Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

DEVELOPMENT OF RUSSIA IN THE XXI CENTURY THROUGH SPIRITUAL TRANSFORMATION OF HUMAN

Akimova R.S. 1
1 Federal state budget educational institution of higher education Rybinsk State Aviation Technical University
Information-technological revolution of recent decades has a deep reflection upon the world spiritual-moral and humanistic development of humanity. Internet, cinema, television, literature, etc. construct an utterly clear ideological paradigm, directed towards destruction of religious, moral, and humanistic values. Classic humanistic science is being replaced with superficial publicism and mystical esotery. For the first time in the history of humanity laws justify acts that do not correspond to moral nature of human. In such conditions only Spiritual Transformation of human can help transform Russia as a modern civilization. In this case it is impossible to neglect religious factor in all branches of science, as being unaware of spiritual laws leads to a meaningless struggle against consequences. Spiritual laws must be known and studied in context of theological, social-humanistic, and natural science. In it lays our Safety, Salvation, and Existence in the modern world.
spirituality
transformation
humanism
religion
science
technology
education
mission
international network university of spiritual education
nurturing
missionary
spiritual laws
laws of material world
oblivion
restraint
austerity
consumerism
ecology
catastrophe
tradition
realization
responsibility
safety

Глобальная информационно-технологическая революция последних десятилетий глубоко отразилась на общемировом духовно-нравственном и гуманистическом развитии человечества во многом благодаря тотальному засилью массовой культуры, новейших информационных технологий, мультикультурализму и пиар-технологий.

Интернет, кинематограф, телепередачи, литература выстраивают совершенно ясную идеологическую парадигму, направленную на разрушение религиозных, нравственных и гуманистических ценностей. Классическую гуманитарную науку заменяют поверхностной публицистикой и мистической эзотерикой. Впервые за всю историю человечества законы стали оправдывать то, что не соответствует нравственной природе человека. Разрушаются критерии добра, красоты, истины, всё размывается, переставляется с ног на голову, перемешивается. И ни философия, изъявшая само понятие истины из области своих умозрений, ни тем более наука, которая фактически проходит независимо от каких-либо этических и духовных критериев, не в состоянии остановить этот процесс. Восприятие секуляризмом человека как нулевой величины, а религии как угрозы его свободе, делает невозможным поиск общего основания жизни в политкультурном обществе. Английский социолог религии Кристофер Доусон назвал мировые религии «замковыми камнями мировых культур», без которых « арка падает и здание обрушается» [7].

Выход из этого затянувшегося мировоззренческого кризиса является переход научного сообщества к новым парадигмам и методологии вобравших в себя все лучшие предыдущих достижений человечества в этой области.

Россия как особая цивилизация, которой дано все: героический народ, огромная территория, природные запасы, особая роль отведенная самим Господом Богом быть создателем, стержнем самой цивилизации вместе с многонациональными конфессиями и явится альтернативой западному миру, впавшему в конфликт с духовно-нравственной природой человека.

Мы сейчас находимся в ситуации, когда у нас есть перспектива возращения на новом витке к традиции, к духу, к вере, но еще не сложилась прослойка людей, ученых, которые бы руководствовали в своей жизни высшим смыслом верой, которая и есть высшим смыслом жизни. Только через Преображение Человека возможно преобразить и Россию как своеобразную цивилизацию. Спасение сокрыто только в моральном росте нашего народа. Человек должен стремится к достатку, но стеснятся щеголять своим богатством. Если нет совести у человека и она не ест его, то он сам начинает есть людей и деньги.

Наш цивилизационный путь - это путь сердечный и духовный. Сейчас нам надо возвращаться к истокам, ибо без Духовной победы и Преображения внутри себя мы Россию не сбережем.

Духовное возрождение возможно в тесном взаимодействии с научным сообществом, помня о том, что после геоцентрической картины мира Коперника Католическая Церковь встала не на защиту веры в Бога и свою догматику, а на догматизированную научную гипотезу. Конфликт между наукой и Церковью на Западе возник тогда, когда стало ясно, что в этом споре права наука, а не Церковь, которая употребляла в свою защиту не только аргументы интеллектуального убеждения, но и иные жесткие методы. Вторая причина - противостояния науки и религии в нашей стране с 1917 года, когда была идеологизирована наука в контексте атеистического убеждения и стала основным фактором воздействия на сознания советских людей.

Главное сейчас отстаивать право на органическое включение религиозного фактора в историю развития науки и всей культуры. Миф о том, что ученые Нового времени Декарт, Лейбниц, Ньютон и многие другие своими трудами бросили вызов религиозной картине мира являются мифом. Только в христианском богословии эти ученые нашли основу для нового естествознания. Христианство для ученых всегда было фундаментом, на котором они выстраивали здание современной науки. Богословие способно помочь в изучении философии, гуманитарных и естественных дисциплин при условии, что оно исходит из живого церковного опыта, Божественному Откровению. Именно богословие с его сверхрациональным восприятием задает другим наукам, особенно философии, основополагающие аспекты Бога, человека, мира и их отношений- то, что невозможно постичь путем эксперимента или умозаключения [1].

В начале ХХI века, когда наука и технологии окончательно победили и проникли во все сферы жизни, религиозная вера в Россию возрождается. Вера живет и занимает важнейшее место в жизни людей разного уровня образования, социального положения, разной этической и культурной принадлежности. Миллионы людей обращаются к Церкви в поиске ответов на мировоззренческие и духовные вопросы. Идет процесс укрепления социального партнерства Церкви и образовательных учреждений, их взаимодействия и сотрудничества, направленные на поддержку теологического образования. Такая поддержка-дело одновременно и церковное, и общественное, и культурное. Восполнение богословской составляющей в отечественной культуре, науки и образование - главнейшая цель в духовном Преображении Человека, без чего невозможно сохранить исторической преемственности нашей культуры, и о воспитании культурного универсума в науки и образовании.

Нужен новый диалог народов, осуществляемый на принципиально новых основаниях. Этот диалог, направленный на восстановление ценностного единства, в рамках которого каждая из цивилизаций могла бы существовать, сохраняя свою идентичность. Только на этой основе возможно успешное преодоление существующих цивилизационных вызовов. В этих условиях образованию принадлежит особая роль. ОБРАЗОВАНИЕ должно стать не услугой, а МИССИЕЙ [6].

С этих позиций IV съезд учителей и работников образования государств- участников СНГ обсудили в октябре 2016 года перспективы сотрудничества в сфере образования. С учетом новых реалий разработан проект положения о создании Международного сетевого университета духовного образования. Он будет создан на базе Московского лингвистического государственного Университета (МГЛУ), который объединит несколько вузов стран СНГ и будет готовить специалистов в области теологии. Участие в работе над проектом подтвердили 32 вуза из 10 стран (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Украина) при поддержки Московского патриархата РПЦ, Духовного управления мусульман, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций, Центрального духовного управления буддистов. Деятельность этого вуза не только подготовка кадров, но и профилактика экстремизма и ксенофобий на основе равноправия национальных культур и религий.

Воспитательный и миссионерский подход в образовании выдвигается на первое место.

Сейчас стоит вопрос о возможности внесение изменений в Основной закон нашей страны. Религиозные термины «святой», «священный», «духовной» и т.д. употребляется в современных текстах 60% конституций мира, в Европе -51%. При этом 60% основных законов европейских стран фиксируют ту или иную религиозную идентичность народа. Упоминания о Боге присутствует в конституциях Швейцарии, Германии, Польше, Греции, Ирландии и т.д. А в исламских государствах аналогичное обращение к Всевышнему присутствует в большинстве стран, особенно в Иране и Пакистане [8]. Поэтому Конституция не может быть как сугубо юридическая и внерелигиозная. Каждая Конституция выстраивается на определенной системе ценностей.

В настоящее время, когда наука сделала огромных скачок в своём развитии, перед ней встал самый главный вопрос нашего бытия – духовная ответственность за моральные последствия этих открытий. А ориентация только лишь на возрастающие потребительские потребности без всяческих ограничений во всем – это путь в никуда.. И здесь без религиозного фактора во всех науках обойтись невозможно.

Христианство явилось учением неземного происхождения, которое наиболее точно описывает духовную природу человека и указывает, как развивать её через соответствующие духовные законы.

Во всех сферах бытия, как видимого или физического, так и невидимого или духовного мира существуют соответствующие законы. Незнание этих законов, и в первую очередь духовных, влечет за собой бесполезную борьбу со следствиями. Духовные законы работают неотвратимо и независимо от того, знают о них или нет, верят в них или нет. Законы, действующие в материальном и духовном мире, имеют два вида.

а) естественные нравственные законы жизни и природные законы, б) откровенные нравственные законы или законы духовной жизни. Первые нравственные законы находятся в совести человека и в природе. Их вложил Господь Бог в саму человеческую природу. Но в результате греховности совесть потеряла свою силу, т.к. у грешного человека ум, сердце, воля и совесть повреждены, и жить по этому закону человек уже не может. И только Откровенные нравственные законы, т.е. духовные законы способны это повреждение исправить и поднять нравственность на должный уровень [4].

Материальные законы временны, а духовный мир и его законы вечны. За нарушение физических законов человек терпит относительно временные последствия, а за нарушение духовных – вечные (2 Кор. 4: 18). Сами законы природы уже предполагают существование , существование самой природы, т.к. могут действовать тогда, когда существует мир или природа. А объяснить существование законов природы большим взрывом или самозарождением - значит ничего не объяснить. Таким образом, с научной точки зрения, отрицательное отношение к религии, к христианству, безусловно, недопустимо: научными доводами обосновать его нельзя.

Законы духовные имеют особое отличие от всех других законов:

а) законы естественные человек изменить не может;

б) законы духовные, за исключением закона свободы, могут быть изменены ради человека, поскольку здесь он имеет дело с о своим Творцом, Богом, который видя стремление человека к Нему и идя ему навстречу может изменить действие того или иного духовного закона ради самого человека и людей. Такое изменение закона часто называют «чудом», и делает это человек своим раскаянием, покаянием и смирением перед Богом.

Немало людей считают науку не только высшим и единственным путем постижения реальности, но и своего рода религией и отрицают все, что выходит за ее рамки. В ХХ-ХХ1 в.в. идеи Просвещения стали терять свои позиции. Для самих ученых становится все более очевидным, что научные теории, в конечном счете, всегда условны, а не абсолютны. Не случайно знаменитый американский физик, лауреат Нобелевской премии, Фейнман любил напоминать своим студентам: «Если вы думаете, что наука всегда достоверна,- вы глубоко ошибаетесь». После теоремы Геделя о неполноте любой достаточно развитой аксиоматической теории это стало уже фактом, общепринятым в ученом мире. Однако укоренившееся понимание непогрешимости науки до сих пор еще осталось в сознании людей [2].

Следствием фантастического развития науки и техники стала приближающаяся экологическая катастрофа. Растущее загрязнение окружающей среды, истощение естественных ресурсов планеты, общее обострение глобальных проблем и т.д.

Нет сомнений, что главной движущей силой разрушения природы является забвение религиозных ценностей, таких как ответственность, аскетизм и воздержание. Идеалы общества потребления, человеческий эгоцентризм, стремление к комфорту и наслаждениям, безудержная погоня за прибылью и вещами завели человечество в тупик. И без смены ориентиров в духовной области нельзя решить экологические проблемы. Христианский образ жизни, Церковная традиция воспитывают в людях ответственность не только за ближних, но и за природу.

Отдаляясь от христианских ценностей, наука становится бездуховной, а ее применение теряет нравственные, гуманистические ориентиры. Приблизившись к сокровенным тайнам бытия, к предельным вопросам мироздания нынешняя наука, как никогда прежде, нуждается в серьезном философском и богословском осмыслении своих открытий и исследований.

Провозглашение независимости науки от традиционных христианских ценностей, в конечном итоге, равнозначно отрицанию науки. В настоящее время в нашей стране широко распространяется и пропагандируется псевдонаука и различного рода оккультные учения антинаучного содержания. Эту опасность ясно сознают и сами ученые, которые сознательно или инстинктивно тянутся к Православию. Есть единая Абсолютная Истина, на которой держится все мироздание. Она всюду: вокруг нас и внутри нас. Она выходит за рамки познания как такового, ибо охватывает и сферу онтологии. Это прежде всего Любовь, та самая христианская любовь, без которой рушатся семейные и общественные устои, без которой экономика превращается в звериную борьбу всех против всех, без которой наука становится страшной силой, способной истребить все живое на земле [3].

Познание истины осуществляется на пути правильной христианской жизни, постоянно преобразующей человека из состояния страстного, болезненного в новое, святое, богоподобное. Только через духовное единение с Христом человеку открывается правильное видение существа тварного мира как единого с человеком организма, а не как чуждого ему объекта исследования, эксперимента и потребления. Такое познание превращает человека из алчного и слепого эксплуататора природы в её любящего и зрячего возделывателя и хранителя. Поэтому надо ввести и тело, и ум, и сердце в управлении Духа.

Духовные законы - это наше Спасение, Безопасность и Выживание в современном мире. Их надо знать, изучать в контексте богословских, социально-гуманитарных и естественных наук в высшей школе. Наше движение успешно настолько, насколько мы воспринимаем Божественное водительство, насколько мы подчиняем ему свой разум и свое сердце [5].