Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

RESEARCH ACTIVITY OF PUPILS WHEN STUDYING THE SCHOOL COURSE OF WORLD ART CULTURE

Dryomova L.I. 1
1 FSBEI HPE (Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education) “Novosibirsk State Pedagogical University” of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Article is devoted to the principles of the organization of research activity when studying culture. Universalistsky approach allows to comprehend culture and religion per se effectively: learns to think systemically; to enter dialogue with the cultures separated in time and space; to think and realize itself(himself) in all the extending hypertext of modern culture, meaning the previous values, meanings, they awaken a thought, create new creative experience which is accumulated both in classroom, and in out-of-class work.
school pedagogics
training models
design activity
research activity world art culture
cultural norms
cultural universaliya
activity and communicative approach

В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения основной результат образования заключается в индивидуальном прогрессе ученика, что включает «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, формированию их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию компетентности, к обновлению компетенций» [17].

Мировая художественная культура как школьный предмет впервые появился в 1967 – 68 учебном году, а в 1987 г. вошел в учебный план общеобразовательной школы – раньше других предметов культурологического цикла. Этот предмет вырос из курса истории и являлся логическим продолжением и завершением программ «Музыка» и «Изобразительное искусство и художественный труд».. Автором курса мировой художественной культуры стала выдающийся педагог Л. М. Предтеченская, которая разработала первую программу предмета. Курс был адресован учащимся старших классов, поскольку именно в этот период жизни ученики начинают испытывать возрастную потребность обсуждать мировоззренческие вопросы. Л. М. Предтеченская определила цель изучения мировой художественной культуры как формирование духовного мира школьника, его нравственности, эстетической восприимчивости силой воздействия различных искусств в их комплексе.

По мнению большинства педагогов, мировая художественная культура – это тот универсальный предмет, который развивает и кругозор, и мышление, и творческие способности растущего человека. Изучение мировой художественной культуры просто необходимо, потому что именно приобщение к культурным достижениям всего человечества, к вершинам человеческой мысли и творчества позволяет успешно завершить процесс социализации человека. Культура формирует его духовный мир, мировоззрение, может оказать влияние на характер подрастающего человека, а значит – и на его судьбу. В 1990 годы предмет входил в Государственный стандарт по 1 часу в неделю

Сегодня предмет «Мировая художественная культура» в Федеральных государственных образовательных стандартах в старшей школе предлагается для изучения по выбору, он не является обязательным. Это может иметь трагические последствия, главное из которых – выведение отечественной и мировой культуры из ядра интересов и формируемых компетенций подавляющего большинства современной молодёжи, непонимание роли молодого человека в сохранении и трансляции традиций культурных.

В НГПУ в рамках Института исторического, гуманитарного и социального образования (ИИГСО) уже 25 лет функционирует профильная кафедра – теории, истории культуры и музеологии – единственная в городе выпускающая специалистов с дипломом государственного образца. Они пополняют ряды культурологов в сферах образования, науки и культуры. Эта кафедра самая большая среди аналогичных подразделений вузов г. Новосибирска.

Все наши традиции, которые у нас есть, наши действия должны соединять людей, осуществлять преемственность в рамках мирового сообщества и поколений. С нашей точки зрения, и это концепция кафедры теории, истории культуры и музеологии НГПУ, понятия культура, история, религия, – это понятия одного порядка. Если идти от этимологии слова, то «культура», то оно представляется и как существительное, и как действие. Человек создает духовно-нравственную среду, в которой он живет, которую меняет, которая служит основаниям. В I в. до н. э. Цицерон применил понятие «культура» к человеку, после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина («cultura animae»), взращивание в нем человеческого, выстраивание его жизненного пути на созидание и создание гармоничного мира.

Культуру можно представить как сложный пространственно-временной континуум, и уже в этом понимании заложена эпистемология изучения этого феномена: анализ пространства и времени и одновременно – взаимоотношение человека с этим временем и пространством. При этом удобно пользоваться бахтинским понятием «хронотоп», которое соединяет время и пространство в единый органичный комплекс.

Во второй половине XIX века И. Тэн – ввел понятие «среды», соединяющее в себе и географию, и конкретное время – как нравы и мировоззрение общества, философские, религиозные идеи, и даже «умы современников». Художественные произведения, считал мыслитель, – возникают в соответствии и тесной связи с окружающей средой.

«Средовый» подход, в отличие от предметно-системного (когда культура мыслится как система с жесткой телеологией) кажется нам плодотворнее: система управляет своими субъектами, а среда только создает некоторые условия для саморазвития этих субъектов. В среде субъект становится актором, его роль резко повышается.

Следовательно, художественные произведения, являясь авторской версией, по поводу человека и его поведения содержат и идеи, и опыт, которые существовали и были актуализированы в это время в обществе. Однако не только художественные произведения выполняют коммуникативную функцию связи настоящего с прошлым, сохраняя «дух времени», но и вещи, сотворенные человеком, несут в себе память о времени и создателе, становясь образом «машины времени». И тогда человек, попадая в окружение таких вещей: книг, мебели, скульптуры и т.д. может заразиться духом прошлого, принимая ту ауру, которые эти вещи несут на себе, в том числе и определенным стилем поведения, жестами и даже образом мыслей, присущим родному «вещному» контексту. Разница между произведениями искусства и «вещами» принципиальна: первые относятся к пространству культуры вторые – к цивилизационному пространству. Противопоставление Культуры и Цивилизации устойчивая традиция неокантианской линии. Если Цивилизация развивается через гегелевский принцип «снятия», когда каждая следующая ступень включает предыдущую и ее преодолевает, то Культура являет собой пространство рядоположенных произведений, существующих в качестве уникальных и не снимаемых иными произведениями артефактов.

Произведение живет во времени как сложноустроенный символ, постоянно порождающий смыслы в меняющемся социокультурном контексте. Вот почему так называемые «классические произведения» обеспечены долголетием своего культурного существования.

Вещь, если ее создание выходило за рамки функционального назначения и содержало эстетический компонент, имеет возможность приблизиться к пространству Культуры. Если художественные характеристики вещи начинают преобладать и становятся доминирующими, а ее функциональное назначение минимизируется или просто исчезает, – тогда эта вещь становится произведением, перемещаясь в пространство Культуры.

История Культуры знает примеры, когда произведение низводилось до вещи в ее функциональном значении: революционные эпохи порождали протестные инверсии (дворцы превращались в конюшни, а золоченые вазы – в ночные горшки). Но есть и более тонкие примеры революционных инверсий: новая власть стремилась начать «с чистого листа» и потому отменялось старое время, учреждался новый календарь, или переносилась столица государства, или изменялся алфавит. Нетрудно заметить, что все эти изменения касались темпоральных и пространственных феноменов, а также языковых. Неслучайно, споры о языке, начиная с алфавита и заканчивая лексическими изменениями, приобретали всегда явное идеологическое звучание. За этим стоит убеждение о моделирующей функции языка, определяющего ментальный горизонт человека (можно сослаться на гипотезу лингвистической относительности Сепира – Уорфа, а также на работы, например Лакоффа).

Полагаю, что Культурная среда включает в себя не только пространственные и временные характеристики, но и языковые также. Дополнительным аргументом в пользу важности языковых характеристик можно считать и тот факт, что естественный язык – саморазвивающаяся система, не терпящая насилия и волевых вмешательств, но именно они показательны и характеризуют особенности социальных и культурных систем, которые вмешиваются в естественную жизнь языка.

Таким образом, триединство хронотопических и языковых явлений могут составить комплексную характеристику Культурной эпохи. Более или менее однородный хронотоп составляет стержень культурной эпохи, а изменение хронотопических характеристик, обеспечивает смену этих эпох.

Для характеристики изменений в обществе удобно воспользоваться инструментом, разработанным в свое время П. Бурдье, который полагал его изменения в двух ипостасях: именно в обществе как социальном пространстве материализуется двойственность этой новой реальности – первичность, приоритет знаний и ценности, представления, поведение, практическая деятельность, которые являются порождением, результатом культуры, выражающиеся в мироощущении и миропонимании.

Таким образом, человек – субъект социальных отношений и действий. В пику этому Бурдье вводит понятие «агент» как противоположное субъекту. Он считает, что понятие субъект используется в представлениях о «моделях», «структурах», «правилах» и рассматривается в качестве марионетки, которой управляет структура, лишая его собственной активности. В этом случае субъект в его концепции реализует целенаправленную практику, подчиняясь определенному правилу. Агенты осуществляют стратегии – своеобразные системы практики, движимые целью, но не направляемые сознательно этой целью. П. Бурдье описывает практики агентов через такие феномены как практические чувства, габитус, стратегии поведения.

На первый взгляд, кажется, что субъект и агент – это некие взаимоисключающие понятия в контексте культуры. Это, конечно, разные категории, но с точки зрения культуры – агент – это адресат, он превращается в ходе осмысления информации в субъекта, автора нового пространства второй природы. Агент – как и субъект – это не просто пользователь, а своеобразный трансформатор. Габитус, по Бурдье, это система диспозиций, порождающих и структурирующих практику агента и его представления.

Габитус обусловливает активное присутствие прошлого опыта, который существует в виде мыслей, действий, жестов и гарантирует правильность практик в пространстве культуры.

Культурное пространство это пространство произведений, текстов и вещей. Текст от произведения отличается тем, что область его значений стремится к однозначности, тогда как область значений произведения постоянно растет за счет новых смысловых интерпретаций. Собственно, произведение и есть основной генератор новых смыслов Культуры, условие ее саморазвития. Но появляются и новые структурообразующие культурные феномены. К таковым можно отнести поведенческие практики, получившие культурную санкцию образца и могущие стать даже исследовательской эпистемологией. Таким образом, хронотопические характеристики Культуры вместе с языковым кодом и габитусом могут составить ядро тезауруса современной культурологии.

С нашей точки зрения, и это концепция кафедры теории, истории культуры и музеологии, понятия культура, история, религия, – это понятия одного порядка. Если идти от этимологии слова, то «культура», то оно представляется и как существительное, и как действие. Человек создает духовно-нравственную среду, в которой он живет, которую меняет, которая служит основаниям. В I в. до н. э. Цицерон применил понятие «культура» к человеку, после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина («cultura animae»), взращивание в нем человеческого, выстраивание его жизненного пути на созидание и создание гармоничного мира.

Если мы говорим о понятии истории как событии, то эти события зависят от того, каков человек, какова его культура, какова его духовная основа. Этимология слова «религия» относит нас к глаголу «соединять», «связывать». И поэтому новые течения, если они действительно религиозные, а не деструктивные, должны иметь имеют ту основу, самую главную, фундаментальную, культурную основу по характеристике человеческих действий и позиций. И тогда все новые течения, как бы мы их не называли, это просто новые люди. И конечно, фундамент останется. Если идеи связаны с разрушением, тогда это не религия, потому что религия соединяет плоть и дух словом и делом. И тогда вся идентичность в рамках глобальных должна быть направлена не на разделение.

Во многих современных учебниках, к сожалению, стараются выделить и обсудить специфические культурные традиции, но различие лежит на поверхности и очевидно: язык, одежда, жесты. Однако современному молодому человеку сложнее найти, и в этом предназначение образования, общие традиции. Следует показывать, что они у всех общие культурные концепты: дом, семья, любовь, добро, мир и т. д. В этом идентичность, если мы говорим о XXI веке. Это то, что должно нас соединять – вот эти традиции и представления.

И вот на нашей кафедре уже 20 лет мы этим и пытаемся заниматься. Человеческая культура, история и памятники культуры соединяют и эту функцию осуществляют.

Мы почему говорим о сохранении памятников? Самый главный вопрос: почему так важно посмотреть на здание, икону, Библию, Коран изучать? Это те тексты, которые обеспечивают преемственность. И тогда культура существует как пространственно-временной континуум: она есть, пока человек. И вот это те действия, те знания человека, которые должны обеспечить нам соединение, вот это и есть религиозное сознание. Это не только храм и икона, это не только Коран, учения Конфуция, Будды и т. д. – это сознание совершенно другое. Мы – «люди мировые» и ощущаем связанность мировой историей. В этом смысле мы входим в communitаs, ощущаем глобальные связи, т.е. мы соединены, если изучаем мировую историю, мировую культуру, если мы обращаемся и обогащаемся теми знаниями, которые выработало человечество, и для нас это принципиально значимо.

Поэтому храм представляется как воплощение модели мира. В мечети мусульманской, буддийском храме, христианском храме – у них всех главная часть – восточная. Там иконостас и молитвы из Библии, Корана, статуя Будды. Это эти ценности, которые нас соединяют, это и есть идентичность. Конечно, мы в чем-то различны, но уже идет мощный процесс смешения не по территории, а по мироощущению. Отсюда понятие соборности – от глагола собирать. И князь Владимир, который крестил Русь, был первым глобалистом, который соединил Восток и Запад и предположил иную модель поведения.

Какие ценности питают человека? Просвещение, которое освещает путь. И поэтому слова у нас, учителей, педагогов такие. Педагогическое сообщество – особая группа и когорта людей. От того, какими идеями воспитаны учителя зависит то, что они передадут. Для меня это и есть религиозное сознание, т.е. это не только обряды, а нужно от сути слова идти: учитель должен соединять то, что разъединено.

Мы должны и далее обсуждать проблему мышления и религиозного сознания как соединения частей в целое, созидания, воспитания человека. Религия – это то, что может только соединять.

За 25 лет существования кафедры теории, истории культуры и музеологии Новосибирского государственного педагогического университета преподаватели создали мощную теоретическую базу для подготовки преподавателей МХК.

Теоретическому осмыслению и практическому применению в образовательном процессе в высшей и средней школе были подвергнуты коммуникативные функции культуры [14, c. 12], коммуникативные стратегии в образовании [19, c. 133]. Преподаватели кафедры полагают, что ведущими содержательными компонентами в преподавании курса МХК являются межкультурная коммуникация и культурные нормы в развитии мирового и отечественного образовательного пространства, [13, c. 49], культурные универсалии как основа межкультурных коммуникаций [16, c. 68].

Реализация совместных научных, учебных, творческих проектов студентов и школьников потребовало изучения социально-философских аспектов коммуникации в искусстве [20, c. 248], различных методов и подходов к преподаванию русской культуры [3, c. 125], этических коннотаций культурных универсалий в различных культурах [15, c. 102].

Осуществление проектов в области искусства и их медийное продвижение было основано на разработках о роли символистской теории соответствий в развитии ассоциативного мышления у студентов педагогического вуза [1, c. 88], источниках изучения русской культуры [3, c. 132], использование рекламы как исторического источника при изучении предметов гуманитарного цикла [7, с.209], и др.

Активное введение студентов и школьников в пространство современного мегаполиса, в городские коммуникативные практики г. Новосибирска (посещение культурных мероприятий, участие в них сначала в качестве зрителей, а потом – активных участников) осмыслено в работах, посвященных актуальным проблемам освоения европейской музейной практики музеями России [9, c. 207]. Эта же деятельность среди другого круга причин инициировала разработку авторской историко-культурной карты современного города [10, c. 321].

Специфика учебного предмета и его сущность прослеживается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как целенаправленная система организации учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершают определенные действия, которые специфичны для отдельного учебного предмета, осваивают универсальные и предметные способы действий, понятия и теории, свойства изучаемых объектов и отношения между ними [6, c. 3].

При таком образовательном подходе, какое место отводится для исследовательской деятельности? В любом исследовании учащегося важна «ценностная составляющая», которая будет отражаться в содержание познавательной деятельности школьников, пока педагог будет акцентировать внимание детей на нравственных проблемах, которые связанны с открытиями и изобретениями в той или иной области познания.

«Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы» [11, c. 9].

Например, со школьниками, увлекающимися мировой художественной культурой, можно затронуть проблему сохранения культурных памятников или развития патриотизма. Внимание школьников можно привлекать и на нравственное развитие современного ученика, формирования собственного мировоззрения и точки зрения. Обсуждать вопросы, касающихся моральных качеств и эстетического вкуса. Исследовательская деятельность – это особый подход к обучению, который построен на основе собственного стремления ребенка к самостоятельному изучению интересующего его предмета [6, c. 4].

Главная цель исследования – это создать условия для самостоятельного осмысления и видоизменения человеческой жизнедеятельности для самостоятельного освоения времени и пространства не только природы, но и культуры. Однако одного исследования недостаточно. Учителя должен научить выявлять проблему, формулировать гипотезу, проводитьопыты и измерения, оценивать их погрешность, делать выводы. Ориентированность учеников на решение различных проблем можно развивать, давая им нестандартные домашние задания по предмету или в рамках внеурочной деятельности. Одной из основных задач педагога – подготовить такую атмосферу, чтобы мысли и идеи школьников начали проявляться в его жизни [6, c. 5].

Возможны несколько видов направления работы. Во-первых, индивидуальная работа, которая определяет деятельность в двух проявлениях: отдельные задания, такие как подготовка докладов, сообщений, подбор литературы и так далее; работа по индивидуальному учебному плану, консультации, изучения дополнительного материала, такая работа возможна при большом интересе и высокой мотивации ученика к учебной деятельности. Второе направление – групповая работа, которая включает в себя совместные исследовательские проекты, в которой необходимо использовать информацию из нескольких предметных областей, разные метапредметные связи. Третье направление – массовая работа, куда входят подготовка и проведение предметных олимпиад, тематических классных часов, организация встреч с деятелями науки и культуры [2, c. 13].

Правильное сочетание видов исследовательской деятельности позволит учащемуся самостоятельно мыслить, сформировать собственную позицию и точку зрения в различных аспектах, а также анализировать учебные и жизненные ситуации, что поможет формированию «коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности» [17].

«Исследовательская деятельность учащихся можно отнести к технологии развивающего обучения, она способствует развитию критического мышления, творческих и коммуникативных способностей», расширению информационной культуры; умению ставить цель и продумывать пути к ее реализации. Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся приобретают следующие компетенции: «ученик должен быть подготовлен к данной деятельности, видеть проблему, самостоятельно ставить цели и задачи, планировать и оценивать свою работу; выступать перед публикой, излагать свои мысли последовательно», уметь говорить аргументированно, выслушивать других, уважительно относиться к труду других учащихся [17].

Научно-исследовательская деятельность, которая ставит учащихся в позицию исследователя, занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели. Эти условия представлены в работе Н. А. Семеновой «Исследовательская деятельность учащихся». Наталья Александровна Семенова предлагает следующее определение исследовательской деятельности: «учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности» [8, c.32].

Работа, развивающая исследовательские умения должна проводиться постоянно в урочной и в внеурочной деятельности, использование учителем материала различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, желательно чаще использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Следует помогать учащимся увидеть прогресс и смысл их исследовательской деятельности, рассматривать направление приложения для реализации собственных талантов и возможностей, как будущая почва для саморазвития и самосовершенствования [4, c. 136].

Преподавателю важно способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрение творческих проявлений учащихся, их стремление к творческому поиску. Необходимо, чтобы они не боялись допустить ошибку или же исправить ее, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя – поддержка и направление учащегося, а не подавление желания, творческих идей.

Для развития исследовательских способностей, нужен учитель, подходящий к своей работе творчески, стремящийся создать креативную рабочую обстановку, обладающий определёнными знаниями для подготовки и ведения занятий по исследовательской деятельности.

Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности помогут осуществлять контроль своей деятельности [6, c. 4]: уметь организовать свое рабочее места, планирование работы; умения и знания исследовательского характера, выбор темы, построение структуры, методы исследования, поиск информации; умение работать с информацией, ее видами, источники информации, научный текст, анализ, литература, термины, понятия, ссылка, план, вывод, условные знаки, доказательство, аргументы, факты, выступление и заключение; умение представить результат своей работы, его формы, требования к докладу, речи докладчика, последующие действия (публикации, конференции).

Выделяются следующие типы исследовательских работ: проблемно-реферативные – это творческие работы, которые написаны на основе литературных источников, они предполагают сопоставление данных этих источников, вследствие чего делается вывод работы; экспериментальные – работы на основе проведенного и описанного эксперимента и имеющего результат; натуралистические и описательные работы направлены на наблюдение и описание явления; исследовательские работы выполнены с помощью конкретной методики, они имеют собственный материал и анализ на его основе [ 6, c. 8].

Исследовательские работы по мировой художественной культуре чаще всего относятся кпервому типу – проблемно-реферативному. Вместе с типом определяется и структура самой работы. Это и есть главный метод исследования, который выполняет учащийся. «Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путем научного познания, усвоить его алгоритм» [4, c. 138].

Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования; научная статья (описание хода работы); план исследования, тезисы, текст для устного выступления, стендовый доклад – оформление наглядного материала, текста и иллюстраций; реферат проблемного характера, компьютерная программа, прибор с описанием его действия, видео- и аудиоматериалы.

План работы, его структура и содержание можно разделить на следующие разделы: введение; основная часть, которая структурируется самим учеником по главам, параграфам, пунктам; заключение; список источников, оформленных по ГОСТу; при необходимости приложения [6, c. 7].

В содержании введения формулируется проблема, описывается ее актуальность, определяются цели и задачи. Каждый раздел основной части завершается небольшим выводом, который вытекает из содержания источников и собственной оценки учащегося. Также, весь текст должен содержать цитаты и ссылки, оформление которых тоже четко сформулировано. Заключение содержит итоги работы, сформулированные выводы по каждому разделы, перспективы для дальнейшего решения и изучения обозначенной проблемы.

Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы, однако само определение названия появляется в процессе деятельности. Практика показывает, что выбор темы предпочтителен интересам ученика, или если у него есть подходящий материал для исследования, иногда тема выбирается по совету учителей. Выбор темы исследования – первая проблема и ступень, с которой сталкивается ученик, зачастую темы носят реферативный характер, в любом случае, в этом вопросе нужна консультация педагог [6, c. 10].

Для учащихся, увлекающихся мировой художественной культурой, круг тем довольно широкий, начиная от культуры и искусства различных цивилизация и до нравственных проблем современного человека. Следующим шагом нужно определить и обосновать актуальность самого исследования. Актуальность выбора темы исследования обосновывается необходимостью объяснить изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Нужно учитывать следующие особенности: тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке, при этом помощь при выборе темы оказывает научный руководитель. Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. Чаще всего актуальность составляет одну страницу из всего текста работы. В исследовательских работах по предмету мировой художественной культуры актуальность предоставлена во многих трудах современных ученых [6, c. 21].

После выбора темы и определения актуальности наступает черед постановки цели и задач работы. Цель исследования – конечный результат, который должен быть достигнут по итогам работы. Задачи – пути и средства, которые помогут достигнуть поставленной цели, как правило, задачи имеют четкую формулировку, ведь описание их решения составляет содержание глав. Исследовательские задачи зависят от нескольких факторов, которые являются подходящим объектом для анализа. Практические задачи служат для иллюстрации какого-либо явления, проводится эксперимент или наблюдение, связанное с этим явлением. Также могут присутствовать научные задачи, они достаточно сложны для анализа [4, c. 136].

Важную роль играют методы, с помощью которых была написана работа: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анализ, исторический метод. Также следует определить литературу для исследования. Зачастую бывает, что руководитель дает учащемуся список уже подобранной литературы, при этом участие самого исследователя в составлении этого списка сводится к минимуму, что приводит к тому, ученик теряет возможность приобрести навыки работы в библиотеке.

При работе с литературой по теме учащийся приобретает и развивает навыки различных типов чтения, которые предполагают разную степень глубины погружения в материал. Когда есть необходимость познакомиться с общим содержанием книги желательно использовать просмотровое чтение. При поиске ответов на определенные вопросы в нескольких источниках и для сравнения информации потребуется просмотровое чтение. Последовательное и обдуманное изучение материала по главам относится к изучающему чтению, в котором формируется умение критическое восприятие информации [11, c. 7].

После выполнения работы и написания ее на черновик, появляется следующая проблема – оформление текста и его предоставления. Построение текста требует последовательного отражения всех этапов работы, особенно выявление проблемной ситуации, целеполагание, постановка задач, методы и методики, необходимые для исследования, полученные результаты в виде обработанной информации (таблицы, графики, схемы и т. д.), анализ и обобщение этих результатов, выводы. Как правило, работа над проектом порождает новые идеи, реализация которых может потребовать ресурсы и время, поэтому даже после завершения исследовательской работы деятельность может быть продолжена.

Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.

Представление исследования, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура [6, c. 31].

При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.

Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта: предварительном, уточняющем и окончательном. Для успешного написания исследовательской работы учащийся должен обладать некоторыми компетенциями, которые приобретаются и развиваются на разных этапах школьного образования. Первая из компетенций – это работа с рекомендованной литературой, что является основой любого научного исследования. Необходимость чтения материала последовательно положительно скажется на результате исследования, плюс ко всему это поможет лучше понять и разобраться в теме, а также в терминах и понятиях, а также облегчит поиск теоретической информации [8, c. 7].

Умение критически осмысливать материал, который представлен в книге поможет сформулировать выводы после каждой главы и самостоятельно сопоставлять понятия и явления, поможет если в работе будет использоваться метод анализа или сравнения, который часто встречается в проблемно-реферативных работах, к которым относятся и работы по предмету мировой художественной культуре.

Умение четко и ясно излагать свои мысли, возможно, будет одним из важных, потому что есть необходимость излагать свои мысли последовательно и не перескакивать с темы на тему. Особенно это умение поможет при публичном выступлении и на защите своей работы, при ее обсуждении или сопутствующих вопросов от членов комиссии. Часто упоминается о требованиях к учащемуся, однако, учитель часто находится с ним рядом, помогая решить различные возникающие вопросы, поэтому справедливо говорить, что и учителя должен обладать рядом компетенций для руководства над исследовательской работой и положительного влияния на исследователя.

В статье Т. А. Тереховой, посвященной технологиям исследовательского обучения для продуктивного исследования школьника и его саморазвития выделяется три принципа: доступности, поуровневости и временного развития. Первый из них – принцип доступности предполагает организациую деятельности, учитывая определение тематики и возрастных особенностей учащегося. Принцип поуровневости состоит в том, что управление исследовательской деятельность проходит на всех уровнях организации школы. Последний принцип связан с определением временного промежутка для каждого этапа подготовки, организации и проведения для каждого исследования. Однако самый главный принцип – принцип личностно-ориентированного образования, который предполагает формирование у ребенка активной жизненной позиции, которая поможет при нахождении и решении проблем [12]. Соблюдение этих принципов помогут успешно написать исследовательскую работу. Желание исследовать появляется в ученике, когда он чувствует свою успешность в этом процессе. Многое зависит от учителя и его умения организовать деятельность ученика, а также признание ценности этой деятельности для окружающих, для сверстников.

Как уже несколько раз упоминалось, исследовательская работа по мировой художественной культуре прежде всего творческая деятельность, поэтому педагогу следует самому быть творческой личностью. Сама по себе профессия педагога творческая и увлекательная, однако, учителя бывают разные, с разным стажем, поэтому и уровень творчества разный. Также важны моменты самообразования и развития собственной личности, например, изучение чего-нибудь нового.

Педагог должен занимать активную педагогическую позицию, а также собственное стремление к исследовательской деятельности на различные темы. При этом плюсом будет умение прогнозировать перспективу своей деятельности и деятельности учащегося [18].

Педагогу следует уметь налаживать деловые формы общения не только с коллегами, но и с учащимися. Умение диагностировать творческие способности учащихся принесет положительный результат, если в итоге это поможет ученику проявить себя и написать хорошую исследовательскую работу. При руководстве исследовательской деятельностью учащихся основными задачами педагога становятся: актуализация исследовательской потребности ученика; его привлечение в поисковую деятельность; поиск средств, помогающих в процессе познания; помощь в выработке стратегии написания работы; помощь в осознании исследования как отображении познавательной потребности; создание условий, стимулирующих познавательную активность; повышение результативности учащегося [11, c. 11]. Включение талантливых и творческих ребят в исследовательскую деятельность, в выполнение творческих работ, в разработку разнообразных проектов, помогает создать удобные условия для их творческого и интеллектуального развития, их самореализации и профессиональной ориентации. Исследовательская деятельность рассматривается как самостоятельный компонент образовательно-воспитательного процесса в учебном заведении [14, c. 136].

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому одним из основных результатов деятельности образовательного учреждения должна стать, несомненно, система знаний, умений, навыков выпускника, но еще кроме этого выпускник должен иметь ряд ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни. Человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский же навык, приобретенный в школе, поможет ее выпускнику быть успешным в любых ситуациях. В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции, которые влияют на жизнь ребенка, а именно: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая [5, c. 5].

Исследовательские работы по мировой художественной культуре помогут учащемуся решить множество задач, найти разные подходы к исследованию различных вопросов, проявить себя творчески и добиться успехов в обучении. Вопросы, которые охватывает мировая художественная культура разнообразны, это может быть и искусство, и культура, религия, нравственность, патриотизм и многое другое.