Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE USE OF COMPUTER TESTING IN THE CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION: PROBLEMS, SOME WAYS OF SOLUTION

Kolokolnikova Z.U. 1 Lobanova O.B. 1 Yakovleva E.N. 1
1 Lesosibirsk Pedagogical Institute - branch of FGAOU VO “Siberian Federal University”
The issue of organization of verification and evaluation of students’ learning outcomes after studying certain sections of subjects through testing, including computer testing, is considered. Based on their own pedagogical practice, the authors identify the following reasons for the insufficiently high effectiveness of computer testing: low psychological readiness to work in a limited time mode with a computer; Low user level of work with the computer. The authors propose a solution to the problem of overcoming the students’ psychological unpreparedness for Internet testing. An analysis of the factors that hinder the use of tests in mass practice has made it possible to determine the problems of introducing tests into the educational process of the university. Monitoring of information related to the acquisition of necessary knowledge, skills, and skills on the subject makes it possible to determine whether the departmental, faculty, and university documentation has been developed in accordance with the federal state educational standard, and methodological support for the educational process has been organized.
computer testing
evaluation of learning outcomes

В соответствии с Национальной доктриной образования и Концепцией модернизации российского образования главной задачей российской образовательной политики провозглашено обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одно из направлений модернизации связано с изменением контрольно-оценочной деятельности с целью достижения максимальной объективности проверки и оценки результатов обучения, повышения их эффективности в условиях информатизации образования. Происходящие изменения в сфере образования повысили требования к качеству контроля в целом и к проверке и оценке результатов обучения в частности. Одним из важных показателей качества знаний является их системность, что обуславливается таким принципом обучения, как систематичность [1].

Вопрос об организации проверки и оценки результатов обучения для получения достоверной объективной информации о состоянии и качестве учебных достижений важен не только для оценки результатов обучения, но и для дальнейшего прогнозирования учебно-познавательной деятельность школьников и студентов. Эта проблема была и остается в центре внимания ученых. Работы Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, И.Я. Лернера и др. освещают наиболее важные аспекты организации и осуществления контроля учебного процесса. В последние годы появляются исследования, позволяющие проанализировать данную проблему применительно к современным условиям. Это ряд докторских (В.А. Аванесов, Н.Ф. Ефремова, В.М. Кадневский, М.Б. Челышкова, Н.А. Сеногноева и др.) и кандидатских (Н.М. Халимова, Н.А. Ранеева, Е.Н. Лебедева, С.В. Козлов, Т.А. Устименко, Н.Л. Майорова, С.С. Волкова, Т.С. Веселкова, Т.Д. Макарова, Л.В.Сухорукова и др.) исследований. Требования к обязательным результатам обучения, зафиксированные в стандартах, становятся объективной основой для разработки критериев эффективности качества обучения, для обновления всей системы проверки и оценки знаний. Однако, значительное расширение свобод учебных заведений в формировании содержания образования, выборе технологий обучения и воспитания ставят вопрос о единстве образовательного пространства на каждом уровне образования и эквивалентности документов, выдаваемых образовательными учреждениями своим выпускникам. В связи с этим остро встает проблема разрешения противоречия между требованием высокого качества и конкурентоспособности высшего образования и недостаточным развитием объективных средств диагностики достижений обучающихся.

Преподаватели, проводя после изучения определенных разделов учебных предметов тестирование, должны проверять соответствие знаний обучающихся поставленной оценке. Значение создания заданий в тестовой форме подтверждается их универсализмом, высокой степенью объективности получаемых результатов. Следует заметить, что последнее положение воспринимается преподавателями неоднозначно.

Компьютерное тестирование может быть использовано с целями обучения, необходимо предусмотреть режим, когда при неправильном ответе обучаемому предъявляется правильная последовательность выполнения построений, сопровождаемая аудио-комментариями преподавателя. С помощью тестовых технологий можно активизировать учебно-познавательную деятельность студентов и повысить их успеваемость [2].

Опираясь на собственную педагогическую практику, авторы выделяют следующие причины недостаточно высокой результативности компьютерного тестирования: низкая психологическая готовность работать в ограниченном временном режиме с компьютером; низкий пользовательский уровень работы с компьютером (особенно студентов гуманитарных специальностей).

Мы отмечаем также, что большинству студентов, особенно младших курсов, легче работать с тестами по тому или иному разделу изучаемой дисциплины на бумажном носителе. На наш взгляд, это связано с тем, что листы бумаги с напечатанными на них заданиями в тестовой форме не вызывают тревоги, т.к. воспринимаются как обычная контрольная работа, лишь в ином виде. Нельзя не отметить и того факта, что студенты, которые имеют возможность выбора при оценке своих знаний по предмету, выполняя задания в тестовой форме (любого вида) или в устной форме, предпочитают последний вариант. Мы считаем, что это связано с тем, что у них не было достаточной практики для того, чтобы тесты не вызывали чувство тревожности при их выполнении.

Решение проблемы преодоления психологической неготовности студентов к интернет-тестированию по тем или иным дисциплинам авторы данной работы видят, прежде всего, в создании банка тестовых заданий на компьютере и предоставлением студентам возможности в любое время на индивидуальных занятиях по предмету «пробовать свои силы», решая задания в тестовой форме в неограниченном временном режиме. Чувство тревожности по поводу предстоящего тестирования мы снимает тем, что 1/4 от общего числа тестовых заданий (без ответов) раздаются студентам заранее со списком литературы, на основе которой эти тесты были разработаны. Список литературы не превышает пяти источников. Чаще студентам предлагается один – два учебника, что упрощает подготовку. Они имеют возможность готовиться к тестированию в удобное для них время. Такой прием снимет психологическую неготовность еще и тем, что дает возможность каждому студенту затрачивать такое количество времени, которое необходимо каждому при подготовке задания. Использование такого приема позволяет нам психологически подготовить студентов к выполнению заданий в тестовой форме: повышается стрессоустойчивость субъектов учебного процесса, что, несомненно, отражается на качественной составляющей учебной деятельности; повышается внутренняя мотивация учебной деятельности, кроме того, становится преобладающей мотивация достижений успеха, что, безусловно, влияет на становление ценностно-смыслового уровня студента. Таким образом, мы учитываем принцип индивидуализации и дифференциации обучения. При этом соблюдается и принцип объективности в измерении и оценивании результатов обучения [3].

Создавая условия для преодоления психологической неготовности студентов указанными средствами, мы формируем тестовую культуру, имеющую большое значение в настоящее время в рамках модернизации российского образования. Формирование тестовой культуры позволит в будущем создать у студентов и преподавателей адекватное отношение к заданиям в тестовой форме, снять психологические барьеры и чувство тревожности при выполнении заданий подобного рода. Для этого необходимо продолжать подготовку педагогических работников в этом направлении и создавать банки заданий в тестовой форме по изучаемым в вузе дисциплинам, что успешно реализуется авторами данной работы.

Анализ факторов, препятствующих использованию тестов в массовой практике, определил проблемы внедрения тестов. Среди них можно отметить кадровую проблему: отсутствие подготовленных специалистов в области тестирования. Эту сторону проблемы внедрения и использования контроля за качеством обучения студентов призвана решать администрация вуза.

Профессиональная подготовка преподавателя, несомненно, имеет немаловажное значение. Благодаря пройденному повышению квалификации, апробированным в ходе преподаваемых дисциплин заданий в тестовой форме авторам удается получать достаточно высокие показатели качества знаний студентов (55%-75%). Эта работа позволила подготовить и опубликовать ряд научных работ в журнале «Педагогические измерения». Такая работа проходит с учетом принципа научности и эффективности при проверке результатов педагогического контроля. В этом случае научность предполагает достижение эффективности педагогического контроля, а эффективность рассматривает вопросы оптимальной организации контроля с учетом затраченного времени и уровнем обученности.

Для того, чтобы процедура и результаты контроля не вызывали сомнений у самих преподавателей, а также у методических и руководящих работников учреждений образования, необходим контроль, осуществляемый в соответствии со следующими требованиями: объективность контроля – самой его процедуры, определения результатов и оценки работы, являющихся важнейшим условием для мотивации регулярной и добросовестной работы студентов; оперативность получения результатов контроля; охват всех или значительной части обучающихся группы контрольными мероприятиями. По показателям, получаемым в ходе тестирования можно судить об усвояемости установленного стандартом минимума знаний по дисциплине и выявить тот уровень знаний, который имеется у студентов.

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, мы отмечаем, что в настоящее время в рамках модернизации образования идет интенсивный поиск направлений использования тестов не только с целью контроля, но и обучения и развития студентов. Выявление уровня качества знаний студентов является достаточно объективной оценкой качества учебного процесса в вузе. В этом случае решение проблемы видится авторами в двух направлениях: усилиями преподавателей и организационной работой административного аппарата. Руководство вуза призвано обеспечить условия для использования тестирования путем обеспечения подготовки кадров. Внедрение тестирования в педагогическую практику требует разработки программы обучения педагогов основам тестирования.

Преподаватели вуза, имеющие соответствующую подготовку, наличие собственных банков тестовых заданий, апробированных в ходе изучения преподаваемой дисциплины, добиваются высоких показателей при проверке качества знаний студентов в ходе текущего контроля и внешнего аудита. Мы можем констатировать, что использование заданий в тестовой форме в сочетании с другими средствами контроля усиливает его регулярность, создает возможность оперативной корректировки деятельности всех студентов, усиливает обучающую функцию проверки, активизирует познавательную деятельность и совершенствует организацию труда преподавателя.

Реализация указанных выше направлений совместной работой администрации и профессорско-преподавательского состава позволит более полно и объективно осуществлять не только контроль качества обучения, но и качество всего учебного процесса вуза. Мониторинг информации, касающейся усвоения необходимых знаний, умений, навыков по предмету позволяет выяснить, насколько верно и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом разработана кафедральная, факультетская, вузовская документация и организовано методическое обеспечение учебного процесса (рабочие учебные планы, учебно-методические комплексы дисциплин, рабочие программы и др.), что позволит на разных уровнях (преподаватель, кафедра, факультет, вуз в целом) проследить уровень подготовки специалиста. Это положение отражается в политике в области качества, призванной обеспечить качественную подготовку специалистов новой формации, способных к постоянному повышению уровня знаний и их практической реализации в науке, производстве, предпринимательской деятельности для инновационного развития экономики региона через интеграцию образовательного процесса.