Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

METHODS OF THE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF THE SOCIAL AND CREATIVE DIRECTION FOR FORMATION OF SOCIAL VALUES AT YOUNGER SCHOOL STUDENTS

Olkhova А.V. 1 Sergeeva B.V. 1
1 Kuban state University
2791 KB
The organization of extracurricular activities of the social and creative direction for formation of social values at younger school students is covered in article. The maintenance of the concept «universal cultural wealth» is presented in article, definition of social values is given. Having analysed psychology and pedagogical literature functions and characteristics have been defined their purposes, the principles, indicators, structure, approaches in definition of the concept «social values» are considered. Extracurricular activities of the social and creative direction as activity of students are described as work of students within lessons is focused in result of results of studying of the main educational goal, in the first sequence as result of individual and metasubject results. Methods and forms of formation of social values at younger school students in extracurricular activities of the social and creative direction according to the planned results are presented. Actions for formation of social values at younger school students in extracurricular activities of the social and creative direction are considered
Social values
after-hour activities
ways of forming social values
younger schoolchildren

Вся система внеурочной деятельности социально-творческой направленности призвана совместить в единый процесс образование, воспитание, развитие и здоровьесбережение, а еще гарантировать содержательную и структурную преемственность предметов, отображая креативные творческие интересы личности. Программа внеурочной деятельности социально-творческой направленности содействует больше многоплановому раскрытию персональных возможностей учащегося, развитию у младших школьников интереса к разным видам работы, желанию деятельно принимать участие в продуктивной, одобряемой обществом» деятельности.

«Проблемно-ценностное общение: затрагивает не только лишь чувственную вселенную учащегося, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла (в форме этических разговоров, дебатов, «направленных на определенную тематику диспутов, проблемно-ценностных» дискуссий). Этическая беседа – это обращенное к слушателям развернутое собственное выражение, проникнутое чувствами и переживаниями. Предмет общения – морально-нравственные коллизии, выставленные в настоящих актуальных обстановках и художественных текстах. Это гибкое хитросплетение программирования и импровизации. Ведущий канал общения «учитель – ученик». Данная конфигурация не подразумевает интенсивной коммуникации «учитель – ученик». Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников меж собой (максимум допустимого – обмен ребят недолговременными репликами). Другая образовательная разработка – дебаты, очень известная нынче» [1].

Социальное творческий процесс (общественно-преобразующая работа): высокая структура социальной работы; креативная процедура, ориентированная на преобразование и формирование новых социальных взаимоотношений и общественного существования. Социальное творческий процесс учеников – данное волонтерская возможная значимость детей в модернизировании, совершенствовании общественных взаимоотношений, переустройстве события, складывающейся в пребывающем около их социуме. Данная деятельность сопряжена с инициативой обучающегося, поиском им необыкновенных решений, риском подбора, персональной ответственностью пред командой ровесников, педагогом. Преобразования пронимают любые стороны и проблемы общественной существования: взаимоотношений между общественными группами, гражданской самоорганизации, защиты и развития цивилизованной и естественной сферы жизни сообщества и др.

Коллективное творческое дело (КТД) (по И.П. Иванову) содержит 6 этапов: совместное заключение о проведении дела; коллективное планирование; коллективная подготовка; коллективное проведение дела; корпоративный анализ; обозримое последействие. К огорчению, в реальной педагогической практике «совместное решение» сталкивается изредка. Дело задается снаружи, или «совместность» объединяется к реакции учащихся на предложение учителя.

«Суть технологической «цепочки» КТД в следующем: после принятия заключения о проведении дела изначальный коллектив распределяется на команды, группы, звенья. Группа «создает, принимает участие, анализирует» – в базе лежат воздействия воспитателя по созданию, помощи, поддержке в надлежащих массовых деяниях. Совет дела разрабатывает на базе услуг план КТД, выделяет поручения группам по подготовке, может помочь группам, координирует их старания. Технологичность КТД разъясняется «настроенностью» цепочки корпоративного креативного дела на сильных психических механизмах: соревновательной игры, импровизации учащихся. Обучить ребят работе в режиме КТД, мотивировать их к данной работе довольно непросто. Шаги воспитателя по активизации КТД: Делаем жизнь увлекательнее. Ищем помощников. Привлекаем учащихся к планированию предлагаем устроить выбор. Оказываем поддержку. Формы социализирующей работы с ребятами:

1) общественная работа (социальный преподаватель и общественный сотрудник из образовательных учреждений);

2) общественный план (волонтерство);

3) образовательный план (через систему учебных занятий, имеющих практический компонент);

4) социально-образовательный план (переход малыша к претворению в жизнь автономного социального действия)» [2].

«Воспитательные итоги в сфере художественного творчества: Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний об истории межличностного взаимодействия, ее структуре, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации своей частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способах типизации взаимодействия, инструментов взаимодействия, понимания партнера. Второй уровень – получение учеником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, когда проводится новогодний праздник для сверстников, реализуется дизайнерский проект «Школьная клумба» и др. Третий уровень результатов – приобретение учащимся опыта самостоятельного общественного действия – реализация проекта в сфере художественного творчества. Ведение переговоров, выявление интересов потенциального партнера, исследование интересов зрительской аудитории, использование различных способов информирования и др. Здесь осваивается умение представить зрителю или заказчику собственные разработки. Особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде» [3].

Маршруты экскурсий, экспедиций прокладываются так, дабы учащиеся имели возможность навещать храмы, монументы, древние дворянские имения, музеи, пространства весомых исторических мероприятий. Воспитателям рекомендовано организовывать встречи со свидетелями ярчайших исторических мероприятий, старожилами, районными краеведами, хранителями школьных музеев, членами поисковых подразделений и другими увлекательными людьми. Получить навык общественного влияния адепт имеет возможность и участвуя в благотворительной работе, которая организуется во время экскурсии или же экспедиции. Это такие формы работы, как возложение цветов к памятнику, поддержка в восстановлении храма, уход и расчистка источника, предложение поддержке ветеранам войны и труда, одиноким старикам. Достижение итогов второго уровня – составление положительного дела учащегося к базисным ценностям общества и к общественной реальности, таким как Земля, Отечество, Культура, Человек, чему содействуют образующиеся истории увеличенного физиологического, морального, чувственного напряжения, которые переживают школьники. Туристско-краеведческая работа раскрывает перед учащимися способности для приобретения навыка автономного общественного воздействия – это третий уровень итогов. Навык общественного воздействия молодой турист-краевед имеет возможность приобрести, включившись в систему сменных должностей. Это система детско-взрослого самоуправления, деятельная во время подготовки и проведения турпохода. Все (или практически все) члены похода по очереди занимают те или же другие должности в направление дня и ночи.

Методы формирования социальных ценностей были специально отобраны и структурированы в согласовании с видами внеурочной работы и планируемыми итогами трех уровней. Проведённая работа осуществлялась в рамках досугово-развлекательного направленности внеурочной работы.

Достижение воспитательных итогов первого уровня (приобретение учащимися общественных познаний, изначального осознания общественной действительности и будничной жизни) нами производилось при помощи таких форм, как культпоход в театр, музей, концертный зал, галерею.

Для достижения воспитательных итогов второго уровня (формирование положительного дела учащегося к базисным ценностям нашего общества и к общественной действительности в целом) были применены следующие формы, такие как выступление, инсценировка, торжественный «огонёк», естественно, при условии их организации силами самих подростков.

Достижение воспитательных итогов третьего уровня (получение ребятами навыка автономного социального действия) производилось при помощи проведения таких форм, как ярмарка, КТД, субботники, публичные события, в рамках которых ученики имели возможность получить навык практической работы.

В качестве одного из критериев больше удачного формирования социальных ценностей у младших школьников во внеурочной работы – это вербование к организации творческой и трудящийся работы самих учеников и их родителей. Организация и проведение событий по формированию ценностей труда и творчества осуществлялась на базе ученического самоуправления. Ученическая автономия – конфигурация роли обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее роль младших школьников в заключении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса вместе с педагогическим коллективом и администрацией учреждения.

В рамках данного исследования была проанализирована конструкция классного самоуправления.

Высочайший орган – классное собрание. В его работе принимают участие все ученики класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения наиболее весомых вопросов имеют все шансы привлекаться и родители обучающихся. В зону ответственности классного собрания входят надлежащие вопросы:

– установление проекта деятельность своего школьнического группы;

– выбор организаций самоуправления, установление их структуры и действующих обязательств;

– выбор исправных организаций самоуправления (разделов);

– формирование конкретных вопросов деятельность школьнического группы в определенный период и утверждение конкретных проектов деятельность;

– передача личных представителей в общественные аппараты самоуправления (комитет фаворитов);

– координирование деятельности исправных организаций самоуправления (разделов), слушание отчетов об их труде и анализ их работы;

– формирование конфигураций согласия и порицания в общешкольном коллективе;

– введение услуг в администрацию тренировочного заведения и аппараты школьного самоуправления о модернизировании жизнедеятельности своего коллектива.

Ведет совещание его руководитель – управляющий, подготавливает проблемы с целью обсуждения и воспитывает их в комитет класса.

Между собраниями службу образует и удерживает, контролирует комитет класса, какой планирует собрания. В него вступают руководители разделов школьнического самоуправления.

Президент класса выбирается методом секретного голосования. Заключение является принятым, в случае, если за него проголосовало больше пятидесяти процентов членов. Президент класса вместе с классным управляющим оформляет проект работы на четверть (на базе услуг обучающихся); создает коллективы для подготовки и проведения потрясающих мероприятий; держит под контролем выполнение поручений.

«Распределение социальных поручений случается на первом же в учебном году классном собрании обучающихся секретным голосованием. Сначала оформляются перечни поручений и предлагается любому составить фамилию добродетельного напротив всякой должности. При анализе анкет в первую очередь предусматриваются собственное желание исполнять то или же другое задание, а еще основная масса голосов» [4]. Задания возможно заменять любую учебную четверть, дабы любой обучающийся имел возможность испробовать себя во всевозможных ролях.

События по формированию социальных ценностей у младших школьников в согласовании с планируемыми результатами представлены в табл. 2.

Таблица 1

Методы формирования общественных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности социально-творческого направления в соответствии с планируемыми результатами

Общественные ценности

Первичные результаты

Вторичные результаты

Третичные результаты

Семья, творчество, труд, человечество патриотизм

Методы: познавательные беседы, рассказы, дискуссии, просмотр фильмов, показ презентаций, мультфильмов, прослушивание музыкальных композиций, обсуждение

Методы: игровые методы, методы стимулирования, просмотр и обсуждение фильмов, прослушивание музыкальных композиций, анализ ситуаций

Методы: игровые методы, метод проектов, практические методы (изготовление поделок, рисунков, фотографий), воспитывающие ситуации, тренировочные упражнения

Таблица 2

Занятия по формированию общественных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности социально-творческого направления

Планируемые результаты

Занятия

Формируемая ценность

Первичный результат (получение социокультурных знаний о творчестве и труде)

Внеурочная работа: Классные часы «Старание и работа все перетрут», «Талант и труд», «Труд украшает человека», «Радуга профессий», «Дорога к доброте». Разговора «Какие случаются профессии», «С чего начинается Родина?», «Россия – Отечество мое», «Без труда не проживешь», «Многообразие культур и народов мира». Внешкольная работа: Просмотр мультов: «Финли – пожарная машина» , «Калейдоскоп профессий» Познавательная беседа на тему «В мире профессий»

Семья, человечество труд, патриотизм, творчество

Вторичный результат (формирование отношения позитивного к ценностям общества нашего)

Внеурочная работа: Проведение викторин, состязаний. Подготовка и проведение ярмарки. Отрисовывали стенгазеты, открытки к праздничным дням. Этнические игры «Перешагивание сквозь ноги»», Башкирии», «Кто «Король зверей» в Литве?», « «Липкие пеньки». Внешкольная работа: Конкурс патриотической песни «Прикоснись к подвигу сердцем». Праздничные дни: «Здравствуй, Свежий год», «Служу России», «День мамы», «Масленица», «А ну-ка, девочки» и иные

Семья, труд, творчество, патриотизм, человечество

Третичный результат (получение школьниками самостоятельного опыта общественного действия)

Внеурочная работа: Роль в состязании поделок к новенькому году, в фотоконкурсе «Моя семья», состязаниях рисунков к праздничным дням. Дежурство по школе. Дежурство по классу. Внешкольная работа: Субботники. Посещение музея сказок. Изготовка кормушек. Патриотическая промоакция «Обелиск у дороги»

Семья, труд, творчество, патриотизм, человечество

Таким образом, в младшем школьном возрасте с детьми происходят важные изменения, связанные в первую очередь с началом обучения. Основной работой делается – учебная. В связи с чем напрашивается вывод – формирование социальных ценностей определяется в начальном школьном возрасте. Было замечено, что внеурочная работа также влияет на формирование социальных ценностей. Формы внеурочной работы, такие как экскурсии, консультации, факультативы, кружковая работа содействуют функциональному вовлечению школьника в мир социальных ценностей, приучению его к общественно-полезному труду, общественно-значимой и одобряемой работы.

Понятие «общественные ценности» в педагогике акцентирует внимание на единственной социальной функции, задача, оглавление и направление воспитания, в какой бы стране оно не производилось. Понятие «общественные ценности», как общественная аппарат, подключает в себя познавательную, чувственную и поведенческую составляющие.

В ходе изучения мы исследовали основы формирования социальных ценностей у младших подростков: возрастные особенности и методы формирования социальных ценностей у детей младшего школьного возраста.

На основе МБОУ СОШ № 24 г. Краснодара был проведен педагогический опыт. Было проведено изучение значения воспитанности (трудолюбия) младших подростков (методика Н.П. Капустиной, М.И. Шиловой), и для исследования возможности младших подростков к знанию общечеловеческих духовных ценностей нами была применен способ «Способность младших подростков к знанию общечеловеческих духовных ценностей». В результате проведенного опыта выявлено, что характеристики сформированности ценностей труда и творчества присутствуют на невысоком и среднем уровнях, а ученики, которые зарекомендовали высшую степень, выделяли нечёткие представления об общечеловеческих духовных ценностях. Легче давалось описание таких ценностей, как семейство, имущество. А общечеловеческие духовные значения как патриотизм, мир, милосердие вызывали затруднения в ответах.

Полученные результаты отражены в табл. 3 и на рисунке.

Таблица 3

Исследование уровня сформированности общественных духовных ценностей

Учащиеся

Уровень сформированности общественных духовных ценностей младших школьников

 

Высокий уровень

Выше среднего уровень

Средний уровень

Низкий уровень

4 «Г»

17 % (5 уч-ся)

23 % (7 уч-ся)

25 % (7 уч-ся)

35 % (10 уч-ся)

olh1.wmf

Результаты исследования уровня сформированности общественных духовных ценностей младших школьников

Результаты исследования уровня сформированности общественных духовных ценностей младших школьников представлены на рисунке.

Результаты проведенной методики показали, что учащиеся, которые показали высокий уровень, давали нечёткие представления об общечеловеческих духовных ценностях. Проще давалось описание таким ценностям, как дружба, семья, добро. А такие общечеловеческие духовные ценности, как патриотизм, мир, милосердие, вызывали затруднения в ответах.

Подводя итоги экспериментальной работы, можно отметить: общественные ценности в младшем школьном возрасте являются недостаточно сформированными качествами по результатам проведенного исследования, что подтверждает необходимость в целенаправленной работе по формированию данных качеств.

Подводя выводы экспериментальной работы, необходимо обозначить, что публичные значения в младшем школьном возрасте считаются мало сформированными свойствами по итогам проделанного изучения, что подчеркивает необходимость в целенаправленной работе по формированию данных свойств.