Нравственное воспитание старших дошкольников является одной из важных проблем педагогики на современном этапе развития России, которой уделяется огромное внимание со стороны учёных, педагогов-исследователей и педагогов-практиков. Дошкольное детство – это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. В дошкольном возрасте закладываются основы всех основных понятий и навыков, необходимых для дальнейшей жизни. В это время происходит ориентирование ребенка в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию детей этическими нормами и правилами.
О важности проблемы нравственного воспитания дошкольников говорится в государственных документах: ФГОС ДО (17.10.2013) [1], Законе «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012) [2], Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (30.12.2015) [3] и др. В ФГОС ДО отмечается, что сегодня процесс обучения и воспитания строится на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Проблема нравственного воспитания была актуальна во все времена. Об этом свидетельствуют работы зарубежных и отечественных педагогов прошлого (Я.А. Коменский, П.Ф. Каптерев, В.Ф. Одоевский, Н.И. Пирогов, А.С. Симонович, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.). О важности проблемы нравственного воспитания дошкольников в современных условиях свидетельствует большое количество исследований, авторы которых рассматривают различные ее аспекты: педагогическая поддержка семьи в нравственном воспитании дошкольника (М.А. Арсенова, Е.А. Кудрявцева, Т.В. Першина, Е.И. Тимошина и др.); нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства (Г.Т. Тимеркаева и др.); нравственное воспитание дошкольников на примере художественной литературы (Н.А. Дядюрина, Л.Е. Климова, С.В. Кузьмина, О.А. Фадеева и др.); нравственное воспитание дошкольников в проектной деятельности (М.С. Мартынова, Л.В. Ситникова, Л.В. Чепикова и др.); нравственное воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности (Г.М. Киселева, Е.М. Французова и др.); общие основы нравственного воспитания дошкольников (О.М. Беляева, И.Д. Му-Горяева, Е.С. Конюхова, В.П. Макеенок, А.А. Петрова, Г.А. Семешко, Л.М. Тарантей и др.); нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиций (Л.М. Александрова, Б. Асранкулова, Н.В. Лазько, А.А. Ооржак и др.); нравственное воспитание дошкольников средствами сказки (Е.С. Вареца, Е.А. Голубова, А.П. Орлова и др.); нравственное воспитание дошкольников в контексте ФГОС (В.Ф. Гордеева, Т.Н. Козина, Р.Р. Тахавиева, С.В. Часниченко и др.); нравственное воспитание дошкольников средствами природы (К.В. Васильева, Д.А. Гусева, В.В. Замятина, А.А. Иванова и др.); нравственное воспитание дошкольников средствами мультипликации (Е.В. Брянская, Л.И. Красильникова, Г.М. Синдикова, А.А. Стручалина и др.); нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики (М.А. Арсенова, А.В. Груздева и др.); роль педагога в нравственном воспитании дошкольников (М.В. Полянцева, Е.А. Попова и др.); взаимодействие ДОУ и семьи в нравственном воспитании (А.Р. Алиева, И.А. Волкова, Т.Г. Гоч, Е.С. Ранговская, А.В. Сергеева и др.). Авторы на обширном аналитическом материале показывают, что нравственное развитие ребенка является одним из важнейших компонентов развития личности в целом. Развитие у детей таких нравственных качеств, как сочувствие, доброта, готовность прийти на помощь, оказать поддержку, умение поделиться с другим, т.е. тех качеств, которые ребенок может проявить при общении со сверстниками, а более широко – с другими людьми, понимается как способность жить среди людей, уметь общаться с ними, находить общие решения в конфликтных ситуациях, уметь сотрудничать, развивать чувства «Мы» в детском коллективе [4].
В педагогике под нравственным воспитанием понимают целенаправленный процесс формирования нравственных представлений, нравственных чувств и нравственных поступков. Большинство концепций нравственного воспитания рассматривают патриотическое воспитание как часть нравственного. Важную роль в нравственном воспитании играют патриотические чувства, об этом свидетельствуют исследования, посвященные различным аспектам нравственно-патриотического воспитания: организация нравственно-патриотического воспитания в ДОУ (Г.Н. Белослудцева, Е.Н. Бородина, Е.Н. Запасник, О.В. Кириленко, Н.И. Логачева, С.Н. Писаренко, Л.Н. Петренко, О.В. Чубич и др.); взаимодействие семьи и ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников (М.Н. Журахова, О.А. Крайнова, А.А. Кузина, Н.А. Нетребина, Г.А. Новикова, Л.Р. Хабибуллина и др.); нравственно-патриотическое воспитание посредством проектов (Н.Г. Степанова и др.), музыки (О.А. Витт и др.), устного народного творчества (О.М. Зиньковская и др.), художественной деятельности (Е.Н. Бородина и др.). Авторы работ подчеркивают важность воспитания нравственных чувств и гражданского сознания у дошкольников как направления нравственно-патриотического воспитания, которое должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, социального опыта постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России [5].
В настоящей статье авторы представляют результаты экспериментального исследования по изучению проблемы воспитания нравственно-патриотических чувств к малой родине, родному городу и воспитания толерантного отношения к лицам других национальностей. Исследование проводилось в МБДОУ Красноярского края (выборка составила 126 детей старшего дошкольного возраста).
Экспериментальное исследование «Знакомство с родным краем» разработано с учетом основных документов образования: Закона «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012); Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (30.12.15), Программы, реализуемой в дошкольном учреждении «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Исследование не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации. Темы непосредственной образовательной деятельности тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: познавательной, продуктивной, игровой.
Цель экспериментального исследования: изучение особенностей формирования нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края; воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
С детьми индивидуально проводилась диагностика с целью выявления уровня знаний родного края, уровня нравственной воспитанности, обследование проводилось в течение 15 минут. Результаты оценивались по 3-х бальной системе.
Обработка результатов методики:
3 балла (высокий уровень) – ребенок хорошо ориентируется в основных понятиях, названиях, связанных с Родиной. В личностном компоненте проявляет дружелюбие, заботу о близких людях, знает основные правила поведения в природе, в городе. Практически без наводящих вопросов, находит выход из моделируемых ситуаций в соответствии с принятыми нормами морали, этики. Хорошо, в соответствии с возрастом, контролирует свои эмоции, чувства, активно идет на контакт со сверстниками и взрослыми, умеет договариваться.
2 балла (средний уровень) – ребенок затруднительно ориентируется в понятиях, названиях, связанных с Родиной. В личностном компоненте проявляет дружелюбие, заботу о близких людях, плохо знает нормы, правила поведения в природе, городе или затрудняется ответить, но после наводящих вопросов откликается, рассуждает. Попадая в моделируемые ситуации, не сразу находит правильный выход, но после наводящих вопросов поправляется, находит другой выход. Эмоции контролирует, но не всегда идет на контакт. Договаривается с трудом.
1 балл (низкий уровень) – ребенок практически не знаком с понятиями, названиями, связанными с Родиной. В личностном компоненте не проявляет дружелюбие, плохо идет на контакт, не знает норм, правил поведения в природе, городе, после подсказок, нескольких наводящих вопросов может частично ответить. Попадая в моделируемые ситуации, находит правильное решение только с помощью педагога.
Диагностика проводилась по двум направлениям: уровень нравственного воспитания и уровень знаний о родной стране.
Результаты диагностики уровня нравственного воспитания: низкий уровень показали 30 % дошкольников, средний уровень – 70 %. Детей с высоким уровнем нравственной воспитанности не оказалось.
Уровень знаний о родной стране на констатирующем этапе экспериментального исследования следующий: низкий – 20 %, средний – 70 %, высокий – 10 %.
Констатирующий эксперимент показал, что 25 % детей имеют низкий уровень по результатам двух диагностик (развития нравственно воспитания и знаний о родной стране); 70 % – средний уровень; 5 % – высокий. Большинство детей знают название страны, города, но не все знают адрес проживания; знают гимн, флаг, а герб уже вызывает затруднение; природу Красноярского края знают как природу города Лесосибирска; затрудняются ответить, чем богат край, но часть детей ответили с помощью наводящих вопросов.
Личностный компонент выявил готовность прийти на выручку, помогать родным, воспитателям, друзьям. Дети охотно рассказывают, как они помогают дома маме, папе и т.д. Знают о Великой Отечественной войне, гордятся дедами, прадедами. Была предложена ситуация: «Ты захотел поиграть конструктором в детском саду, но из некоторых деталей уже построили дом Аня и Миша, тебе тоже очень хотелось построить башню, а деталей тебе не хватает. Что ты будешь делать?». Ответы были разнообразные: дети отвечали, что могут договориться, попросить деталь, забрать, пожаловаться воспитателю и др.
Далее мы пытались вместе анализировать поступки, ребенка и его друзей. «А как ты бы хотел,чтобы поступили дети?», «А если бы ты был на месте этого ребенка?», «Считаешь ли ты свой поступок правильным? Почему?» и т.д. Дети охотно анализировали поступки других. Большинство старших дошкольников хорошо знает нормы морали и нравственности.
На формирующем этапе была проведена система занятий по трем разделам:
В первом разделе «Где мы живем?» даются элементарные представления о географическом расположении страны, края, города на карте. Рассматривается климат, символика страны, края, города.
Задачи:
– формировать представления детей о географических особенностях их Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: Символика страны, края, города. Местоположение города, климат округа, округ и город на карте России; природа и полезные ископаемые округа; символика родного края;
– формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края;
– расширять представления о природных богатствах Красноярского края, в особенности города: растительном и животном мире, полезных ископаемых;
– учить детей устанавливать взаимосвязи между отношением человека к природе и его здоровым образом жизни;
– воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
Нами была организована НОД на тему «Символика нашей Родины».
Во втором разделе «Город, в котором я живу», даются элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной войны, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.
Задачи:
– формировать представления об исторических корнях города;
– расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости поселка;
– воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной войны.
Во втором разделе была организована НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Люблю тебя, мой край родной» и совместное родительское собрание.
Включение третьего раздела «Кладовые города» обусловлено тем, что он является связующим звеном между представлением дошкольников о народах, живущих в городе, и культурой, которую они представляют.
Задачи:
– формирование представлений об основных профессиях жителей города;
– формирование интереса к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям;
– воспитание интереса и желания как можно больше узнать о своей малой Родине.
Была организована совместная деятельность с детьми на тему «Россия от края до края».
В ходе нашего экспериментального исследования огромное внимание уделялось бережному отношению к окружающей природе, заботе о близких людях, умению выслушать и договориться, патриотическому воспитанию, знаниям этнокультуры, особенностям родного города и края.
По завершению формирующего эксперимента была проведена контрольная диагностика по тем же методикам, что и констатирующий эксперимент.
На констатирующем этапе нами было выявлено, что у многих детей вызывает затруднение рассказать о природе всего края, природных зонах, ландшафте. В ходе контрольного этапа дети показали более высокий уровень знаний и о родном крае, с интересом и увлеченностью рассказывали о природе, богатствах, народах, живущих на территории края.
Контрольный этап эксперимента показал, что 20 % детей имеют низкий уровень по результатам двух диагностик (развития нравственного воспитанияи знаний о родной стране); 75 % – средний уровень; 5 % – высокий. Несмотря на незначительную динамику, в целом она показывает, что разработанная программа формирующего эксперимента результативна.
Уровень нравственного воспитания после проведенной системы занятий: низкий – 25 %, средний – 75 %, высокий – нет.
Процентное соотношение нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе экспериментального исследования следующий: низкий – 15 %, средний – 75 %, высокий – 10 %.
Таким образом, доказано, что реализация разработанной системы занятий для повышения нравственно-патриотического воспитания дала положительные результаты. Уровень знания родной страны и, соответственно, средний уровень нравственного воспитания повысился на 5 %. Незначительная динамика полученных результатов вполне ожидаема и обусловлена тем, что разработанная система занятий проводилась в течение всего двух месяцев. При организации нравственного воспитания старших дошкольников необходимо использовать разнообразные методы (беседы, игры, экскурсии и др.); различные виды детской деятельности; продукты родной культуры (музыка, литература, изобразительная деятельность, мультфильм и др.). Только комплексная, совместная деятельность педагог – родитель – ребенок даст наилучший результат. Это свидетельствует о необходимости интеграции существующих теоретических подходов на основе выявления их взаимосвязей и обоснования возможности сочетания на разных этапах нравственного воспитания детей дошкольного возраста.