По данным Федеральной службы Госстата за 2016 г., уровень занятости среди инвалидов составлял 12,5 % (по данным Международной организации труда, этот показатель в среднем по миру составляет 20 %). При этом лишь 6,1 % людей с ОВЗ в России хотят получить новую профессию и, следовательно, увеличить свои шансы на трудоустройство. Эта проблема усугубляется тем, что, по данным ЮНЕСКО, уже два миллиона российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии, и каждый год число детей с ОВЗ в России растёт на пять процентов. В 2015–2016 учебном году в специализированных образовательных организациях Удмуртии обучалось 3 866 детей с ОВЗ, и лишь 99 молодых людей с ОВЗ обучалось по программам СПО. В остальных регионах России ситуация не лучше. Из этого следует, что большинство детей с ОВЗ в дальнейшем обречены на безработное существование. В первую очередь это трагедия личности и семьи, в силу отсутствия социализации молодых людей. Одновременно это и демонстрация их уверенности в том, что, даже имея специальность, они не смогут занять подобающее место в обществе.
С другой стороны, можно привести данные активного роста потребности в IT-специалистах, которая уже сейчас удовлетворяется с большим трудом из-за отсутствия квалифицированных кадров. Как правило, выпускники ОУ СПО, а порой и вузов после приема на работу отправляются на переподготовку, так как их знаний и навыков недостаточно для выполнения соответствующего функционала. Уже сейчас это превратилось в государственную проблему, так как в своем большинстве хорошего IT-специалиста в ОУ СПО по существующим методикам не подготовить, для этого нужен вуз с его требованиями к самостоятельности мышления и принятию решений. Однако, несмотря на потребность в IT-специалистах, работодатели не горят желанием брать на работу выпускников с ОВЗ, так как это сопряжено с неудобствами в первую очередь для работодателей. Такому работнику нужно предоставить удаленный доступ к рабочему месту, и поэтому в силу существующих представлений есть мнение, что его труднее контролировать. Это, конечно, фикция, так как нет никакой разницы, где работник создает свою программу – дома или в офисе, но у администраторов, особенно у кадровиков – свое мнение. Но сейчас наша цель не в том, чтобы наставлять работодателей в пользу гуманного отношения к выпускникам с ОВЗ. Более важно – понять, что необходимо сделать, чтобы отношение бывших школьников, т.е. потенциальных студентов, выбравших профессиональное предназначение и пришедших в ОУ СПО, не было столь негативным. Для чего необходимо четко представить, как в ОУ СПО можно создать специалиста, характеризующегося ОВЗ, востребованность которого на рынке труда никем не оспаривалась бы и не отличалась от востребованности обычного выпускника СПО. Этот вопрос до сих пор не имеет окончательного решения в силу сложности проблемы, так как в данном случае затрагиваются как проблемы методической подготовки учебных курсов, так и проблемы социализации студентов с ОВЗ.
Цель работы
В связи с вышеизложенным цель статьи – предложить собственную методику дистанционного обучения студентов с ОВЗ. В силу перечисленных фактов о трудоустройстве выпускников с ОВЗ эта тема представляется актуальной.
Проблемы дистанционного обучения
Автор уверен, что имеется прямая зависимость между созданием выпускника, востребованного на рынке труда, и числом бывших школьников, пожелавших приобщиться к профессии в ОУ СПО. Чем больше сильных выпускников СПО будет трудоустраиваться, тем больше будет тяга школьников приобрести специальность, так как у них будут примеры трудоустройства ребят с ОВЗ. Поэтому начнем с первой проблемы – дистанционного обучения, так как традиционно работа со студентами с ОВЗ строится дистанционно, что требует решения следующих задач.
1. Формирование мотивации у студентов с ОВЗ к обучению и приобретению необходимых знаний и навыков в выбранной специальности (прямая ответственность педагога).
2. Организационная – обеспечение места, времени, продолжительности, состава групп и др. необходимых условий (ответственность администрации ОУ).
3. Поддерживающая – подбор необходимых оборудования и ПО (ответственность педагога и администрации ОУ).
4. Методическая – тщательная адаптация учебных программ (ответственность педагога и методической службы ОУ).
5. Квалификационная – наличие педагогов, совмещающих навыки педагога и психолога (ответственность педагога и психологической службы ОУ).
Работа со студентами с ОВЗ – особый вид педагогической деятельности, который характеризуется затратой ресурсов, существенно превосходящих ресурсы обычной деятельности преподавателя. При отсутствии решения хотя бы одной из перечисленных задач результат работы со студентами с ОВЗ будет прискорбно мал. Весьма велика ответственность педагога, который участвует непосредственно в образовательном процессе, как самого заинтересованного субъекта в результатах своего труда. Так как в настоящее время дистанционное обучение студентов с ОВЗ лишь приобретает определенность форм, то необходим постоянный поиск наиболее эффективных методик дистанционного донесения информации, чтобы:
а) повысить мотивацию студентов-дистантников к обучению;
б) повысить эффективность обучения в том числе и через большую социализацию студента.
На всех перечисленных пунктах останавливаться не будем, так как это повлечет длительное обсуждение, остановимся лишь на первом пункте – формирование мотивации к обучению, что представляется ключевым в решении всех перечисленных проблем [1, 2].
Мотивация студентов-дистантников
Начнем с того, что группы студентов-дистантников, как правило, характеризуются небольшим количеством, но большим разбросом мотивации, самостоятельности, способности к обучению и возможности усвоения учебного материала. Иногда в одной группе, наряду с очень способными студентами, которые в состоянии усваивать учебный материал «на лету», находятся студенты, которые с большим трудом усваивают даже азы общеобразовательных и специальных дисциплин. Последние требуют особого внимания, что сопряжено с временными затратами, и в результате тормозят продвижение всей группы в освоении учебной программы. Однако, если не брать во внимание такие «пограничные» случаи, можно отметить одну особенность студентов с ОВЗ, которая проявляется в подавляющем большинстве. Эта особенность – отсутствие самостоятельности в выполнении заданий и принятии решений, которая отмечается даже у студентов выпускных курсов. Они с успехом справляются с заданиями, носящими технический характер, например сделать по шаблону, продемонстрированному преподавателем, запрос к базе данных, или написать небольшой код программы. Однако с трудом принимают мысль, что кроме работы по образцу есть еще и самостоятельная творческая работа, которая может доставлять удовольствие процессом и удовлетворение результатом. И не потому что студент ленив. Как правило, по всем дисциплинам у него вполне приличные оценки, но самостоятельности мышления в школе он не выработал, так как школа не ставит перед собой такой цели, а в колледже ему ее не привили. И понятно почему. Этот недостаток является следствием низкой социализации бывшего школьника, а затем и студента, проистекающей из отношения всего нашего общества к людям с ОВЗ. Лишь единицы наиболее активных выпускников с ОВЗ занимают рабочие места, соответствующие их квалификации и способностям.
Повышение социализации студентов с ОВЗ
Поэтому одна из главных задач педагога, работающего со студентами с ОВЗ, не исключая его обязанности – давать знания по предмету, состоит в том, чтобы тем или иным способом повышать социализацию студента. Не все они станут специалистами в области информационных технологий, но каждый должен стать личностью, с высоким личностным потенциалом, который базируется на способности самостоятельно решать задачи и принимать ответственные решения. Для выпускника с высокой самооценкой возможности самореализации существенно выше, чем у такого же специалиста, который априори уверен в собственной невостребованности обществом. Имея немалый опыт работы со студентами с ОВЗ и потом наблюдая их после окончания ОУ СПО, автор может с уверенностью сказать, что трудоустраиваются далеко не самые талантливые выпускники, но те, которые обладают высокой самооценкой, подкрепленной знаниями в выбранном направлении. Их профессиональные пристрастия сформировались еще на начальных курсах, потому, что усилия преподавателя или сложившаяся жизненная обстановка направила их в этом направлении. А после того, как ими был пройден путь самостоятельного решения задач от простых до сложных, мотивация специализироваться в выбранном направлении достигла высокого уровня. И эта мотивация явилась базисом для личностного и профессионального роста. К сожалению, таких выпускников – единицы! И представляется, что в ОУ СПО далеко не все делается для того, чтобы превратить большинство выпускников в востребованных специалистов. Не так важно, если студент на отлично усвоил всю учебную программу колледжа. Но если у него нет уверенности, что в отсутствие преподавателя он сможет реализовать свои знания при разрешении самостоятельных жизненных ситуаций, то такой студент, даже при хорошем стечении обстоятельств, не сможет воспользоваться предоставленной возможностью занять достойное рабочее место. Он просто будет пугаться этой самостоятельности. И это происходит как правило.
Итак, главная задача образовательного учреждения, которая видится автору, – это социализация студентов с ОВЗ. И уже через нее можно решать задачи повышения мотивации, выработки самостоятельного мышления и привлечения студентов к работе по выбранному направлению. Понятно, что в одном ОУ решать задачу социализации весьма непросто из-за ограниченности имеющихся ресурсов, однако это делать необходимо. В первую очередь это достигается через формирование учебных программ, которые должны иметь более концентрированный характер, не растекаясь по тематикам, а сосредотачиваясь лишь на тех дисциплинах, которые действительно могут быть востребованы выпускниками с ОВЗ. Так специалист-надомник по разработке АИС навряд ли будет востребован на рынке труда, так как ему придется постоянно вести общение с заказчиком, формируя требования к АИС. Аналогично, не будет востребован сетевой администратор или администратор БД, так как не сможет постоянно присутствовать в офисе. Однако, web-разработчик или программист востребованы и при надомном труде. Автор располагает большим количеством примеров удачного трудоустройства выпускников с ОВЗ именно по этим специальностям. Хотя тут надо учитывать консерватизм работодателей и противопоставить ему высокую квалификацию выпускников. А это достигается в том числе специализацией, начиная с начальных курсов. Конечно, высказанная точка зрения противоречит традиционным представлениям о рекомендованных программах обучения в ОУ. Но надо что-то делать, если с существующими программами мы имеем негативный (граничащий с печальным) опыт трудоустройства выпускников с ОВЗ, которые по четыре года учатся, причем некоторые из них достигают высокого уровня знаний, но тем не менее остаются за бортом социума. Как видится, существенным подспорьем в решении упомянутой проблемы могло бы быть проектно-ориентированное дистанционное обучение, суть которого будет изложена в следующем разделе.
Проектное обучение
Сформулируем некоторые конкретные предложения, которые, как видится автору, смогут решить обе задачи: дать студенту с ОВЗ необходимые профессиональные знания и навыки, а также повысить его социализацию и, как следствие, мотивацию к трудоустройству [3, 4]. Для этого надо, после прохождения основополагающих дисциплин, без которых невозможно приступить к специализации, начиная уже с первых курсов, вести обучение, вовлекая студентов в работу над самостоятельными проектами. Это должно быть не простое выполнение домашних заданий по образцу, заданному преподавателем на лекции, а именно выполнение самостоятельных проектов по профессиональным дисциплинам, что требует не только знаний и навыков, полученных в ОУ, но работы с интернетом и первоисточниками, чтобы восполнять пробелы несуществующих знаний. Сейчас студенты в своем большинстве пользуются интернетом для поиска ответов на конкретные вопросы, типа решить такую-то задачу. Вспоминается курьезный случай, когда автор на одном из занятий произнес фразу: «Найти решение задачи». После чего следовало условие. Ни у одного из студентов в аудитории не возникла мысль искать решение самостоятельно. Все обратились к компьютерам и начали «загугливать» условие задачи. К их большому разочарованию, решения они не нашли. При работе над самостоятельным проектом студент также не сможет найти ответы на все вопросы, которые возникают по ходу его выполнения. Многое приходится додумывать самостоятельно, тем самым развивая самостоятельность мышления.
К сожалению, школа не дает такого навыка самостоятельной работы над проектами, у нее направленность иная. В результате студентам приходится достаточно долго объяснять, что такое самостоятельный творческий труд, дающий радость от удовлетворения собственных фантазий. Однако если сразу не нагружать студентов трудными заданиями, а идти от простого к сложному, то благополучный исход, скорее всего, состоится. Вполне можно начать с презентаций на заданную тему с подбором материала в интернете и обязательным представлением аудитории сделанной работы с отстаиванием собственного мнения по поводу полученного решения. После этого переходить к реализации простых проектов, которые могут быть несколько сложнее обычных домашних заданий, и включать упражнения из нескольких тем или предметов. Это открывает путь к реализации комплексных проектов междисциплинарного характера под руководством преподавателя. Так проект по разработке информационной системы может включать создание БД, написание запросов к ней, создание интерфейса и web-приложения. Накопив портфолио из десятка собственных проектов, студент будет чувствовать себя гораздо увереннее, нежели выполнив единственный самостоятельный проект – выпускную квалификационную работу.
Современная образовательная среда характеризуется обилием различных конкурсов и олимпиад, которые в основном направлены на вовлечение студентов без отклонений в здоровье. Некоторые из них вполне подходят для привлечения и студентов с ОВЗ. Например, известный конкурс «Умник», который проводится Фондом по поддержке предпринимательства в научно-технической сфере. В настоящее время представление работ происходит очно перед членами жюри. Однако внесение дополнения в условия конкурса, когда проект может быть представлен дистанционно или очно доверенным лицом с дистанционным присутствием авторов проекта, достаточно расширяет его рамки, чтобы в конкурсе могли участвовать студенты с ОВЗ. То же относится ко многим другим конкурсам, которые своей формой проведения не способствуют привлечению студентов с ОВЗ.
Что еще необходимо для окончательной социализации студента с ОВЗ, так это вовлечение в этот процесс работодателей в формате производственной практики. Опыт показывает, что особого вреда студент-практикант производству не нанесет, однако польза для его личностного становления в результате того, что он соприкоснется с реальным производством, может быть огромная. Достаточно недавно автор высказывал идею создания электронного ресурса под названием Виртуальной биржи труда для студентов, в том числе обучающихся дистанционно, где работодатели могли бы размещать относительно простые задания для самостоятельного исполнения, которые могли бы выполнять отдельные студенты или небольшие студенческие коллективы под руководством работников предприятий. Выгода обоюдная: предприятие за весьма небольшую плату получает выполненное задание, под которое ему пришлось бы нанимать сотрудника или отвлекать собственного работника от значительно более важных дел. А студент вовлекается в нормальный производственный процесс, без обязательного устройства на работу или посещения предприятия. Тем самым студент убеждается в том, что и удаленная работа возможна при получении им соответствующей квалификации. Пополняется его портфолио, которое будет предъявляться при последующем трудоустройстве. Имеется еще один момент выгодный для предприятия – так оно сможет подбирать себе кадры для последующего трудоустройства. Однако проект не нашел финансирования и поэтому не состоялся.
Более подробно свои соображения автор изложил в книге [5].
Заключение
Автор изложил собственное видение проблем дистанционного обучения студентов с ОВЗ и, основываясь на своем опыте работы с такими студентами, предложил методику проектного обучения, позволяющего привить навыки самостоятельной работы студентов, начиная с первого курса. Тем самым формируется мотивация студентов к саморазвитию как специалиста, что является залогом их успешной социализации.