Основной задачей медицинского вуза является подготовка конкурентоспособного врача, владеющего необходимыми личностными и профессиональными компетенциями, способного осуществить собственные потребности в профессиональной деятельности.
Приоритетное место в списке квалификационных характеристик будущего медика должно занимать коммуникативные навыки, навыки грамотного общения на государственном языке, степень владения профессиональной, научной, официально-деловой лексикой. Результат общения зависит не только от намерения, говорящего вступить в контакт, но и от способности выражения речевого намерения. Эта способность зависит от уровня владения лексико-фразеологическими и грамматическими единицами языка, а также от умения использования их в определенных ситуациях диалога. Знание некоторых элементов языка не означает, что говорящий «владеет языком как средством общения».
Подготовка специалистов базируется на методиках обучения от уровня эффективности которых зависит уровень квалификации выпускника.
Обучение казахскому языку оказывает определенное гуманитарное и общеобразовательное влияние на личность. Необходимо подчеркнуть, что казахский язык не только язык Абая, Ауэзова и Макатаева, но и язык повседневного общения врача и пациента.
Основными целями обучения казахскому языку в медицинских вузах являются совершенствование казахской речи у студентов русского отделения в различных сферах общения, развитие и совершенствование разговорных навыков, повышения уровня языка до профессионального, формирование профессиональной лексикой, овладение терминологией, установление профессионального взаимоотношения будущего врача на государственном языке не только с пациентами, но и с коллегами.
Цели и задачи обучения казахскому языку заключаются в следующем:
– освоение языковых оборотов, фраз и терминов по новой теме;
– обучение корректному формулированию вопросов и ответов на вопросы;
– анализ профессионально-ориентированных научных текстов;
– редактирование текстов разной стилевой принадлежности;
– правильное использование медицинских терминов;
– развивать навыки самостоятельной работы;
– прививать навыки письменной грамотности;
– прививать навыки самоконтроля студента;
– формирование языковой компетентности;
– обучение культуре речи.
Для достижения указанных целей используются разные методы обучения, обеспечивающие эффективность учебного процесса. Есть два подхода к обучению – традиционный, где активную роль занимает преподаватель, и современный при котором используется инновационный метод обучения и деятельную функцию занимает студент. Использование инновационного метода способствует совместной творческой работе преподавателя и студента, развивает у студента умение самостоятельно мыслить и способность работать в команде.
В настоящее время преподаватели имеют возможность проводить любые модели инноваций в соответствии со своими пожеланиями. В эффективности ежедневного использования видео, аудио, компьютерной техники и мультимедийных проекторов убедился каждый преподаватель.
В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что инновационные методы получают отражение во многих технологиях обучения, которые направленны на развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности в различных сферах жизни современного общества. «Они создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, способствуют развитию профессиональных качеств будущего специалиста. Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей студентов. В настоящее время ведется интенсивный поиск и внедрение новых форм и методов обучения студентов» [3].
Действенными способами по внедрению в образовательный процесс инновационных методов и созданию основных профессиональных компетенций будущих медиков является использование разных деятельных форм обучения, например:
– применение игровых технологий, то есть ролевых игр;
– проведение занятия-конференции;
– проведение занятий дебатов;
– командный метод обучения, то есть применяя метод обучения TBL;
– подготовка и проведение презентации;
– внедрение проблемного метода обучения;
– обучение по тестовой системе;
– обучение с использованием мультимедийных возможностей.
Нижеприведенные виды занятий с использованием инновационных технологий получили широкое применение:
Применение игровых технологий – ролевых игр: диалог врача и пациента, врача и родственника пациента, диалог главного врача и заведующие отделений (рассказывать об уровне обеспеченности лекарственными средствами каждого отделения); диалог заведующего отделения и врача (о состоянии пациентов), диалог пациента и медицинской сестры и т.д.
Здесь особое внимание на занятиях уделяется культуре речи, студентам необходимо построить диалог с учётом особенностей адресата: уровня образования, психологического типа, социального статуса. Нужно побудить будущих медиков к сочувствию пациенту. Ролевые игры способствуют раскрытию поисковых навыков будущего специалиста. «В игровом имитационном моделировании широко представлены различные игры: деловые, аттестационные, организационно-деятельностные, инновационные, рефлексивные игры по снятию стрессов и формированию инновационного мышления, поисково-апробационные. При использовании деловых игр преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность студентов. В частности, для обучающих игр характерны многовариантность и альтернативность решений, из которых нужно сделать выбор наиболее рационального [1].
Важно, что ролевые игры вызывает особый интерес студентов, так как демонстрирует возможности практического применения отрабатываемых навыков. Также студенты имеют возможность увидеть реакцию собеседника на свое высказывание, оценить эффективность своих высказываний, сформировать представление о том, как следует действовать в отрабатываемой ситуации.
Командный метод обучения или TBL – это способ обучения в мини группах где студенты делают индивидуальную работу до занятий, и командная работа выполняется во время занятий. При внедрении TBL в образовательный процесс нельзя забывать о его ключевых принципах: формирование группы, ответственность, качество заданий, своевременная обратная связь.
Преподаватель представляет новую тему не в готовом виде, а дает возможность студентам самостоятельно подготовиться, собрать материал, контролирует степень освоения студентами новой темы, дает дополнительные материалы, помогает, в случае необходимости, объясняет, то есть направляет. В групповой работе студенты занимаются самообучением. Вне аудитории студенты индивидуально изучают определенное преподавателем содержание дисциплины, в аудитории команды студентов используют полученные при подготовке знания в дискуссии при решении проблем, студенты тестируются и активно работают в команде. В течение урока студенты получают частую и немедленную обратную связь. Малые группы студентов взаимодействуют друг с другом как отдельные команды внутри аудитории чтобы применить содержание предмета к решению простых и сложных проблем используя обратную связь с преподавателем, как с экспертом.
Особенность этого метода – деятельное привлечение студента в процесс обучения, формирование коммуникативных способностей, развитие умения работы в команде (учиться у своих одногруппников, принимать участие в оценке студентов, быть ответственным за команду).
Исследователи метода TBL продемонстрировали преимущества метода группового обучения. «... вовлекает студентов, которые предпочитают работать в одиночку, помогает «слабым» студентам, достигают высокий уровень когнитивных навыков, изучают базовые концепции и приобретают опыт их использования в когнитивных навыках, изучают базовые концепции и приобретают опыт их использования в заданиях, развивают коммуникативные навыки: студент узнает больше о себе в совместной работе с другими, студенты учатся работать как команда для выполнения сложных интеллектуальных задач» [5].
Исследователи утверждают, что групповые занятия создают благоприятные условия для развития личности, в результате чего улучшается атмосфера сотрудничества в группе. По их мнению, групповая работа обогащает процесс обучения, делает образовательный процесс интересным и посредством взаимного обучения повышает стимул обучающихся [6]. В частности, групповая работа способствует обмену мнениями студентов. Студент запоминает материал не только занимаясь самостоятельно, но и занимаясь в группе, с другими запоминает много материала. Студенты в группе вместе рассматривают учебный материал, объясняют друг-другу задание. Студенты, опираясь на базовые знания о языковой системе, о нормах речи, развивают свои речетворческие способности, формируя индивидуальный стиль общения.
Дебаты предназначены для детального исследования спорных проблем и являются одним из наиболее эффективных методов развития творческой активности, критического мышления, логики, ораторских способностей, толерантности, навыков цивилизованной дискуссии и демократического диалога.
Технология дебатов позволяет решить ряд образовательных установок и стимулирует студентов к чтению дополнительной литературы, к поиску путей решения поставленной задачи. Например, к уроку – дебатам «Лекарство – это польза или вред?» готовятся как студенты, так и преподаватель.
Преподаватель заблаговременно извещает учащихся группы о теме и времени проведения дебатов, даёт им минимальный список литературы по теме, в которой освещаются как положительные, так и отрицательные аспекты проблемы. Группа делится на две противоборствующие команды: сторонников позитивного и негативного взгляда на проблему. Роль судейства осуществляют незаинтересованные лица - студенты другой группы.
«Опыт показал, что для студентов дебаты являются познавательной интеллектуальной игрой, дают равные, реальные возможности каждому участнику развить в себе лидерские качества, научиться рассматривать проблемы с разных точек зрения, аргументировано доказывать свою позицию, выступать на публике. И, как сказал древнегреческий философ Эпикур, в дебатах побежденный выигрывает больше победителя, потому что приобретает новые знания» [7].
В своих исследованиях Сун Лэй отмечает следующую особенность использования дебатов: «Благодаря своим особенностям: целостности, универсальности, личностной включенности, ориентации на самообразование – дебаты на сегодняшний день являются одной из самых эффективных педагогических технологий, способствующих развитию творческой активности личности, формирующих умение представлять и отстаивать свою Участие в дебатах позволяет развить комплекс качеств, которые необходимы современному специалисту, в частности: логику и критическое мышление, навыки устной речи, навыки работы с информацией, эмпатию и терпимость к различным взглядам, уверенность в себе, способность работать в команде, умение концентрироваться на сути проблемы, стиль публичного выступления» [2].
Подведя итог, можно отметить, что внедрение инновационных методов обучения является одним из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Данные методы вызывают огромный интерес для повышения мотивации в учебном процессе, повышает качество обучения студентов, где воспитываются лидерские качества и профессионализм. Работа на таких занятиях дает возможность студенту принимать ответственность за совместную и собственную деятельность, что необходимо для формирования личностных качеств будущего врача.