Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

USE OF ACTIVE FORMS AND METHODS OF TRAINING IN THE PROCESS OF TEACHING DISCIPLINE «HISTOLOGY, EMBRYOLOGY AND CYTOLOGY»

Okulova I.I. 1 Suntsova N.A. 1 Zhdanova O.B. 1 Chasovskikh O.V. 1 Kovaleva L.K. 1 Mutoshvili L.R. 1
1 Kirov State Medical University
In modern conditions, the learning process requires constant improvement, which is due to a change in priorities and social values. The aim of the study is to study the influence of activization of the cognitive activity of medical students in the discipline «Histology, Embryology and Citologiy». To study the activation of cognitive activity of students in the process of teaching the discipline «Histology, Embryology and Citologiy» and improve the quality of their knowledge in this discipline, a pedagogical experiment was conducted. To solve these problems, we applied the following research methods: – experimental methods (pedagogical experiment): «Lecture-conversation», «Practical exercises:» Press conference «Practical classes were held in the form of a «Press Conference»: the students were divided into subgroups. One group acted as journalists, other scientists. «Journalists» asked questions, «scientists» responded to him. The teacher acted as an outside observer, noting for himself the activity of students. In the control group, the sessions were conducted according to the calendar-thematic plan, i.e. by the «usual program». In the experimental group, active methods of teaching were used. Lectures were conducted in two streams of 150 students in each group. To conduct practical classes students were divided into 2 groups: control (n = 30) and experimental (n = 30). Thus, the results of the pedagogical experiment indicate that the activation of the cognitive activity of students at a medical university through the use of various forms and methods contributes to raising the level of knowledge of students in the study of the discipline «Histology, Embryology and Citologiy».
histology
embryology and cytology
lecture-conversation
practical lesson «press conference»

Научно-технический прогресс становится средством достижения такого уровня производства, который бы в максимальной степени удовлетворял постоянно возрастающим потребностям человека, а также развитию духовного богатства личности. Поэтому процесс подготовки специалистов высокого уровня требует значительного изменения стратегии и тактики обучения в высшей школе.

Основными характеристиками выпускника образовательного учреждения, в том числе высшего, считаются: компетентность и мобильность. Это обуславливает перенос акцентов при освоении учебных дисциплин на сам процесс познания, эффективность которого в значительной степени зависит от познавательной активности самого обучающегося [1–3]. Для достижения этой цели важно не только содержание обучения, но и формы и методы его усвоения: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с использованием репродуктивных или активных методов обучения [4–6].

Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный предмет представляются студенту интересным, он с особым увлечением занимается им, старается глубоко изучить все стороны тех явлений, которые связаны с интересующей его областью знаний. В противном случае интерес к предмету может быть случайным, нестойким и поверхностным [7–9].

Активизация обучения может происходить как через совершенствование форм и методов обучения, так и через совершенствование организации и управления в целом учебным процессом [10].

Понятие «активные методы обучения» (АМО) возникло в начале 1960-х гг. Ю.Н. Емельянов применяет его, характеризуя особую группу методов, которые применяются в системе социально-психологического обучения и базируются на применении некоторых социально-психологических явлений и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Тем не менее активными считаются не методы, активным считается именно обучение. Оно утрачивает репродуктивный характер и становится произвольной и внутренне детерминированной работой обучающихся по формированию собственного опыта и компетентности [10]. Активные методы обучения (АМО) способствуют решению трех учебно-организационных задач:

1) подчинить процесс обучения под управляющее воздействие преподавателя;

2) обеспечить активное участие в учебной деятельности как подготовленных, так и неподготовленных студентов;

3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала

Применение активных методов в вузовском обучении считается важным фактором в подготовке высококвалифицированных специалистов, в частности они помогают формировать знания, умения и навыки обучающихся через вовлечение их в активную учебно-познавательную работу [3–6].

Целью исследования является изучение влияния активизации познавательной деятельности студентов медицинского вуза на процесс обучения дисциплине «Гистология, эмбриология и цитология».

Для решения поставленных задач мы применили следующие методы исследований:

– экспериментальные методы (педагогический эксперимент): «Лекцияя-беседа»,

– практические занятия: «Пресс-конференция».

Освоение учебной дисциплины «Гистология, эмбриология и цитология» состоит в овладении студентами научными представлениями о микроскопической функциональной морфологии и развитии клеточных, тканевых и органных систем человека, которые обеспечивают базис для изучения клинических дисциплин и способствуют формированию врачебного мышления. Преподавание дисциплин осуществляется согласно закону Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 21.12.2012 г., разработанных на его основе Федеральных государственных образовательных стандартов специальностей: 31.05.01 «Лечебное дело», разработанных в соответствии с ними учебно-методических комплексов, одним из компонентов которых является рабочая программа дисциплины.

Для изучения влияния активизации познавательной деятельности студентов в процессе обучения дисциплине «Гистология, эмбриология и цитология» на повышение качества их знаний по этой дисциплине был проведен педагогический эксперимент. В исследовании участвовали студенты 2 курса лечебного факультета, изучающие дисциплину «Гистология, эмбриология и цитология», раздел «Пищеварительная система» и «Дыхательная система».

Лекции и практические занятия проводились с использованием разных технологий. Лекцию проводили в форме лекции-беседы. По другому ее называют «диалог с аудиторией», на данной лекции происходит непосредственный контакт педагога с аудиторией. Положительной стороной лекции-беседы является то, что она способствует привлечению внимания обучающихся к главным вопросам темы, определяет содержание и темп изложения учебной информации с учетом особенностей обучающихся. Групповая беседа помогает расширить круг мнений сторон, а также привлечь коллективный опыт и знания. Вопросы обладают информационным и проблемным характером, что помогает выяснять мнения и степень осведомленности обучающихся по рассматриваемой теме, а также уровень их готовности к восприятию следующей информации. Вопросы адресуются всей аудитории, поэтому студенты могут отвечать со своих мест. В случае, если кто-то из студентов не принимал участия в беседе, то вопрос адресовали этому обучающемуся лично или спрашивали его мнение по обсуждаемой тематике. В процессе лекции-беседы педагог следит, чтобы на заданные вопросы были получены ответы, в противном случае они будут носить риторический характер и не будут обеспечивать необходимой активизации мышления обучающихся.

Практические занятия проводили в форме пресс-конференции: студенты были распределены на подгруппы. Одна группа – выступала в роли журналистов, другая научных деятелей. «Журналисты» задавали вопросы, «научные деятели» отвечали на них. Преподаватель выступал в роли стороннего наблюдателя, отмечая для себя активность студентов.

В исследовании участвовали студенты 2 курса лечебного факультета, изучающие дисциплину «Гистология, эмбриология и цитология», раздел «Пищеварительная система» и «Дыхательная система». В контрольной группе занятия проводили согласно календарно-тематическому плану, т.е. по «обычной программе». В экспериментальной группе использовали активные методы преподавания. Лекции проводили в двух потоках по 150 студентов в каждой группе. Для проведения практических занятий студенты были распределены на 2 группы: контрольную (n = 30) и экспериментальную (n = 30).

В обеих группах для оценивания уровня знаний студентов по дисциплине проводили контрольную работу и тестовые задания, а для оценивания удовлетворенности используемых активных методов обучения – анкетирование. Полученные результаты статистически обработаны. Рассчитывали среднюю арифметическую (M), ошибку средней арифметической (m), t-критерий Стьюдента. При этом различия между группами считали достоверными при значении критерия р < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

На начальном этапе эксперимента обе группы имели одинаковый уровень качества знаний, который был оценен по результатам предшествующего промежуточного контроля – тестирования (рис. 1).

sun1.wmf

Рис. 1. Уровень знаний студентов контрольной и экспериментальной групп на начальном этапе педагогического эксперимента (тест)

Как видно на рис. 1 уровень знаний студентов был одинаковый как в контрольной, так и в экспериментальной группах.

Затем студенты контрольной группы обучались в «обычных» условиях по стандартным занятиям по «Гистологии, эмбриологии и цитологии», а студенты экспериментальной группы посещали лекции в форме «Лекция-беседа» и практические занятия в форме «Пресс-конференция».

В результате применения лекции-беседы и практических занятий в форме «Пресс-конференция» для активизации познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Гистология, эмбриология и цитология» произошло повышение уровня знаний учащихся по этой дисциплине (рис. 2–3).

sun2.wmf

Рис. 2. Уровень знаний студентов контрольной группы на конечном этапе педагогического эксперимента

sun3.wmf

Рис. 3. Уровень знаний студентов экспериментальной группы на конечном этапе педагогического эксперимента

Как видно на рис. 2, в контрольной группе за устный ответ и письменный (тест) «удовлетворительно» получили 30 % студентов, а в экспериментальной группе оценку «удовлетворительно» получили не более 10 % студентов. В контрольной группе оценку «хорошо» за устный ответ и письменный (тест) получили около 45 %, а в экспериментальной группе оценку «хорошо» получили 35 % студентов. Зато оценок «отлично» в эксепериментальной группе было 50 %, а в контрольной 25 %.

На конечном этапе педагогического эксперимента у студентов экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой была проведена контрольная работа и проведено тестирование, в результате получено больше оценок «отлично» в 2 раза, меньше оценок «хорошо» – на 7 % и «удовлетворительно» – на 18 % (рис. 4). Средняя оценка по дисциплине также выше в экспериментальной группе, чем в контрольной, на 12,8 % (р < 0,05).

sun4.wmf

Рис. 4. Сравнение конечного уровня знаний у студентов в оценках

sun5.wmf

Рис. 5. Какая форма изучения нового материала Вам более интересна?

По окончании педагогического эксперимента было проведено анкетирование по выяснению мнения студентов об использовании активных форм изучения нового материала для активизации познавательной деятельности учащихся при изучении дисциплины «Гистология, эмбриология и цитология» 93 % студентов экспериментальной группы ответили, что при изучении нового материала по данной дисциплине им были интересны в большей степени практические занятия «Пресс-конференция», а для 98 % студентов – лекция-беседа (рис. 5).

Активизация познавательной деятельности студентов путем использования активных методов обучения создает условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов вуза. Они оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Разработка и внедрение активных методов обучения происходит в различных областях научного знания и достаточно исследована большинством педагогов и психологов, но использование активных методов обучения в процессе преподавания в медицинском вузе биологических дисциплин, в частности «Гистологии, эмбриологии и цитологии» изучено недостаточно, что определило актуальность выбранной темы.

Для повышения активности познавательной деятельности студентов были разработаны и успешно апробированы занятия с использованием активных форм и методов обучения по дисциплине «Гистология, эмбриология и цитология». В качестве активных методов обучения использовали: лекцию-беседу, практическое занятие «Пресс-конференция». Анкетирование выявило, что из урочных методов интерес к получению новых знаний по гистологии 30 % студентам помогло получить практическое занятие «Пресс-конференция», 70 % учащихся – лекция-беседа.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что выдвинутая в исследовании гипотеза является верной. Показано, что активизация познавательной деятельности студентов медицинского вуза путем применения различных форм и методов способствует повышению уровня знаний учащихся при изучении дисциплины «Гистология, эмбриология и цитология».