Глобальная информационно-технологическая революция последних десятилетий глубоко отразилась на общемировом духовно-нравственном и гуманистическом развитии человечества во многом благодаря тотальному засилью массовой культуры, новейших информационных технологий, мультикультурализму и пиар-технологий.
Интернет, кинематограф, телепередачи, литература выстраивают совершенно ясную идеологическую парадигму, направленную на разрушение религиозных, нравственных и гуманистических ценностей. Классическую гуманитарную науку заменяют поверхностной публицистикой и мистической эзотерикой. Впервые за всю историю человечества законы стали оправдывать то, что не соответствует нравственной природе человека. Разрушаются критерии добра, красоты, истины, всё размывается, переставляется с ног на голову, перемешивается. И ни философия, изъявшая само понятие истины из области своих умозрений, ни тем более наука, которая фактически проходит независимо от каких-либо этических и духовных критериев, не в состоянии остановить этот процесс. Восприятие секуляризмом человека как нулевой величины, а религии как угрозы его свободе, делает невозможным поиск общего основания жизни в политкультурном обществе. Английский социолог религии Кристофер Доусон назвал мировые религии «замковыми камнями мировых культур», без которых « арка падает и здание обрушается» [7].
Выход из этого затянувшегося мировоззренческого кризиса является переход научного сообщества к новым парадигмам и методологии вобравших в себя все лучшие предыдущих достижений человечества в этой области.
Россия как особая цивилизация, которой дано все: героический народ, огромная территория, природные запасы, особая роль отведенная самим Господом Богом быть создателем, стержнем самой цивилизации вместе с многонациональными конфессиями и явится альтернативой западному миру, впавшему в конфликт с духовно-нравственной природой человека.
Мы сейчас находимся в ситуации, когда у нас есть перспектива возращения на новом витке к традиции, к духу, к вере, но еще не сложилась прослойка людей, ученых, которые бы руководствовали в своей жизни высшим смыслом верой, которая и есть высшим смыслом жизни. Только через Преображение Человека возможно преобразить и Россию как своеобразную цивилизацию. Спасение сокрыто только в моральном росте нашего народа. Человек должен стремится к достатку, но стеснятся щеголять своим богатством. Если нет совести у человека и она не ест его, то он сам начинает есть людей и деньги.
Наш цивилизационный путь - это путь сердечный и духовный. Сейчас нам надо возвращаться к истокам, ибо без Духовной победы и Преображения внутри себя мы Россию не сбережем.
Духовное возрождение возможно в тесном взаимодействии с научным сообществом, помня о том, что после геоцентрической картины мира Коперника Католическая Церковь встала не на защиту веры в Бога и свою догматику, а на догматизированную научную гипотезу. Конфликт между наукой и Церковью на Западе возник тогда, когда стало ясно, что в этом споре права наука, а не Церковь, которая употребляла в свою защиту не только аргументы интеллектуального убеждения, но и иные жесткие методы. Вторая причина - противостояния науки и религии в нашей стране с 1917 года, когда была идеологизирована наука в контексте атеистического убеждения и стала основным фактором воздействия на сознания советских людей.
Главное сейчас отстаивать право на органическое включение религиозного фактора в историю развития науки и всей культуры. Миф о том, что ученые Нового времени Декарт, Лейбниц, Ньютон и многие другие своими трудами бросили вызов религиозной картине мира являются мифом. Только в христианском богословии эти ученые нашли основу для нового естествознания. Христианство для ученых всегда было фундаментом, на котором они выстраивали здание современной науки. Богословие способно помочь в изучении философии, гуманитарных и естественных дисциплин при условии, что оно исходит из живого церковного опыта, Божественному Откровению. Именно богословие с его сверхрациональным восприятием задает другим наукам, особенно философии, основополагающие аспекты Бога, человека, мира и их отношений- то, что невозможно постичь путем эксперимента или умозаключения [1].
В начале ХХI века, когда наука и технологии окончательно победили и проникли во все сферы жизни, религиозная вера в Россию возрождается. Вера живет и занимает важнейшее место в жизни людей разного уровня образования, социального положения, разной этической и культурной принадлежности. Миллионы людей обращаются к Церкви в поиске ответов на мировоззренческие и духовные вопросы. Идет процесс укрепления социального партнерства Церкви и образовательных учреждений, их взаимодействия и сотрудничества, направленные на поддержку теологического образования. Такая поддержка-дело одновременно и церковное, и общественное, и культурное. Восполнение богословской составляющей в отечественной культуре, науки и образование - главнейшая цель в духовном Преображении Человека, без чего невозможно сохранить исторической преемственности нашей культуры, и о воспитании культурного универсума в науки и образовании.
Нужен новый диалог народов, осуществляемый на принципиально новых основаниях. Этот диалог, направленный на восстановление ценностного единства, в рамках которого каждая из цивилизаций могла бы существовать, сохраняя свою идентичность. Только на этой основе возможно успешное преодоление существующих цивилизационных вызовов. В этих условиях образованию принадлежит особая роль. ОБРАЗОВАНИЕ должно стать не услугой, а МИССИЕЙ [6].
С этих позиций IV съезд учителей и работников образования государств- участников СНГ обсудили в октябре 2016 года перспективы сотрудничества в сфере образования. С учетом новых реалий разработан проект положения о создании Международного сетевого университета духовного образования. Он будет создан на базе Московского лингвистического государственного Университета (МГЛУ), который объединит несколько вузов стран СНГ и будет готовить специалистов в области теологии. Участие в работе над проектом подтвердили 32 вуза из 10 стран (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Украина) при поддержки Московского патриархата РПЦ, Духовного управления мусульман, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций, Центрального духовного управления буддистов. Деятельность этого вуза не только подготовка кадров, но и профилактика экстремизма и ксенофобий на основе равноправия национальных культур и религий.
Воспитательный и миссионерский подход в образовании выдвигается на первое место.
Сейчас стоит вопрос о возможности внесение изменений в Основной закон нашей страны. Религиозные термины «святой», «священный», «духовной» и т.д. употребляется в современных текстах 60% конституций мира, в Европе -51%. При этом 60% основных законов европейских стран фиксируют ту или иную религиозную идентичность народа. Упоминания о Боге присутствует в конституциях Швейцарии, Германии, Польше, Греции, Ирландии и т.д. А в исламских государствах аналогичное обращение к Всевышнему присутствует в большинстве стран, особенно в Иране и Пакистане [8]. Поэтому Конституция не может быть как сугубо юридическая и внерелигиозная. Каждая Конституция выстраивается на определенной системе ценностей.
В настоящее время, когда наука сделала огромных скачок в своём развитии, перед ней встал самый главный вопрос нашего бытия – духовная ответственность за моральные последствия этих открытий. А ориентация только лишь на возрастающие потребительские потребности без всяческих ограничений во всем – это путь в никуда.. И здесь без религиозного фактора во всех науках обойтись невозможно.
Христианство явилось учением неземного происхождения, которое наиболее точно описывает духовную природу человека и указывает, как развивать её через соответствующие духовные законы.
Во всех сферах бытия, как видимого или физического, так и невидимого или духовного мира существуют соответствующие законы. Незнание этих законов, и в первую очередь духовных, влечет за собой бесполезную борьбу со следствиями. Духовные законы работают неотвратимо и независимо от того, знают о них или нет, верят в них или нет. Законы, действующие в материальном и духовном мире, имеют два вида.
а) естественные нравственные законы жизни и природные законы, б) откровенные нравственные законы или законы духовной жизни. Первые нравственные законы находятся в совести человека и в природе. Их вложил Господь Бог в саму человеческую природу. Но в результате греховности совесть потеряла свою силу, т.к. у грешного человека ум, сердце, воля и совесть повреждены, и жить по этому закону человек уже не может. И только Откровенные нравственные законы, т.е. духовные законы способны это повреждение исправить и поднять нравственность на должный уровень [4].
Материальные законы временны, а духовный мир и его законы вечны. За нарушение физических законов человек терпит относительно временные последствия, а за нарушение духовных – вечные (2 Кор. 4: 18). Сами законы природы уже предполагают существование , существование самой природы, т.к. могут действовать тогда, когда существует мир или природа. А объяснить существование законов природы большим взрывом или самозарождением - значит ничего не объяснить. Таким образом, с научной точки зрения, отрицательное отношение к религии, к христианству, безусловно, недопустимо: научными доводами обосновать его нельзя.
Законы духовные имеют особое отличие от всех других законов:
а) законы естественные человек изменить не может;
б) законы духовные, за исключением закона свободы, могут быть изменены ради человека, поскольку здесь он имеет дело с о своим Творцом, Богом, который видя стремление человека к Нему и идя ему навстречу может изменить действие того или иного духовного закона ради самого человека и людей. Такое изменение закона часто называют «чудом», и делает это человек своим раскаянием, покаянием и смирением перед Богом.
Немало людей считают науку не только высшим и единственным путем постижения реальности, но и своего рода религией и отрицают все, что выходит за ее рамки. В ХХ-ХХ1 в.в. идеи Просвещения стали терять свои позиции. Для самих ученых становится все более очевидным, что научные теории, в конечном счете, всегда условны, а не абсолютны. Не случайно знаменитый американский физик, лауреат Нобелевской премии, Фейнман любил напоминать своим студентам: «Если вы думаете, что наука всегда достоверна,- вы глубоко ошибаетесь». После теоремы Геделя о неполноте любой достаточно развитой аксиоматической теории это стало уже фактом, общепринятым в ученом мире. Однако укоренившееся понимание непогрешимости науки до сих пор еще осталось в сознании людей [2].
Следствием фантастического развития науки и техники стала приближающаяся экологическая катастрофа. Растущее загрязнение окружающей среды, истощение естественных ресурсов планеты, общее обострение глобальных проблем и т.д.
Нет сомнений, что главной движущей силой разрушения природы является забвение религиозных ценностей, таких как ответственность, аскетизм и воздержание. Идеалы общества потребления, человеческий эгоцентризм, стремление к комфорту и наслаждениям, безудержная погоня за прибылью и вещами завели человечество в тупик. И без смены ориентиров в духовной области нельзя решить экологические проблемы. Христианский образ жизни, Церковная традиция воспитывают в людях ответственность не только за ближних, но и за природу.
Отдаляясь от христианских ценностей, наука становится бездуховной, а ее применение теряет нравственные, гуманистические ориентиры. Приблизившись к сокровенным тайнам бытия, к предельным вопросам мироздания нынешняя наука, как никогда прежде, нуждается в серьезном философском и богословском осмыслении своих открытий и исследований.
Провозглашение независимости науки от традиционных христианских ценностей, в конечном итоге, равнозначно отрицанию науки. В настоящее время в нашей стране широко распространяется и пропагандируется псевдонаука и различного рода оккультные учения антинаучного содержания. Эту опасность ясно сознают и сами ученые, которые сознательно или инстинктивно тянутся к Православию. Есть единая Абсолютная Истина, на которой держится все мироздание. Она всюду: вокруг нас и внутри нас. Она выходит за рамки познания как такового, ибо охватывает и сферу онтологии. Это прежде всего Любовь, та самая христианская любовь, без которой рушатся семейные и общественные устои, без которой экономика превращается в звериную борьбу всех против всех, без которой наука становится страшной силой, способной истребить все живое на земле [3].
Познание истины осуществляется на пути правильной христианской жизни, постоянно преобразующей человека из состояния страстного, болезненного в новое, святое, богоподобное. Только через духовное единение с Христом человеку открывается правильное видение существа тварного мира как единого с человеком организма, а не как чуждого ему объекта исследования, эксперимента и потребления. Такое познание превращает человека из алчного и слепого эксплуататора природы в её любящего и зрячего возделывателя и хранителя. Поэтому надо ввести и тело, и ум, и сердце в управлении Духа.
Духовные законы - это наше Спасение, Безопасность и Выживание в современном мире. Их надо знать, изучать в контексте богословских, социально-гуманитарных и естественных наук в высшей школе. Наше движение успешно настолько, насколько мы воспринимаем Божественное водительство, насколько мы подчиняем ему свой разум и свое сердце [5].