В соответствии с Национальной доктриной образования и Концепцией модернизации российского образования главной задачей российской образовательной политики провозглашено обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одно из направлений модернизации связано с изменением контрольно-оценочной деятельности с целью достижения максимальной объективности проверки и оценки результатов обучения, повышения их эффективности в условиях информатизации образования. Происходящие изменения в сфере образования повысили требования к качеству контроля в целом и к проверке и оценке результатов обучения в частности. Одним из важных показателей качества знаний является их системность, что обуславливается таким принципом обучения, как систематичность [1].
Вопрос об организации проверки и оценки результатов обучения для получения достоверной объективной информации о состоянии и качестве учебных достижений важен не только для оценки результатов обучения, но и для дальнейшего прогнозирования учебно-познавательной деятельность школьников и студентов. Эта проблема была и остается в центре внимания ученых. Работы Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, И.Я. Лернера и др. освещают наиболее важные аспекты организации и осуществления контроля учебного процесса. В последние годы появляются исследования, позволяющие проанализировать данную проблему применительно к современным условиям. Это ряд докторских (В.А. Аванесов, Н.Ф. Ефремова, В.М. Кадневский, М.Б. Челышкова, Н.А. Сеногноева и др.) и кандидатских (Н.М. Халимова, Н.А. Ранеева, Е.Н. Лебедева, С.В. Козлов, Т.А. Устименко, Н.Л. Майорова, С.С. Волкова, Т.С. Веселкова, Т.Д. Макарова, Л.В.Сухорукова и др.) исследований. Требования к обязательным результатам обучения, зафиксированные в стандартах, становятся объективной основой для разработки критериев эффективности качества обучения, для обновления всей системы проверки и оценки знаний. Однако, значительное расширение свобод учебных заведений в формировании содержания образования, выборе технологий обучения и воспитания ставят вопрос о единстве образовательного пространства на каждом уровне образования и эквивалентности документов, выдаваемых образовательными учреждениями своим выпускникам. В связи с этим остро встает проблема разрешения противоречия между требованием высокого качества и конкурентоспособности высшего образования и недостаточным развитием объективных средств диагностики достижений обучающихся.
Преподаватели, проводя после изучения определенных разделов учебных предметов тестирование, должны проверять соответствие знаний обучающихся поставленной оценке. Значение создания заданий в тестовой форме подтверждается их универсализмом, высокой степенью объективности получаемых результатов. Следует заметить, что последнее положение воспринимается преподавателями неоднозначно.
Компьютерное тестирование может быть использовано с целями обучения, необходимо предусмотреть режим, когда при неправильном ответе обучаемому предъявляется правильная последовательность выполнения построений, сопровождаемая аудио-комментариями преподавателя. С помощью тестовых технологий можно активизировать учебно-познавательную деятельность студентов и повысить их успеваемость [2].
Опираясь на собственную педагогическую практику, авторы выделяют следующие причины недостаточно высокой результативности компьютерного тестирования: низкая психологическая готовность работать в ограниченном временном режиме с компьютером; низкий пользовательский уровень работы с компьютером (особенно студентов гуманитарных специальностей).
Мы отмечаем также, что большинству студентов, особенно младших курсов, легче работать с тестами по тому или иному разделу изучаемой дисциплины на бумажном носителе. На наш взгляд, это связано с тем, что листы бумаги с напечатанными на них заданиями в тестовой форме не вызывают тревоги, т.к. воспринимаются как обычная контрольная работа, лишь в ином виде. Нельзя не отметить и того факта, что студенты, которые имеют возможность выбора при оценке своих знаний по предмету, выполняя задания в тестовой форме (любого вида) или в устной форме, предпочитают последний вариант. Мы считаем, что это связано с тем, что у них не было достаточной практики для того, чтобы тесты не вызывали чувство тревожности при их выполнении.
Решение проблемы преодоления психологической неготовности студентов к интернет-тестированию по тем или иным дисциплинам авторы данной работы видят, прежде всего, в создании банка тестовых заданий на компьютере и предоставлением студентам возможности в любое время на индивидуальных занятиях по предмету «пробовать свои силы», решая задания в тестовой форме в неограниченном временном режиме. Чувство тревожности по поводу предстоящего тестирования мы снимает тем, что 1/4 от общего числа тестовых заданий (без ответов) раздаются студентам заранее со списком литературы, на основе которой эти тесты были разработаны. Список литературы не превышает пяти источников. Чаще студентам предлагается один – два учебника, что упрощает подготовку. Они имеют возможность готовиться к тестированию в удобное для них время. Такой прием снимет психологическую неготовность еще и тем, что дает возможность каждому студенту затрачивать такое количество времени, которое необходимо каждому при подготовке задания. Использование такого приема позволяет нам психологически подготовить студентов к выполнению заданий в тестовой форме: повышается стрессоустойчивость субъектов учебного процесса, что, несомненно, отражается на качественной составляющей учебной деятельности; повышается внутренняя мотивация учебной деятельности, кроме того, становится преобладающей мотивация достижений успеха, что, безусловно, влияет на становление ценностно-смыслового уровня студента. Таким образом, мы учитываем принцип индивидуализации и дифференциации обучения. При этом соблюдается и принцип объективности в измерении и оценивании результатов обучения [3].
Создавая условия для преодоления психологической неготовности студентов указанными средствами, мы формируем тестовую культуру, имеющую большое значение в настоящее время в рамках модернизации российского образования. Формирование тестовой культуры позволит в будущем создать у студентов и преподавателей адекватное отношение к заданиям в тестовой форме, снять психологические барьеры и чувство тревожности при выполнении заданий подобного рода. Для этого необходимо продолжать подготовку педагогических работников в этом направлении и создавать банки заданий в тестовой форме по изучаемым в вузе дисциплинам, что успешно реализуется авторами данной работы.
Анализ факторов, препятствующих использованию тестов в массовой практике, определил проблемы внедрения тестов. Среди них можно отметить кадровую проблему: отсутствие подготовленных специалистов в области тестирования. Эту сторону проблемы внедрения и использования контроля за качеством обучения студентов призвана решать администрация вуза.
Профессиональная подготовка преподавателя, несомненно, имеет немаловажное значение. Благодаря пройденному повышению квалификации, апробированным в ходе преподаваемых дисциплин заданий в тестовой форме авторам удается получать достаточно высокие показатели качества знаний студентов (55%-75%). Эта работа позволила подготовить и опубликовать ряд научных работ в журнале «Педагогические измерения». Такая работа проходит с учетом принципа научности и эффективности при проверке результатов педагогического контроля. В этом случае научность предполагает достижение эффективности педагогического контроля, а эффективность рассматривает вопросы оптимальной организации контроля с учетом затраченного времени и уровнем обученности.
Для того, чтобы процедура и результаты контроля не вызывали сомнений у самих преподавателей, а также у методических и руководящих работников учреждений образования, необходим контроль, осуществляемый в соответствии со следующими требованиями: объективность контроля – самой его процедуры, определения результатов и оценки работы, являющихся важнейшим условием для мотивации регулярной и добросовестной работы студентов; оперативность получения результатов контроля; охват всех или значительной части обучающихся группы контрольными мероприятиями. По показателям, получаемым в ходе тестирования можно судить об усвояемости установленного стандартом минимума знаний по дисциплине и выявить тот уровень знаний, который имеется у студентов.
Таким образом, подводя итоги вышесказанному, мы отмечаем, что в настоящее время в рамках модернизации образования идет интенсивный поиск направлений использования тестов не только с целью контроля, но и обучения и развития студентов. Выявление уровня качества знаний студентов является достаточно объективной оценкой качества учебного процесса в вузе. В этом случае решение проблемы видится авторами в двух направлениях: усилиями преподавателей и организационной работой административного аппарата. Руководство вуза призвано обеспечить условия для использования тестирования путем обеспечения подготовки кадров. Внедрение тестирования в педагогическую практику требует разработки программы обучения педагогов основам тестирования.
Преподаватели вуза, имеющие соответствующую подготовку, наличие собственных банков тестовых заданий, апробированных в ходе изучения преподаваемой дисциплины, добиваются высоких показателей при проверке качества знаний студентов в ходе текущего контроля и внешнего аудита. Мы можем констатировать, что использование заданий в тестовой форме в сочетании с другими средствами контроля усиливает его регулярность, создает возможность оперативной корректировки деятельности всех студентов, усиливает обучающую функцию проверки, активизирует познавательную деятельность и совершенствует организацию труда преподавателя.
Реализация указанных выше направлений совместной работой администрации и профессорско-преподавательского состава позволит более полно и объективно осуществлять не только контроль качества обучения, но и качество всего учебного процесса вуза. Мониторинг информации, касающейся усвоения необходимых знаний, умений, навыков по предмету позволяет выяснить, насколько верно и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом разработана кафедральная, факультетская, вузовская документация и организовано методическое обеспечение учебного процесса (рабочие учебные планы, учебно-методические комплексы дисциплин, рабочие программы и др.), что позволит на разных уровнях (преподаватель, кафедра, факультет, вуз в целом) проследить уровень подготовки специалиста. Это положение отражается в политике в области качества, призванной обеспечить качественную подготовку специалистов новой формации, способных к постоянному повышению уровня знаний и их практической реализации в науке, производстве, предпринимательской деятельности для инновационного развития экономики региона через интеграцию образовательного процесса.