тревожность – относительно устойчива индивидуальная характеристика студентов, которые склонны воспринимать многие ситуацие как угрожающие, реагировать на них проявлением состояния стресса и тревоги. Закономерность формирования психофизиологической адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни имеет разнонаправленный характер. К концу учебного года у них в большей степени, чем у отечественных студентов, повышается уровень тревоги, психическое напряжение и психическая усталость.

При выявлении мотивационной активности студентов к учебной деятельности по опроснику «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» А.А. Рейно установлена мотивация на успех у 18 иностранных и 22 российских студентов. Мотивационный полюс был не выражен у 8 иностранных и 4 российских студентов. Студенты с мотивацией на неудачу не инициативны, на занятиях остаются в тени, изыскивают причины для отказа отвечать по теме занятия, не участвуют в приеме пациентов и приобретении профессиональных мануальных навыков. Студенты, имеющие интерес к предмету, читают дополнительную литературу, активны на занятиях, инициативны во внеаудиторное время.

Анализ мотивов учебной деятельности студентов выявил следующее: желание стать высококвалифицированным специалистом было у 15 (56,7 %) зарубежных студентов и у 17 (65,3 %) российских студентов. Приобрести глубокие и прочные знания хотели 18 (69,2 %) зарубежных и 16 (61,5 %) российских студентов. Получение диплома приоритетным посчитали 20 (77 %) иностранных и 22 (84,6 %) российских студентов, одобрения родителей 13 (50 %) и 16 (61,2 %) соответственно. Остальные мотивы встречались в единичных количествах.

В конце цикла по терапевтической стоматологии анализ мотивационной активности студентов учебной деятельности показал: мотивация на успех выявлена у 20 иностранных студентов и 23 российских. Повысился мотивационный полюс у иностранных и российских студентов. За время цикла к научно-исследовательской работе было привлечено 4 студента, которые занимались в научном кружке. Результатом проведенной работы было написание 5 научных публикаций.

Для повышения мотивации к учебной деятельности студентов было важно применение следующих обучающих технологий: новизна содержания учебного материала; углубление уже усвоенных знаний; раскрытие практической, научной значимости знаний; использование методов активного и интерактивного обучения; использование в учебном процессе диалога, уважение личности, педагогический такт, создание ситуации успеха неуверенным в себе студентам; учет интересов и потребностей студентов.

Посредством конструктивного взаимодействия минимизация признаков авторитарного стиля, проявляющихся в недоброжелательном отношении преподавателя к студентам.

Целенаправленная работа преподавателя с каждым студентом над повышением уровня своих знаний и адаптационных возможностей, способствует превращению имеющихся неустойчивых побуждений в целостную мотивационную сферу с устойчивой структурой.

Заключение

Изучение и выявление факторов психологических условий и закономерностей повышения адаптированности студентов являются важными задачами педагогов. Динамика учебной мотивации зависит от многих факторов, например учеба в группе, где нет мотивов ни к учебе, ни к профессии (обычно это наблюдалось в группе с наихудшей успеваемостью). В таких группах высокая степень дезадаптированности, и как результат – снижение успеваемости, отрицательные эмоции на неудачу.

В ходе исследования выявлен повышенный уровень тревожности у зарубежных студентов по сравнению с российскими. У отечественных студентов степень тревоги и личностная тревожность связана в первую очередь с адаптацией к учебному процессу. Высокий уровень тревоги и личностной тревожности у зарубежных студентов связан не только с адаптационными механизмами к учебному процессу, но и с языковым барьером, изменениями в социально-бытовой среде.

Для повышения мотивационной учебной деятельности возможно применение следующих технологий обучения: заинтересованность новизной содержания учебного материала; раскрыть практическую и научную значимость; использовать методы активного и интерактивного обучения в учебном процессе. Учет интересов и потребностей студентов, диалог вместо монолога, уважение личности обучаемого, педагогический такт, поддержка неуверенных в себе студентов позволит улучшить не только качество преподавания, но и более полно раскрыть способности личности.

Целенаправленная работа преподавателя с каждым студентом повысит уровень полученных знаний и будет способствовать превращению имеющихся неустойчивых побуждений в целостную систему. Формирование готовности студентов к будущей профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом его будущей профессии и личностных характеристик.