Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

CLASSIFICFTION OF CHILDREN`S SONGS

Sattarova A.T. 1 Muratov A.Zh. 1
1 Osh Technological University
2667 KB
The article will deal with the importance of children’s poetry in the era of globalization, the need for research the state of its study. The author will consider the stages of development of the classification of children’s literature.
the era of globalization
the world of the child
children’s poetry
the classification of children’s literature
the theme of children’s songs
technologization
civilized behavior
spiritual culture
moral purity
generosity
ensample
emotional

В эпоху глобализации все больше ослабевает интерес детей к литературным произведениям, в том числе к песням и стихам, понижается уровень понимания поэтических произведений. Остались в прошлом времена, когда кыргызские дети засыпали и просыпались под колыбельные песни, теперь их с малых лет окружают постоянно обновляющиеся технологии нашего времени: компьютеры, мобильные устройства связи, ноутбуки, планшеты, телевизоры, видео, и дети все дальше от мира литературы. Всё это оказывает негативное влияние на художественное, духовное, эстетическое, нравственное воспитание детей, которое черпается из художественных произведений, а также обуславливает увеличение «компьютероголовых» детей (М. Шаханов), всеобщую технологизацию. В результате все больше растет число молодежи, которая не слушает родителей, не уважает старших, обладает качествами, которые не соответствуют кыргызскому менталитету. «По этой причине суверенный Кыргызстан сегодня, наряду с обязанностью поднять экономику, встал перед необходимостью в первую очередь укрепления духовных, нравственных, моральных основ общества.

Наши информированность, образованность, профессионализм, финансовое и экономическое развитие должны сопровождаться нравственным и цивилизованным поведением и внутренней духовной культурой. Стало понятно, что общество, страна улучшится только через совесть и ответственность каждого гражданина. При чистой совести, великодушии в нашем обществе было бы честное управление, чистый созидательный труд, мир, согласие и стабильность. Таким образом, сегодня в первую очередь неотложная обязанность в масштабе страны и необходимая социальная потребность нашего общества – это духовно-нравственное воспитание граждан, будущего поколения, разработка его концепции, стратегии и его реализация [1]. При выполнении этой задачи роль литературного образования в детских садах, школах огромна. Через чтение стихов будут взращиваться эмоции, чувства детей, герои произведений будут служить примером для детей, будут создаваться условия для изучения богатства родного языка.

Детские песни и стихи – часть кыргызской литературы, такие произведения в соответствии с возрастными, психологическими особенностями адресата легки для чтения, заучивания наизусть, просты по композиции и сюжету, не создают для детей языковой сложности, и самое главное – непосредственно видно воспитательное влияние таких произведений. Такие произведения широко встречаются в устной народной литературе, то есть как в национальном фольклоре, так и в творчестве пишущих поэтов и акын-импровизаторов.

В кыргызском литературоведении довольно обширно исследованы теоретические проблемы детских песен и стихов, их историческое развитие, некоторые портреты детских поэтов (К.А. Абакиров, К.А. Исаков, У.Б. Култаева, М.С. Сулайманов, О.С. Сооронов, А.Т. Саттарова, М. Тулегабылов, Г.Ж. Орозова и др.), но технологии их обучения, если только не были поверхностно рассмотрены в отдельных диссертациях (Н.Э. Абдраева, Т.Н. Каранова, М. Рахимова, С.К. Рысбаев, С.С. Сакиева, А. Токтомаметов и др.), то в основном не становились объектом специального исследования. В то же время в научной методике обучения кыргызской литературе (Алымов Б., Акматов Б., Акматов К., Байгазиев С.О., Батаканова С.Т., Исамидинов И.Ч., Иманалиев К., Ишекеев Н., Момуналиев С., Муратов .Ж., Сартбаев К., Оторбаев Б., Турдугулов А., Шаимкулов О. и др.) были разработаны теоретико-методические основы обучения таким произведениям. Ведущие учителя (Абдесов Н., Батыркулов Б., Исаков Б.С., Сманбаев А.) продемонстрировали в практической деятельности обучение детским произведениям. Несмотря на это, проблема изучения детской литературы в школе, включая детские песни и стихи, остается актуальной.

Основные её причины и противоречия в следующем: несмотря на то, что в настоящее время роль песен и стихов в развитии сознании, воспитания, эстетического вкуса детей имеет большое значение, все же существует неполная определенность реализации ее научно-методических основ; несмотря на то, что более или менее формируется литературно-теоретическая база, филологические основы исследования детской литературы, но существует недостаточная разработанность технологий применения их в школе; несмотря на немалое изучение и обучение детским песням и стихам в практике школы, все же существует низкий уровень подготовки по формированию всесторонней компетентности будущих учителей в университетах через детские песни; несмотря на то, что ведущими учителями разрабатываются различные пути, методы обучения детским песням, они не изучаются с научной стороны, не в распространяются в педагогической практике и не подводятся итоги по ним.

Литераторы, проведя анализ детских стихов и песен, разрабатывают их классификации с учетом их тематики, особенностей их ориентированности, литературного происхождения, видов, жанров. Рассмотрим некоторые из них.

В.П. Аникин:

1. Малые жанры:

Колыбельные песня

Пестушки

Потешки

Прибаутки

Календарные песни

Игровые припевы, приговоры

Жеребьевые скороговорки, считалки, дразнилки, скороговорки

Пословицы и поговорки

Загадки

Песни [2, 13, 30].

М. Тулегабылов:

Песня:

1. Колыбельные песни

2. Познавательные песни

3. Песни спокойного характера

4. Трудовые песни

5. Назидательные песни

6. Бытовые песни

Их также различают следующим образом.

Колыбельные песни:

– Алдей

– Салбилек

– Тайб?б?к (тушоо кес??)

Песни о познании мира:

– О растениях

– О насекомых (обо всём живом)

– О животных

– Календарные

– Ж?р?лг? (о приметах, признаках, обычаях)

Песни спокойного характера:

– Теребел (окружающая среда, окружение)

– Путешествия

– Игровые

– Передразнивание [3, 16].

Г. Орозова:

I. Детские песни

1. Колыбельная песня

2. Игровые песни: делятся на два типа в соответствии с возрастными особенностями, исполнением и смыслом:

1) а) Игровые песни, предназначенные для малышей (Сал-сал билек, Тай-тай балам, Манжалардын оюну (игра пальцев) и т.п.);

б) Песни-щипания (чымчыкей), исполняющиеся в целях воспитания детей, учащие не совершать плохих проступков;

в) Песни, исполняющиеся для принятия, понимания окружающей среды.

2) Игровые песни для подростков:

а) Акыйнек айтышуу (особый вид состязания девушек в пении);

б) Детские песни, посвященные разной живности, явлениям природного происхождения

в) Детские песни, написанные в период Великой отечественной войны [4, 6-7].

А. Муратов и К. Исаков:

Лирического рода:

– Ритуальные песни, связанные с рождением, взрослением ребенка

– Игровые песни

– Трудовые песни

– Календарные песни

– Песни-заклинания

– Познавательные песни

– Арманы (песня-жалоба на судьбу, на несбывшиеся надежды)

– Кошоки (песня-плач)

– Песни айтыш (поэтические состязания)

– Назидательные, песни-наставления или дидактическая лирика

– Песни-благословения [5, 50-51].

Такое распределение подтверждает большое тематическое и жанрово-родовое разнообразие детских песен.

При приведённой выше классификации детских песен ученые основываются на следующих принципах:

1. Тематика песни, то есть о чем поется или написана песня.

2. История происхождения, то есть на какой историко-генетической основе создавалась песня.

3. Соответствие возрастным особенностям.

4. Психологическое соответствие.

5. Функциональный принцип, то есть специальная предназначенность для детей, развития их сознания, воспитания.

Дети находятся в том возрасте, когда еще не сформированы как личности, у них ограничено мышление, нет жизненного опыта, они не умеют хорошо различать в людях белое и черное. Они не могут смотреть критическим взглядом на многие вещи, ведомы той или иной идеей, у них бедный словарный запас. Из-за этих особенностей и литература для них тоже имеет специфические различия. В первую очередь это связано с возрастом детей и возникающими из него психологическими особенностями. Разделение детей и детского периода, а также жизни человека в целом, привело к созданию для них специальной литературы. В советское время в Кыргызстане для детей выпускался журнал «Байчечекей» (Подснежник), предназначенный для учащихся младшего школьного возраста, а для подростков – журнал «Молодой ленинец» и газета «Пионер Кыргызстана». В этих изданиях регулярно публиковались песни и стихи для детей. В издательстве «Мектеп» каждый год выходили сотни оригинальных и переводных книг для детей и юношества.

Детская литература непосредственно связана с делением возраста человека на различные возрастные периоды. Рассмотрим некоторые такие деления.

В.Н. Татищев выделял четыре стадии возраста человека:

1. Младенчество – от рождения до 12 лет.

2. Юношество – от 12 до 25 лет.

3. Мужество – от 25 до 50 лет.

4. Старость – от 50 и далее.

В русской азбуке (1783 год выпуска) выделяются следующие возрастные этапы:

1. До 7 лет – младенец.

2. От 7 лет – отрок.

3. С 15 лет – юноша.

В «Толковом словаре» В. И. Даля выделяются следующие возрастные этапы:

1. Детство – до 14–15 лет.

2. Подросток —14–15 лет.

3. Юность – от 15 до 20 лет.

Приведя вышеизложенные примеры, Ф.И. Сетин отмечает, что так как в России были такие разделения на возрастные периоды, то и книгоиздание разделялось на следующие три группы:

1. Для начального этапа обучения чтению (азбука, грамматика)

2. Для обучения письму (азбука быстрого письма)

3. Книги энциклопедического характера, предназначенные для самостоятельного обучения (для третьей ступени обучения) [6, 24–25].

В «педагогической энциклопедии» выделяются следующие возрастные этапы:

1. Дошкольный – 3–7 лет.

2. Младший школьный – от 7–8 лет до 11–12 лет.

3. Подростковый возраст – от 11–12 лет до 15–16 лет.

4. Юношеский период – 15–18 лет.

М. Тулегабылов выделяет следующие возрастные группы:

1. Малыши (дети дошкольного возраста).

2. Подрастающее поколение (дети младшего школьного возраста).

3. Подростки (учащиеся старших классов) [7, 3].

Разделение, предложенное А. Муратовым и К.Исаковым:

1. Дети дошкольного возраста (малыши) – от 2–3 до 7 лет.

2. Дети младшего школьного возраста – от 7 до 11–12 лет.

3. Дети среднего и старшего школьного возраста (подростки) – от 11–12 до 17–18 лет [8, 12].

Мы же выделяем следующие возрастные периоды детей: малыши (дошкольный возраст), дети младшего возраста (7–11 лет); подростки (11–15 лет), и считаем, что будет правильным детский возраст установить до 15 лет. Таким образом, детскую литературу также можно разделить на три группы:

1. Произведения, предназначенные для малышей.

2. Произведения, предназначенные для детей младшего возраста.

3. Произведения, предназначенные для подростков.

Основная специфика детской литературы в следующем: в существовании тематики, композиции, сюжета, героев, описательных средств, соответствующих каждому возрастному периоду. Например, если манасчи начнет рассказывать малышам о Большой битве из эпоса «Манас», то адресат ничего не поймет и труд рассказчика будет обесценен. Детям этого возраста полезны небольшие сказки, короткие стишки, особенно песни, сопровождающиеся играми. Они, хорошо воспринимая такие произведения, увлекаясь историями, могут обогатить свой словарный запас, свою речь.

Детские песни – произведения, рассказанные и написанные в поэтической форме (в виде стихов), предназначенные для детского возраста. В них не бывает длительных описаний, неуместно растянутого сюжета, сложного языка. Простота, близость окружению детей являются основными признаками таких произведений.